Камертон
Божественные оттенки голоса арфы
На днях ко Дню защиты детей Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан в двух городах республики - Уфе и Стерлитамаке представил проект "Дети с оркестром", открыв юным музыкантам путь на большую сцену.
Вспомним, что этот проект родился совместно со Средним специальным музыкальным колледжем много лет назад (одним из первых, кто выступил с оркестром, стал воспитанник колледжа, семилетний скрипач Чингис Ханнанов), и каждый концертный сезон колледж "поставляет" для выступлений новые дарования. В марте нынешнего года в проекте QIUNTA ("КВИНТА") блистала семиклассница Дарья Гузеева. На сей раз наряду с выпускниками колледжа скрипачом Ваге Нерсисяном, виолончелистами Александром Дороговым и шестиклассницей Яной Штин, которые несколько лет назад имели счастье играть с Национальным симфоническим, на сцену вышли дебютанты. Пианистка Дина Даутова, валторнист Анвар Файзрахманов, трубач Газим Исянбаев играли с оркестром впервые.
Самой же маленькой участницей проекта стала 10-летняя Анна-Дара Чарыева, очаровательная улыбчивая девочка в порхающем розовом платье, похожая на фею. Победительница двух международных и всероссийского музыкальных конкурсов, она, сойдя со сцены, с удовольствием позировала перед камерами. О том, как Анна-Дара начинала свой путь в музыку, о капризах любимой арфы и первых победах она рассказала в эксклюзивном интервью.
- Анюта, во-первых, поздравляем тебя с дебютом. Ты буквально влюбила в себя публику, и теперь многие девочки хотят быть похожими на тебя, надевать такие же роскошные платья, носить розовые цветы в волосах и, конечно, выступать. Расскажи, как ты шла к этому успеху?
- Спасибо большое за поздравление! Я, как и многие дети, пришла на подготовительные курсы музыкального колледжа в пять лет, а уже через год определилась с инструментом. Как-то с мамой мы пошли на концерт, где выступала Гульназ Ишмуратовна Абдуллина. Её игра на арфе нас заворожила, было что-то волшебное в этих звуках, и, выйдя с концерта, я решила, что буду арфисткой. Сейчас Гульназ Ишмуратовна - главный учитель в моей жизни, моя вторая мама.
- В этом году ты заканчиваешь четвертый класс колледжа и сдаёшь переводные экзамены. Наверное, уже и собственной арфой обзавелась?
- Конечно! Еще во втором классе мне купили арфу французской фирмы Camac, а модель называется Bardic. Моя арфа пока маленькая, как и я сама (улыбается). В ней двадцать семь струн, но весит она примерно двенадцать килограммов. Я отношусь к инструменту очень бережно, потому что моя арфа иногда, бывает, и капризничает. Древесина, из которой она сделана, чутко реагирует на изменения погоды. И если арфе жарко или холодно, она расстраивается. Поэтому всем арфистам обязательно советуют хранить инструмент только при комнатной температуре, без сквозняков и, безусловно, в специальном чехле.
- На концерте с оркестром ты исполнила удивительной красоты "Лирическую пьесу" Рафика Сальманова. Почему именно эту пьесу ты выбрала для проекта "Дети с оркестром"?
- Помню, ещё в марте Гульназ Ишмуратовна сказала, что ожидается такой концерт, и предложила выступить с симфоническим оркестром. Обычно, выбирая произведение, я сначала слушаю его в исполнении любимого учителя. Вот и на этот раз было так же. Правда, "Лирическая пьеса" изначально написана композитором для фортепиано. Переложение для арфы с оркестром нам сделал дирижёр проекта "Дети с оркестром" Камиль Абдуллин, который, как я знаю, ещё и музыку пишет. За один (!), представляете, за один вечер Камиль Флюрович сделал переложение, и утром, придя на урок, я получила заветные ноты.
- У тебя известная в Уфе фамилия - Чарыева. Давай откроем читателям секрет, ты ведь являешься внучкой известного человека, художника-постановщика, заслуженного деятеля искусств Башкортостана Курбандурды Чарыева, который много лет своей жизни отдал сначала Молодежному, а затем и Башкирскому государственному театру оперы и балета. Ты ходишь на спектакли дедушки?
- Знаете, когда дедушки не стало, мне было всего три года. Но мама и папа часто рассказывают о нем, храня память. Вместе с родителями я, конечно, бываю на спектаклях, поставленных дедушкой. А учительница по музыкальной литературе в школе говорила мне, что однажды брала интервью у него. Оперные спектакли на музыку композитора Салавата Низаметдинова "В ночь лунного затмения" и "Memento", а еще "Травиату" и "Трубадура" Верди я смотрела по нескольку раз. В эти моменты мне кажется, что дедушка рядом и очень любит меня...
- Я знаю, что твоя жизнь складывается не только из ежедневных занятий дома и в школе. С семи лет ты заявила себя на музыкальных конкурсах, и очень успешно.
- Скажу, что это не только мои победы, но и победы Гульназ Ишмуратовны, а также моих родителей. Недавно, когда я заняла первое место на Международном конкурсе имени Самария Савшинского в Санкт-Петербурге, ко мне с поздравлениями подошла сама Ирина Донская, знаменитая арфистка и композитор, профессор консерватории в Санкт-Петербурге. Ей очень понравился "Вальс бабочек" Рубенса в моем исполнении.
- У тебя очень красивое двойное имя Анна-Дара. Звучит оригинально и легко запоминается. Наверное, тот, кто тебя так назвал, думал о том, что ты станешь артисткой?
- Родители рассказывали, что когда я родилась, то мама хотела назвать меня Анной, потому что многих принцесс и королев звали Аннами, а папа - Дарой, что переводится как "особенная", "божественная". Наверное, это и помогло мне выбрать свой путь и любимый инструмент - арфу.
Беседовала Эльмира ИЖБОЛДИНА.
НА СНИМКАХ: крохотная Анна-Дара на руках у дедушки; а это наша героиня на концерте с НСО.
НА СНИМКАХ: крохотная Анна-Дара на руках у дедушки; а это наша героиня на концерте с НСО.
5-06-2018 (0) Просмотров: 1 261 Номер: 45(13225) Версия для печати