GRAND PAS
“Серебряный век” Ирины Сапожниковой
Законы современного мира масс-медиа таковы, что пока есть информационный повод, историю о том или ином счастливчике будут тиражировать все издания. Но увы, зачастую интерес, внезапно вспыхнувший по отношению к той или иной фигуре, столь же быстро остывает, и журналисты находят нового героя. Однако, когда “медные трубы” стихают, творческая жизнь отнюдь не останавливается...
В 2010 году громко заявила о себе балерина Ирина Сапожникова. Ее искрометный дебют в премьерном спектакле Рината Абушахманова “Марионетка” на музыку Игоря Стравинского на открытии Международного фестиваля имени Рудольфа Нуреева произвел эффект разорвавшейся бомбы. Все только и говорили о многообещающей, потрясающе сценичной и грамотной молодой балерине. Ирина уверенно стала набирать мастерство и популярность. Заслужив похвалы самого Юрия Григоровича на его же конкурсе “Молодой балет мира”, Сапожникова одну за другой собирала награды на престижных смотрах танцовщиков: в Сочи, Стамбуле, Донецке, Красноярске...
И вот уже год, как про нее почти ничего не слышно. А год был насыщенным! И начался он с дебютов.
...Ирина Сапожникова впервые готовилась к спектаклю “Лебединое озеро” на музыку Петра Ильича Чайковского. Все его знают очень хорошо, оттого, быть может, дается он труднее остальных. Здесь важно не только выучить порядок движений, нужно создать два совершенно противоположных образа - нежной, трепетной принцессы Одетты и обольстительной, коварной Одиллии.
А буквально за несколько недель до долгожданной премьеры травму получила одна из ведущих балерин. Театральный сезон в разгаре, балетные спектакли идут через день, билеты проданы... В том числе на балет Александра Глазунова “Раймонда”. А единственная исполнительница роли заглавной героини внезапно заболевает. Нужно либо заменять спектакль, либо просто отменять. В этой непростой ситуации художественное руководство предлагает Ирине подменить коллегу. Не в правилах Сапожниковой пасовать перед трудностями. Казалось бы, что тут такого... Но она никогда до этого не танцевала Раймонду! Ирина, выручая родной театр, за четыре (!) дня подготовила партию. Конечно, срок совершенно невероятный. Ирина сама понимает: времени катастрофически мало для вдумчивого осознания и проживания образа. Но тогда самым важным было спасти спектакль - не подвести коллег и не разочаровать зрителей. Спектакль получился волшебным, и в зале даже никто ни о чем не догадался.
Одетту-Одиллию Ирина тоже станцевала. Даже раньше намеченной даты - за неделю до объявленного дебюта.
Зато третий дебют ушедшего года балерина готовила со всей тщательностью и творческим азартом. Еще в прошлом январе вся труппа полностью погрузилась в репетиции балета Адольфа Адана “Корсар”. Спектакль ставил сам Юрий Григорович. Мастер периодически приезжал в Уфу, отслеживая степень подготовки нового проекта, и сразу определился с исполнителями главных ролей. Вспомнил Ирину, ее выступление на своем конкурсе и решил, что она должна танцевать премьеру. И она станцевала! Это был поистине звездный час Ирины Сапожниковой. Спектакль стал грандиозным событием и триумфально открыл XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева. Медора Ирины то дразнила в витиеватых вариациях, то завораживала тридцатью двумя фуэте в знаменитом па-де-де, пленяла нежностью и неуловимостью в адажио и поистине царила в легендарной картине “Оживленный сад”.
Лето - пора отдыха и затишья. Но, вернувшись из отпуска, театральный люд узнал, что Сапожникова привезла очередную серебряную награду теперь уже из Италии. С известного Международного конкурса артистов балета “Premio Roma”. Да, участвовать в творческих состязаниях Ирина не перестала. Как признается балерина, это не только прекрасная возможность блеснуть балетной техникой. Такие поездки помогают держать себя в форме в более широком смысле, сохранять адреналин в крови, азарт, жажду новых творческих свершений. А еще такие поездки - шанс обзавестись полезными связями, узнать и прочувствовать, чем живет и дышит мировое балетное сообщество.
Неудивительно, что в октябре 2012-го Международный союз деятелей хореографии порекомендовал нашу Ирину Сапожникову для участия в серии Гала-концертов молодых талантливых танцовщиков в Марокко. Именно в этой стране с 21 октября по 1 ноября проходили “Дни культуры России”. Представления артистов балета стали украшением насыщенной программы российской делегации. Вместе с Ириной выступили солисты ведущих театров России: Михайловского из Санкт-Петербурга, Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, театра “Русский Балет” Вячеслава Гордеева, театров оперы и балета из Казани и Йошкар-Олы. Молодые танцовщики - победители многих балетных состязаний - давно знакомы, теплые дружеские отношения в жизни обернулись на сцене крепким партнерством.
Из Марокко наша героиня отправилась в столицу Татарстана, где поддержала Давида Залеева - талантливого и многообещающего танцовщика, временно оставшегося без партнерши. В двух спектаклях “Спящей красавицы” пара станцевала па-де-де Принцессы Флорины и Голубой птицы.
Едва смолкли аплодисменты, Ирина отправилась в Санкт-Петербург. Там уже собирались артисты - участники нового проекта танцовщика и продюсера Руслана Нуртдинова “Звезды мирового балета”. Его первые проекты “Шедевры Мирового Балета” и уже нашумевший “Черный лебедь” прошли с большим успехом в более чем семидесяти городах России, в странах Европы, Гонконге и ЮАР. Напомним: год назад он представил проект под названием “Черный лебедь” - уникальный синтез классического и современного танца, оперного пения и поэтического искусства. А вот новый проект посвящен исключительно балету, но состав участников - интернациональный. Российскому зрителю предложили встречу с интересными, талантливыми танцовщиками из разных стран мира: США, Бразилии, Аргентины, Украины, ЮАР. Единственная русская балерина - Ирина Сапожникова. Целый месяц проект путешествовал по России, от Ханты-Мансийска до Краснодара. Многочасовые переезды в автобусах, напряженный график выступлений - все трудности кочевого образа жизни искупало счастье общения с единомышленниками. Партнером Ирины стал солист театра “Американский балет” Джозеф Филипс. Его еще называют “золотой мальчик США”: из всех пяти балетных состязаний он вышел обладателем золотых медалей. Ирина вспоминает, как они долго веселились, узнав, что “золотой мальчик” танцевал с “серебряной балериной”.
- Этот тур был сложным, но он мне многое дал, - поделилась Ирина. - Давно уже устоялось мнение, что артисты балета - фанаты своей профессии. Нас так воспитывали. Но когда я увидела, как работают эти танцовщики, я поняла, кто такие настоящие фанаты. Они репетируют везде, где есть возможность, - в гостинице, в поезде... Джозеф, например, каждое свое выступление записывал на видео, чтобы потом разглядеть все ошибки и неточности. Вообще, одна из больших трудностей турне - отсутствие педагога-репетитора. Сложно быть объективным к себе, нам необходим взгляд со стороны. Конечно, по возможности я всегда старалась связаться с моим педагогом Галиной Георгиевной Сабировой, рассказать ей все, что-то показать. Так не хватало ее острого глаза и советов!
В середине декабря у Ирины прошла еще одна премьера “Лебединого озера”. На сей раз в астраханском театре оперы и балета. Балетмейстер Константин Уральский пригласил танцовщицу из Уфы на партию Одиллии в своей редакции легендарного балета.
А сейчас наша путешественница за океаном. И 5 января она выступила в очередном интересном проекте во Флориде (США).
Кстати, уфимские зрители смогут увидеть Ирину Сапожникову 27 января, в воскресенье, в балете “Щелкунчик”.
У балерины много планов на новый год. Ближайшие - партия Китри в балете Людвига Минкуса “Дон Кихот”. Она мечтает станцевать и Джульетту, и Жизель... А еще впереди большая, полная трудностей, а оттого такая желанная работа над новой постановкой Юрия Григоровича “Спартак”.
Валентина АЙШПОР.
НА СНИМКАХ: Ирина Сапожникова - Медора в балете “Корсар” (с Ильнуром Гайфуллиным) и Никия (“Баядерка”).
Фото Олега МЕНЬКОВА.
НА СНИМКАХ: Ирина Сапожникова - Медора в балете “Корсар” (с Ильнуром Гайфуллиным) и Никия (“Баядерка”).
Фото Олега МЕНЬКОВА.
10-01-2013 (0) Просмотров: 4 778 Номер: 3(12151) Версия для печати