$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Камертон

В "копилке" молодого дирижёра пятнадцать...саундтреков к фильмам


В "копилке" молодого дирижёра пятнадцать...саундтреков к фильмам

Несколько дней назад Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан отметил свой четвертьвековой юбилей праздничным концертом "25 лет вместе!". Впрочем, юбилейный год еще не завершен. Коллектив продолжает принимать поздравления от своих друзей-музыкантов со всего мира и готовится к новой программе "Вечер испанской симфонии".

Итак, 13 ноября, в понедельник, на сцене Государственного концертного зала "Башкортостан" (улица Ленина, 50) прозвучат "Испанская симфония" для скрипки с оркестром Эдуара Лало и "Севильская симфония" Хоакина Турины.
Интересно, что "Испанская симфония" Лало - ровесница "Кармен" Бизе. Она была написана в 1874 году и впервые исполнена прославленным испанским скрипачом Пабло Сарасате в 1875-м. Уже известно, что в гости к оркестру едет солист Московской государственной филармонии, обладатель пяти первых премий на международных конкурсах Сергей Поспелов. В его руках зазвучит уникальная скрипка Жана Батиста Вийома XIX века.
***
А "Вечёрка" тем временем продолжает знакомить читателей с музыкантами НСО, с теми, кто день за днём, кропотливо и, конечно, с любовью "пишет" историю коллектива. На сей раз мы представляем вам Камиля Абдуллина. За дирижёрский пульт НСО он встал в 2014 году, после окончания двух вузов - Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова (ныне - институт искусств) по классам "композиции" и "гобоя" и Санкт-Петербургской консерватории имени Николая Андреевича Римского-Корсакова по классу "оперно-симфонического дирижирования".
Впрочем, в Уфе его знают не только как дирижёра, но и в амплуа композитора, автора музыки к нашумевшим фильмам режиссёра Айнура Аскарова "Пусть ветер унесёт мои слова" и "Из Уфы с любовью". Сегодня мы разговариваем с молодым маэстро и об этом, и о многом другом.

- Камиль, в нынешнем году идёт третий сезон, как Вы пришли в оркестр. С чего все начиналось?

- Никогда не забуду свою первую программу. Я выбрал Седьмую симфонию Бетховена. Концерт для кларнета с оркестром Вебера исполнил кларнетист-виртуоз из Санкт-Петербурга, мой однокурсник Иван Столбов, а в красивейшем арфовом концерте Глиэра солировала моя супруга Гульназ, тоже выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Я был поражен высоким уровнем и ответственностью музыкантов оркестра и даже немного растерялся, не зная, с чего начать. В процессе работы сконцентрировался на музыке, и мой дебют прошёл в атмосфере настоящего творчества и взаимопонимания с коллективом.
Я вспомнил занятия со своим педагогом по дирижированию Владимиром Абрамовичем Альтшулером, который занимался со мной, не жалея сил и времени. Между прочим, многие годы он дирижирует Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича, в свое время создал струнный квартет и был концертмейстером группы альтов в этом же оркестре. Горжусь тем, что Владимир Абрамович и сейчас востребован за рубежом. В консерватории он имеет самый большой класс дирижёров-симфонистов, сохраняя и преумножая традиции школы дирижирования Ильи Мусина.

- Вам немного за 30, а у Вас уже появился свой слушатель на вечерних концертах оркестра. Многие спешат прийти "на Абдуллина", и это говорит о том, что Вы трудитесь не зря...

- За эти годы я исполнил с оркестром ряд монографических концертов, например, "Бетховен. Жизнь одного героя", далее - Брамс, Хачатурян, Таривердиев, Вивальди (с песочной анимацией), словом, то, что слушатели особенно любят. Раушан Якупов, художественный руководитель и главный дирижёр оркестра, приветствует мои идеи, доверяет серьёзные проекты, за что я ему благодарен. Например, нынешней весной я участвовал в Международном музыкальном фестивале, посвящённом юбилею нашего коллектива. Во второй фестивальный вечер мы представили премьеру. Впервые в Уфе была исполнена виртуозная пьеса русского композитора и виолончелиста XIX века Карла Давыдова - "Концертное аллегро". Солировал известный российский виолончелист из Санкт-Петербурга, лауреат Международных конкурсов Глеб Степанов. Мы не случайно выбрали эту пьесу. Творчество Давыдова, прожившего трагически короткую жизнь длиною всего в 50 лет, полно загадок и тайн. В своё время Пётр Ильич Чайковский называл Давыдова "царём виолончелистов", а граф Матвей Виельгорский подарил ему дивный инструмент работы Страдивари как "величайшему из виолончелистов всех времен и народов". В общем, стараюсь искать что-то необычное для публики, и это принимают.

- Помимо всего прочего Вы дирижируете симфоническими программами для детей. Сложно ли взаимодействовать с юношеской и детской аудиторией?

- Бесспорно, юная аудитория - самый чуткий и благодарный слушатель. Учитывая интересы детей, в прошлом сезоне я подготовил программу "Мультконцерт" в сопровождении видеоряда, в рамках которой звучат любимые мелодии нашего детства из анимационных фильмов "Ну, погоди!", "Бременские музыканты", "Зима в Простоквашино", "Приключения Кота Леопольда"... Только на этой программе мы разрешаем детям петь под аккомпанемент оркестра, что они с удовольствием и делают. Для молодёжи недавно выпустили программу "Музыка компьютерных игр".

- Как возникла идея обратиться к киномузыке?

- Наверное, стоит рассказать о том, как я начал писать музыку. В детстве моя мама, Асия Аскатовна, которая преподаёт музыкальные дисциплины в Уфимском училище искусств, подарила мне книгу Николая Зряковского по инструментоведению. Книга потрясла меня: благодаря ей мне открылось то, что я, подобно художнику, могу "рисовать" картины разными тембрами, сочетая их. Позже, когда уже учился в Уфимском училище ис-кусств, в классе Раита Салимовича Ганеева и Раисы Александровны Кузяковой, кстати, именно она привила мне любовь к дирижированию, я сочинял произведения для студенческого духового оркестра и сам дирижировал ими.
На вступительных экзаменах в Уфимскую государственную академию искусств меня прослушала сама Лейла Загировна Исмагилова и предложила учиться в классе замечательного педагога, потомственного композитора Салавата Сальманова. Спустя 5 лет, имея на руках два диплома о высшем музыкальном образовании как композитор и исполнитель на гобое, я поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где мне посчастливилось попасть в легендарную студию Максима Кошеварова - автора музыки известных ныне сериалов, кинокартин, анимационных фильмов, например, "Улицы разбитых фонарей", "Григорий Р.", мультсериала "Лунтик". Встреча с композитором, добавлю, произошла случайно. От друзей услышал, что команда постановщиков ищет исполнителя на курае, чтобы записать музыкальную тему к сериалу "Пятая группа крови" режиссера Александра Горновского. Меня прослушали и утвердили. Так я выступил с музыкантами Санкт-Петербургской филармонии, притом что курай освоил, так сказать, для себя... Ну а затем появились первые заказы на музыку к российским фильмам. Последние 6 лет работаю с талантливым режиссером Игорем Нурисламовым. Это большой профессионал, который многому меня научил в области драматургии (картины, сюжета, действа) и в умении везде находить свою изюминку.
На сегодняшний день в моей "копилке" пятнадцать саундтреков к фильмам, которые идут на телеканалах ТВЦ, "Россия", РенТВ и НТВ.

- Нынешним летом Вы приняли участие в мастер-курсе для дирижёров профессора Юрия Симонова. Прошлый мастер-курс состоялся 5 лет назад, и, как известно, пройти отбор в этом году было непросто...

- Я подал заявку на участие в марте и, к счастью, оказался в числе девятнадцати молодых дирижёров. Думаю, в этом мне помог опыт работы в НСО и школа дирижирования, полученная на занятиях Владимира Абрамовича Альтшулера. Так что в июле я прибыл в Московскую государственную филармонию и среди других "стажеров" летней школы Юрия Симонова встретил своих знакомых - дирижёров Дмитрия Руссу, Михаила Леонтьева и моего друга Хетага Тедеева. Скажу, что это был настоящий дирижерский марафон для нас, музыкантов из России, Франции, Казахстана, Азербайджана, Армении и Республики Беларусь. Целых 2 недели мы работали с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под руководством его художественного руководителя и главного дирижёра Юрия Симонова. Я не знаю других мастер-классов по дирижированию, которые могли бы сравниться с мастер-курсами Юрия Ивановича по длительности и интенсивности работы. В течение 2 недель мы занимались с раннего утра до поздней ночи... За это время я успел продирижировать более чем десятью произведениями и изучить более двадцати партитур.

- Как проходило творческое общение участников с Юрием Ивановичем?

- Маэстро изо дня в день делился с нами тонкостями мастерства, продолжающего традиции прославленной отечественной дирижёрской школы. Запомнились его слова, касающиеся разметки партитуры и работы над мануальной техникой. Например, в работе над Пятой симфонией Бетховена он сказал: "В советское время был фильм "Опасные повороты". У тебя - опасные ауфтакты. Надо аккуратнее относиться к своим самым первым движениям во всех первых фразах, то есть - после пауз или фермат". А в работе над Шестой симфонией Шостаковича отметил: "Молодец! Чтобы освоить такую трудную партитуру, надо иметь некоторый запас технических средств и энергии. Ты показал серьёзный рост за эти 6 дней. Поздравляю! Продолжай в том же духе".
По окончании мастер-курса каждый из нас получил видеозапись своей работы, а в финале мы выступили на Гала-концерте Московской государственной филармонии. Кстати, из российской столицы я увёз дирижёрскую палочку японской фирмы - подарок Юрия Симонова. С ней сейчас и работаю.

- В нынешнем году Ваш любимый симфонический коллектив отмечает 25-летие. Вы согласны с тем, что успех оркестра зависит от дирижера, который должен в правильном направлении повести за собой большое количество профессиональных музыкантов?

- Конечно! Именно дирижёр определяет путь своего коллектива к успеху. Но что бы он делал без музыкантов?! В студенчестве и я был артистом этого оркестра... Поэтому хочу поблагодарить коллектив и каждого музыканта за работу, за то, что они так поддерживают и друг друга, и человека за дирижерским пультом, и, конечно, еще раз поздравить всех с юбилеем!

Беседовала
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и из архива героя.


В "копилке" молодого дирижёра пятнадцать...саундтреков к фильмам

Дата создание новости 31-10-2017   Комментарии (0)   Просмотров: 1 017     Номер: 87(13163)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.