Премьера рубрики: загадки жизни инструментов
В этой виолончели живёт душа всех тех, кто играл на ней за сто с лишним лет…
Не правда ли, звук виолончели действительно густой, тягучий и бархатистый, как мёд, который собирают пчёлы Персефоны? Осип Мандельштам
Сегодня на персональной страничке Национального симфонического оркестра в «Вечерке» стартует новая рубрика «Загадки жизни инструментов». В рамках ее, как уже понял читатель, мы будем рассказывать о том, что, быть может, является самым главным в судьбе музыканта-исполнителя – о тех инструментах, на которых играют артисты НСО. И поверьте, эти небольшие рассказы станут в каком-то смысле и творческими характеристиками владельцев столь восхищающих нас виолончелей, скрипок, альтов, валторн и так далее…
И открывает дебютную рубрику рассказ артистки оркестра Светланы АЛЕКСЕЕВОЙ (группа виолончелей):
- Наверно, каждый музыкант мечтает о мастеровом инструменте, и те, у кого такой инструмент имеется, считают себя счастливчиками. Моя виолончель попала ко мне в очень плачевном состоянии, вся в трещинах, словно «с разбитой душой». Пришлось обращаться к реставратору, чтобы виолончель ожила и проявила свои звуковые краски.
Мастер сказал, что мой инструмент темного махагонового цвета внешне напоминает виолончели рубежа XIX-ХХ веков, которые изготавливали в Западной Польше. Об этом свидетельствует и гриф, выполненный из грушевого дерева, правда, со временем с него сошла краска и теперь он выглядит тусклым. К тому же у моей виолончели полностью отсутствует ус на верхней стороне корпуса, деке. Знаю, что такие «безусые» инструменты в старину встречались в церквях, их называли «церковным басом». В Уфе мне доводилось видеть ещё две похожие виолончели. Один такой инструмент сегодня находится у Галины Коротковой, артистки симфонического оркестра оперного театра, а на другом играл Эдуард Соловьёв, артист НСО первого состава, который теперь живёт в Чебоксарах. Вообще, мне было бы интересно попасть в прошлое и узнать родословную своей виолончели, так как на ней отсутствует клеймо, подтверждающее работу мастера.
Кому-то моя виолончель, с сошедшей местами краской, покажется некрасивой, но, знаете, в ней живет душа всех тех, кто играл на ней за эти сто с лишним лет. Мы практически никогда не расстаемся, и «работа» в НСО стала её новой жизнью.
Эльмира ИЖБОЛДИНА.
P.S. Виолончель – струнный смычковый инструмент скрипичного семейства. Возникновение его относится к XVI веку. Долгое время употреблялся как второстепенный инструмент, выполняя функцию сопровождения при игре на скрипке, флейте или вокальном исполнении, а также служил басовой опорой в ансамблях. На рубеже XVIII века виолончель утверждается в оркестре и получает широкое распространение как сольный инструмент.
26-10-2018 (0) Просмотров: 1 269 Номер: 86(13266) Версия для печати