Тема дня
Что такое БЗМЖ и с чем это едят?
С 1 июля вступили в силу требования, в соответствии с которыми молоко и молокосодержащие продукты должны размещаться отдельно от суррогатов растительных жиров и сопровождаться надписями «Продукты без заменителя молочного жира». В первый же день депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в рамках проекта «Народный контроль» провели рейд по крупнейшим торговым сетям Уфы, в ходе которого проверили соблюдение новых правил продажи молочной продукции. А на следующий день, 2 июля, журналисты «Вечерней Уфы» отправились в рейд самостоятельно.
Рейд в качестве профилактики
По словам председателя Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан Константина Толкачева, в ходе рейда выяснилось, что большинство предприятий торговли не готовы к новым правилам. Визуальное разделение продуктов с использованием растительных жиров и настоящего молока, как правило, отсутствует. Спикер парламента подчеркнул, что рейд носил в первую очередь профилактический характер.
- Можно понять, что не все магазины успели подготовиться, но это не освобождает их от выполнения установленных требований, – сказал Константин Толкачев. - Цель рейда не карательная, а информационная. Мы ставим перед собой задачу добиться исполнения новых правил и донести максимум полезной информации до жителей республики. К сожалению, в обозначенной сфере много фальсификатов. Отличить настоящие молочные продукты от суррогатов на вкус и цвет зачастую невозможно. Состав на упаковке читают не все, кроме того, мелкий шрифт крайне сложно разобрать пожилым людям. Продукты из растительных жиров при этом стоят дешевле. Люди покупают их, думая, что это молоко. В итоге продукция добросовестных производителей не выдерживает ценовой конкуренции.
Константин Толкачев отметил, что помимо вопроса о честной конкуренции встает еще и вопрос о здоровье граждан. В январе вступили в силу требования об обязательной маркировке товаров с заменителями молочного жира. Их запрещено именовать молочными продуктами, а на лицевой стороне упаковок должна размещаться надпись «Содержит растительные масла». Теперь эти правила усилены новыми требованиями. Мониторинг будет продолжен, и если в ходе рейдов встретятся нарушения, в разговор вступят надзорные органы.
Новые требования? Нет, не слышали…
Напомним, что врио Главы Республики Башкортостан Радий Хабиров сказал, что о новых правилах реализации молочной продукции нужно информировать население. Контролерами торговых сетей должны выступить средства массовой информации.
Итак, захожу в маленький круглосуточный магазинчик «Продукты». Он расположен на первом этаже бывшей квартиры старого дома на улице Коммунистической, 40а. Понятно, что здесь тесно и расставить по правилам товар трудно, но требование есть требование. Молодой продавец, которому задаю вопрос о правильной выкладке молочных и молокосодержащих продуктов, в некотором недоумении: о новых требованиях он ничего не слышал. Пришлось достать распечатку постановления о внесении изменений в правила продажи отдельных видов товаров и методические рекомендации, разработанные в Минпромторге РФ и Роспотребнадзоре. Продавец сфотографировал и приказ, и рекомендации, которые сопровождаются инфографикой.
Следующий адрес - ТСК «Свердловский». На рынке несколько торговых точек, реализующих продукцию, о которой мы ведем речь. К нескольким продавцам, которые предлагают продукты всего лишь одного местного бренда, и к фермерам вопросов нет - вся молочка у них натуральная. Есть «бутик», в котором представлен широкий ассортимент «молочки», в том числе и с содержанием растительных жиров. Здесь полная неразбериха. Продавец не смогла ответить на вопрос, почему в ее «епархии» не соблюдены требования, уже вступившие в силу с 1 июля. Похоже, тоже ничего об этом не знала.
Без очков не вижу
…Зоя Ильинична, школьный учитель на пенсии, за новостями следит. О новых правилах в торговле читала в интернете. Мы познакомились с ней в супермаркете «Перекресток», что на улице Революционной, 52.
- Вот, забыла очки, а здесь необходимая информация о молочных продуктах набрана на ценниках белого цвета и довольно мелко, не разберешь, - говорит она.
- Творог, жирность 5 процентов, БЗМЖ… Значит, это продукт без заменителя молочного жира, - читаю на этикетке и соглашаюсь, что действительно напечатано мелко.
- Конечно, в очках бы я разобрала эту надпись, - продолжает диалог Зоя Ильинична. - Но ведь далеко не все покупатели вообще знают о новых требованиях, касающихся молочной продукции. На мой взгляд, этикетки должны быть яркими, может быть, разноцветными. Была недавно у подруги, на улице Блюхера, 18, зашла в ближайшую «Ярмарку». Там вроде бы то же самое, но на ценниках я увидела не аббревиатуру, а надписи, и довольно крупные «Без заменителя молочного жира».
А я сама на днях заходила в «Ярмарку» на улице Свердлова, 67 - картина та же, что и на Блюхера, 18. Значит, работники этой сети заинтересованы в покупателях и стараются их правильно информировать.
Выбор за вами
Хорошо, когда у нас есть выбор. Люди, которые заботятся о своем здоровье, стараются покупать только качественные и натуральные продукты.
- Несмотря на то что уровень потребления молочной продукции в первую очередь обуславливается уровнем доходов людей и ценами на полке, последние изменения в части разграничения молокосодержащих и молочных продуктов уже привели к изменению структуры спроса, - отмечает Мария Жебит, директор по связям с общественностью и госорганами Национального союза производителей молока «Союзмолоко» в статье, подготовленной Роскачеством. По словам эксперта, изменения в маркировке продукции, растущий тренд на потребление продукции без заменителей молочных жиров способствовали переориентации спроса с сырных продуктов на традиционные сыры. В результате спрос на сырные продукты упал на 10,3 процента, на сыры - вырос на 10,1 процента. Спрос на маргарины и спреды снизился более значительно, чем на сливочное масло: 10 процентов против 1,9 процента.
- Стараюсь покупать только натуральную молочку, потому что мне врачи запретили употреблять продукты, в которых могут присутствовать трансжиры, - рассказал покупатель одного из магазинов сети «Байрам» Игорь Васильев.
Кстати, здесь мы увидели так называемый стоппер - довольно крупный яркий постер, который указывает на молочную продукцию без заменителя молочного жира.
- А у нас большая семья и, что называется, не до жиру, - смеется молодая женщина, назвавшая себя Аней. - Понимаю, что натуральное полезнее, но мы берем то, что дешевле.
Как любил говорить небезызвестный политик, «главное - начать». Начало положено. Важно теперь донести информацию о положительных шагах в торговле до каждого потребителя, который уже сам решит, что ему купить при имеющемся выборе.
Татьяна БАРАБАШ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
5-07-2019 (0) Просмотров: 1 240 Номер: 49(13333) Версия для печати