$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Дневник фестиваля

«Туганлык» сроднил хозяев и гостей


Уфа пестрит зелено-белыми афишами, буклетами, социальные сети заполняют фото и видео, подписанные просто – tuganlik2019… А все потому, что в столице Башкортостана полным ходом идет Седьмой Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», который собрал на своей площадке лучшие театральные коллективы из Башкортостана, Татарстана, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Тывы, Хакасии, Крыма, Алтая, Гагаузии, Турции. Представляем вам дневник четырех фестивальных дней.

«Туганлык» сроднил хозяев и гостей «Туганлык» сроднил хозяев и гостей

День первый
Состоялось традиционное возложение цветов к памятнику Салавату Юлаеву и торжественная церемония открытия фестиваля в фойе Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. В праздничный вечер всех гостей фестиваля приветствовали министр культуры республики Амина Шафикова, председатель экспертного совета фестиваля Борис Морозов и худрук форума Олег Ханов. Олег Закирович поделился секретами особого ритуала перед выходом на сцену и отметил, что у каждого актера должен быть свой оберег. По этому случаю всем представителям театров-участников, вышедшим на сцену, вручили дизайнерские амулеты на удачу (художник-дизайнер Альберт Нестеров). Торжество закрыли Гимном фестиваля «Туганлык» и выступлением этногруппы «Йатаган»  совместно с Иделем Аралбаевым. В первый же фестивальный вечер был показан первый конкурсный спектакль БАТД «Зулейха открывает глаза» (по роману Гузель Яхиной, инсценировка Ярославы Пулинович. Режиссер Айрат Абушахманов). В Башкирском академическом в этот вечер был переаншлаг.
День второй
Второй день начался в конференц-зале гостиницы «Урал-тау» («Атола»), где члены экспертного совета – Борис Морозов (председатель), Сания Кабдиева (Казахстан), Андрей Ястребов (Москва), Татьяна Джурова (Санкт-Петербург), Нияз Игламов (Казань), Галина Вербицкая (Уфа) - обсудили обладателя «Золотой Маски» спектакль «Зулейха открывает глаза». Каждый выступающий выразил свое мнение, высказал свои мысли и некоторые пожелания, личный взгляд на постановку, на смысловое и сценическое содержание. «Спектакль «Зулейха открывает глаза» хорошо вписывается в контекст творчества режиссера Айрата Ахтямовича Абушахманова. Если мы возьмем еще два его спектакля – «Черноликие» и «Джут», то получится целая трилогия, я бы сказала, даже триптих, – начала обсуждение постановки уфимский театральный критик, кандидат искусствоведения, доктор философских наук Галина Вербицкая. – Хочу отметить удачную инсценировку, точные драматургические ходы. Всеми авторами спектакля удачно найден сценический элемент». Литературовед, доктор филологических наук, профессор Леонид Ястребов отметил, что смотрит этот спектакль уже в третий раз. На обсуждении он обратил внимание на определенные сцены спектакля, на существование актеров на сцене, художественное оформление постановки, разобрав некоторые моменты буквально детально. В свою очередь театральный критик из Казахстана Сания Кабдиева, обратив внимание на мизансценический рисунок спектакля, заметила, что подобные художественные решения очень точно выражают смысл спектакля. «Зулейха, существуя как бы обыденно, без героических проявлений, старается постичь вертикаль, связь духовную и внутреннюю», – сказала она.
После обсуждения в одно время прошли сразу два мероприятия: в БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы состоялась Международная научно-практическая конференция «Диалог культур и тюркоязычный театр» с выступлением участников и презентацией сборника научных статей, а в Малом зале БАТД прошла творческая встреча с народным артистом РФ, главным режиссером Центрального академического театра Российской армии Борисом Морозовым. «Театр нужен для того, чтобы помочь человеку жить: и тому, кто в зале, и тем, кто на сцене. Театр должен возбудить зрителя к тому, чтобы думать, размышлять и мыслить!» – сказал на встрече Борис Афанасьевич. Стоит сказать, что на протяжении двух часов присутствующие с большим вниманием, будто вовсе не дыша, слушали Бориса Морозова, который в завершение встречи рассказал о том, что его отец родом из Уфы, а именно из Нижегородки. После чего он громко произнес: «Я ваш!».
Вечером зрителей ожидал второй конкурсный спектакль – постановка Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала «И это жизнь?..». Речь о дипломном спектакле молодого режиссера Айдара Заббарова по произведениям Гаяза Исхаки – краеугольной фигуры татарского ренессанса начала ХХ века.
День третий
Третий день «Туганлыка» начался с заседания кабинета национальных театров Союза театральных деятелей Российской Федерации в Доме Актера имени Бедер Юсуповой. Заседание вел Борис Манджиев – секретарь СТД РФ, председатель Совета республик СТД РФ, худрук Национального драматического театра имени Баатра Басангова Республики Калмыкия. На повестке дня стоял вопрос о судьбе национальных театров в России и за ее пределами, затрагивались темы национальной и классической драматургии, авторского права, организации тюркоязычных фестивалей. Особое внимание присутствующие уделили Всероссийскому фестивалю национальных театров «Федерация», который пройдет в Грозном осенью 2019 года. Кстати, в этом фестивале будет принимать участие спектакль Башкирского академического театра «Зулейха открывает глаза». 
А в 16.00 в Малом зале БАТД на суд зрителей был представлен необычный по форме спектакль Независимого театра dOM  Республики Азербайджан – постановка «Лимбо» (Исмаил Иман), автором которой является Тарлан Расулов. Стоит сказать, что спектакль «Лимбо» посвящён беженцам. Режиссер намеренно погружает зрителя в эту атмосферу, буквально затаскивая его на игровую площадку: кто-то упирается, кто-то идет навстречу. Игра же актёров основана больше на импровизации, в зависимости от участия в действе самих зрителей. Поэтому в спектакле отсутствуют заранее подготовленные сидячие места.
Вечер «Туганлыка» выдался насыщенным. Сразу на двух площадках в одно время свои спектакли представили Крымскотатарский государственный академический музыкально-драматический театр (БАТД) и Гагаузский Национальный театр имени Диониса Танасоглу (НМТ). Крымчане на фестиваль привезли сценическую версию гоголевской «Женитьбы» в постановке заслуженного деятеля искусств России, Украины, Крыма Владимира Магара. Отметим, что режиссер по-своему трактует одну из самых мистических пьес Гоголя, делая финал абсолютно неожиданным и довольно сильно расходясь с мыслью самого автора. Другой театр – из Молдовы, представил американскую рождественскую сказку-притчу о всепобеждающей силе добра – спектакль «Дорогая Памела» (по пьесе Джона Патрика). «Мы хотели показать, что не все измеряется деньгами», — прокомментировал постановку режиссер Турал Мустафаев.
День четвёртый
Утро четвертого фестивального дня началось с обсуждения сразу трех спектаклей, которые были показаны в третий день «Туганлыка». Члены экспертного совета, к которым в этот раз присоединились московский театровед Ольга Егошина и народный артист России и Башкортостана Хурматулла Утяшев, отметили уникальность каждой постановки, разобрав режиссерские и актерские работы, высказав свои пожелания, а местами и покритиковав режиссерские замыслы. Эксперты на обсуждении говорили о творческом поиске каждого театра, о его перспективе, потенциале трупп.
Вечером на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур» состоялся показ шестого конкурсного спектакля. На суд уфимской публики свой спектакль представил коллектив Стерлитамакского государственного концертно-театрального объединения - «Таганок». Спектакль «Таганок» по мотивам повести Мустая Карима в инсценировке и постановке московского режиссёра Антона Федорова (режиссер по пластике – Ирина Филиппова, Москва) – самый масштабный спектакль башкирского драматического театра СГТКО. Режиссер, сохраняя бережное и трепетное отношение к автору, вывел классический материал башкирской литературы на новый уровень современного художественного мышления.
«Туганлык» продолжил свою работу и после вечернего спектакля. В 22 часа в рамках внеконкурсной программы начался спектакль Салаватского государственного башкирского театра. Экспертный совет, участники форума и уфимские зрители познакомились со спектаклем «Беруши» («Бер, ике, jс…», Олмас Жанайдаров) в постановке Ильсура Казакбаева. В камерном пространстве (зрители и актеры расположены на сцене) раскрывается проблема национального языка: честно, правдиво и без ложного патриотизма, с ненормативной лексикой и без всякой лести. Переименовав казахских героев пьесы в башкирских Булата и Уразбая, режиссер поставил спектакль-предупреждение, подняв остросоциальную тему до уровня всеобщей трагедии, где лейтмотивом проходит библейский сюжет о первородном грехе.
«Туганлык» продлится до 30 мая. В программе фестиваля еще шесть спектаклей из Турции, Казахстана, Алтая, Хакасии, Кыргызстана, Тывы, а также лекция Ольги Егошиной, Театральный йыйын (28 мая, 10.00, Кармаскалинский район) и своеобразный мастер-класс, то бишь творческая лаборатория композитора Урала Идельбаева (29 мая, 14.00, БАДТ имени Мажита Гафури).

«Туганлык» сроднил хозяев и гостей «Туганлык» сроднил хозяев и гостей

Ирина ШАМСУТДИНОВА.
НА СНИМКАХ: фрагмент открытия «Туганлыка», сцены из спектаклей «И это жизнь?..» и «Лимбо», а также члены экспертной комиссии в процессе обсуждения.
Фото автора и Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 28-05-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 016     Номер: 39(13323)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.