Я не хочу «железных» слов…

Как-то мой друг Сергей Спатар признался: «Знаешь, будучи уже взрослым, я плакал всего один раз в жизни – когда умер отец…» А я помню самый последний день 1985-го, когда возле дома №71 по улице Карла Маркса плакали сотни людей – уфимцы прощались с человеком-легендой, золотыми буквами вписавшим свое имя в историю железной дороги республики и страны – Иваном Парфеновичем Спатаром. Двадцатипятитысячный коллектив Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги не просто уважал, а искренне любил своего руководителя, и между собой работники всех уровней его называли просто папой…
…Мы стоим на широкой улице, щедро продуваемой теплым майским ветром. Вокруг – чистота и аккуратность свежеотстроенного современного микрорайона. Ветер стремится сорвать алое полотнище с мемориальной доски, которая откроется нашему взору через каких-то полчаса. Цветы, улыбки, радость встречи через годы… Эх, мой беспокойный, мой замечательный друг Сережа! Сколько ты сделал для увековечения памяти своего отца – фронтовика, орденоносца, человека не просто достойного – достойнейшего! Как ты сегодня был бы счастлив! Но ты не с нами, ты ушел, не дожив до шестидесяти, не догнав по возрасту отца, которого не стало в шестьдесят шесть. Я помню, как ты радовался, когда шесть лет назад депутаты Совета городского округа приняли решение присвоить одной из новых улиц Демского района имя Ивана Спатара! И вот сегодня, когда на совсем юной магистрали появились и уже заселены первые многоэтажки, застройщик жилого комплекса «Город природы» – компания DARS приняла замечательное решение: изготовить и установить на одном из домов мемориальную доску, которая коротко рассказывала бы всем, кем же был фронтовик и главный железнодорожник республики Иван Спатар.
Коротко же поведать о таком человеке в газетной публикации – задача почти невозможная, настолько была насыщенна интересная и нелегкая жизнь Ивана Парфеновича, навсегда отдавшего сердце железной дороге.
…А начал трудиться на стальных магистралях молодой парнишка из украинского села Загнитково под… шквальной бомбежкой, когда он вместе со своими друзьями, студентами-железнодорожниками, отбиваясь от фашистов, помогал вывозить раненых и детей из осажденного Харькова. Израненных, изможденных, студентов самих потом подобрали красноармейцы и затащили в последний вагон последнего покидавшего город эшелона. «Нас угощали слонятиной», – грустно улыбался Иван Парфёнович, рассказывая о тех днях через много лет. Откуда, почему? «Фашисты расстреляли зоопарк…» Свою первую боевую награду Иван Спатар получил в 1942-м, когда ценой неимоверных усилий освободил забитую вагонами станцию для прохождения литерных эшелонов, перевозящих танки под воюющий Сталинград.
Как очень многие фронтовики, Иван Парфенович вспоминать и рассказывать о войне не любил. И мы с Сергеем гораздо чаще слышали истории о курьезных ситуациях, случившихся в бытность Спатара-старшего начальником тех или иных станций…
Трудолюбие, необычайная работоспособность, порядочность, глубокие профессиональные знания в 1962 году привели Ивана Спатара в кресло начальника Башкирского отделения Куйбышевской ордена Ленина железной дороги. Предстояло руководить огромным коллективом! Работа закипела…
Выступая на открытии мемориальной доски, почетный железнодорожник СССР Николай Протасов, ставший начальником отделения дороги после Ивана Спатара, сказал: «Иван Парфенович при жизни создал столько объектов, что на каждый из них как на памятник легендарному начальнику можно было бы установить мемориальную табличку». Именно при Спатаре был построен новый железнодорожный вокзал в Уфе, проведена реконструкция локомотивного депо «Дема», была запущена промывочно-пропарочная станция «Аллагуват», начал курсировать фирменный поезд «Башкирия». А сколько проложено километров железных дорог! Взять хотя бы новую электрифицированную линию Белорецк – Карламан, которую называли башкирским БАМом. Это более 200 километров путей! В целом за эти двадцать лет объем работы отделения вырос в два раза! А само отделение дороги стало одним из самых высокооснащенных и лучших по всем показателям во всей сети МПС.
«Присвоение имени почетного железнодорожника СССР Ивана Спатара улице именно в Демском районе глубоко символично», – отметил глава района Иван Иванов. Иван Анатольевич перечислил, сколько доброго и полезного сделал для демчан железнодорожный «генерал» – старожилы района вспоминают его имя с глубокой благодарностью.
Об Иване Спатаре написано нашим братом немало. И, перечитывая многие очерки, я заметил, что их авторы с удовольствием употребляют штамп: железная дорога – железный характер руководителя (в свое время не избежал подобной участи и автор этих строк). Красивый же образ! Думаю, немалую роль здесь сыграла дарственная надпись на одной из книг, что бережно хранится в личной библиотеке начальника отделения дороги: «Моему другу, железному Спатару». Ее автор – народный поэт Башкортостана Мустай Карим. Мустафа Сафич, будучи человеком остроумным (железная твердость характера одаряемого тут ни в коем случае не отрицается!), все же скорее озорно пошутил, нежели имел в виду нрав железнодорожного командира. Но «железный Спатар» пошел из уст в уста. А вот именно сегодня я именно о железе да о стали, говоря о чертах характера, вспоминать не хотел бы. Потому что Иван Спатар был в первую очередь человеком с большим и горячим сердцем, человеком, который не мог пройти мимо чужой проблемы и тем более беды. Он знал чаяния простых железнодорожников, и кто сегодня сосчитает, скольким он помог! С улучшением жилищных условий, организацией отдыха, лечения, продвижением по служебной лестнице. Конечно, НОД (так на железнодорожном сленге называют эту должность) должен быть человеком со стальным стержнем в характере – дисциплина в этой сфере всегда была и остается не просто строгой, а военной, ведь на кону может быть жизнь людей. Но чтобы тебя уважали и любили, надо быть человеком с большой и доброй душой. У Спатара хранилась целая стопка недоступных для посторонних глаз объяснительных «накосячивших» подчиненных, которым он в свое время не дал хода и не наказал людей взысканиями или материально. Однако с каждым была проведена душевная, но принципиальная беседа, после которой никто ни разу промашек уже не допустил. Да, за дело, конечно, иных и наказывал, но никому постороннему не позволял незаслуженно обидеть или обделить своих подчиненных. Его кабинет в известном всем здании на Карла Маркса был открыт для всех. Многие выходили из него воодушевленными и окрыленными, однако желающие «подмазать» с корыстными намерениями нужного человека вылетали оттуда пунцовые от стыда… В своей книге «Люди. Годы. Жизнь» бывший в то время председателем Совета министров БАССР Зекерия Акназаров высказался об Иване Спатаре коротко, но емко: «Авторитетный руководитель, очень добрый и порядочный человек». Книголюб, любитель поэзии, глубокий знаток российской и мировой истории. Любящий муж, отец, дед…
Кавалер двух орденов Ленина, орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, множества медалей, Иван Спатар четырежды избирался депутатом Верховного Совета БАССР, депутатом съезда КПСС. И был удивительно скромен в быту, ни за что не желая поменять видавший виды личный «жигуленок» на авто попрестижнее, а небольшой садовый дощатый домик на хоромы, вполне подобающие человеку с его положением, заслугами и авторитетом. Несомненно, легендарными его сделали не только успехи на профессиональном поприще, но и кристальная порядочность и скромность.
…Наступает торжественный момент: заместитель главного ревизора по безопасности движения поездов Куйбышевской железной дороги Александр Жуков и глава администрации Демского района города Уфы Иван Иванов снимают покрывало с мемориальной доски.
Пройдут годы, сюда будут приходить мамы с колясками, влюбленные, здесь будет гулять молодежь, в этих домах вырастет новое поколение демчан, которое обязательно должно знать, кем же был человек, глядящий с гранитной доски – Иван Спатар…
Вячеслав ГОЛОВ.
Фото Фларита ХАФИЗОВА и из открытых источников.
Фото Фларита ХАФИЗОВА и из открытых источников.
Вчера, 07:24
(0) Просмотров: 82 Номер: 32(13867) Версия для печати