СРОЧНО В НОМЕР!
Сказ про то, как Ершова два Ивана осовременили…
В минувшие выходные в Башкирском государственном театре оперы и балета прошла премьера очередного спектакля. Речь о балете-феерии «Конек-Горбунок», который на музыку Родиона Щедрина поставил премьер Михайловского театра, лауреат международных конкурсов, приглашенный солист Большого и Мариинского театров, «Ла Скала», Баварского балета, Американского театра балета Иван Васильев.
Литературной основой новой постановки стала знаменитая одноименная сказка Петра Ершова, по которой в свое время написали сценарий (не либретто) балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский. Тот первозданный балет в марте 1960 года был поставлен в Большом театре хореографом Александром Радунским. За дирижерский пульт тогда встал народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий России Геннадий Рождественский.
Знаковым можно назвать тот факт, что музыкальным руководителем уфимского «Конька» стал ученик Геннадия Николаевича – главный дирижер БГТОиБ, заслуженный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» Артем Макаров, который очень бережно и тонко работал с текстом произведения Щедрина, за что заслужил отдельных аплодисментов публики.
Вообще, зал принимал новый балет БГТОиБ тепло, в чем немалую роль сыграло оформление спектакля – автор сценографии и костюмов Иван Складчиков уже знаком уфимским зрителям по оперному спектаклю «Аттила» на музыку Джузеппе Верди. Складчиков создал волшебный по красоте мир, соединив, казалось бы, несоединимое – культуру мирискусников и атрибутику «Левого фронта искусств», поиски Самохвалова, Родченко и материальную культуру времен 20-х годов минувшего века, а еще живопись Татьяны Мавриной, бесшабашность митьков и даже некие детские ощущения послевоенного поколения от запомнившихся всем эстетических уроков старого, доброго кино. Во всяком случае, мизансцены с Жар-птицей чем-то неуловимо напоминают эпизод встречи Садко и его приспешников с Птицей Феникс из знаменитого фильма Александра Птушко, работавшего с художниками Евгением Куманьковым и Евгением Свидетелевым (операторы Федор Проворов и Борис Горбачев). В творческом тандеме с Иваном Складчиковым выступил и художник по свету Сергей Шевченко.
И нелишне добавить следующее: что касается сценария Вайнонена, то уфимский балет идет в обновленной редакции – два Ивана, Васильев и Складчиков, увлекшись игрой с сюжетными перипетиями ершовской сказки, а также со смыслами, создали новую сценическую адаптацию, перенеся и Ивана, и его друга Конька, и прочих персонажей в век нынешний. А перемещаются действующие лица этой истории в эпоху, созданную Петром Павловичем Ершовым, во сне, которым забывается простак Иван, в чьем образе во второй премьерный вечер на сцену и вышел Иван Васильев…
Кстати, к дню премьеры БГТОиБ специально выпустил буклет-раскраску, содержащий сведения о постановочной команде, фотографии, рисунки художника Складчикова, позволяющие ребенку проявить максимум фантазии и раскрасить, скажем, платье Царь-девицы по собственному усмотрению, а также текст либретто, сочиненный обоими Иванами.
Зал долго не отпускал исполнителей, в числе которых не могу не отметить замечательную актерскую работу заслуженного артиста Башкортостана Андрея Брынцева (Спальник) и, как всегда, прекрасную Гульсину Мавлюкасову, народную артистку Башкортостана (Жар-птица), наконец-то вернувшуюся к нам. Люди беспрестанно аплодировали, и даже бас художественного руководителя БГТОиБ Аскара Абдразакова, в финале представлявшего публике творческую команду, тонул в шуме этих рукоплесканий.
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: после премьеры - Иван Васильев (в сценическом костюме), Иван Складчиков, Аскар Абдразаков и Артем Макаров.
Фото Александра
ДАНИЛОВА.
НА СНИМКЕ: после премьеры - Иван Васильев (в сценическом костюме), Иван Складчиков, Аскар Абдразаков и Артем Макаров.
Фото Александра
ДАНИЛОВА.
19-11-2019 (0) Просмотров: 2 562 Номер: 84(13368) Версия для печати