Идрис созвучно слову «бис!»
На протяжении всех лет своего существования «Вечерняя Уфа» постоянно пишет об Идрисе Газиеве, с первых шагов певца отслеживая этапы его большого творческого пути. Поэтому Идрис Мударисович, дорожа этой дружбой, всегда откликается на просьбы главной городской газеты, выступая на ее вечерах, связанных с особыми для «ВУ» событиями. Вот и в мае уходящего года он пел на юбилейном концерте «Вечерки», который проходил в стенах Русского академического театра и был посвящен пятидесятилетию «ВУ». И, как, впрочем, и всегда, пел настолько выразительно и проникновенно, что с лихвой переполненный зал ГАРДТ буквально взорвался аплодисментами, долго не отпуская со сцены заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана и Татарстана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, лауреата международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.
…«Вечерка» поэтапно «вела» Идриса Мударисовича, начиная, пожалуй, с момента его первых успехов. Мы не раз писали о том, как много лет назад в Уфу из деревни Курманаево Аургазинского района республики приехал совсем еще юный Идрис, получивший благословение родителей на то, чтобы поступать в соответствующее учебное заведение, дабы со временем стать певцом. В учительской семье Газиевых решение сына восприняли с пониманием, и Идрис отправился в столицу. Но до судьбоносной его встречи со знаменитым профессором Миляушой Муртазиной, воспитавшей, если не сказать - взрастившей, плеяду блистательных вокалистов, было еще далеко. У пятнадцатилетнего мальчика, только-только закончившего восьмой класс, в Уфимском училище искусств документы не приняли, очень разумно перенаправив абитуриента в музыкально-педагогическое училище №2 («Ты еще маленький, опять же – мутация…»), где он попал в руки мудрого и чуткого педагога по вокалу Надежды Михайловны Чернышовой, рассмотревшей в мальчике зреющий талант – ритм, слух, музыкальность есть, но пока рановато петь, и, оберегая его от любых дополнительных нагрузок, не трогая лишний раз голос, она не позволяла Идрису много петь, да что там – часто и рот открывать в послемутационный период, даже справки какие-то доставала, чтобы освободить будущую звезду от занятий в хоре, мол, ученик болен. Так прошло два года. Был в педучилище и еще один человек, о котором Идрис Мударисович всегда вспоминает с благодарностью – Лилия Ахметовна Каримова, которая перешла затем в Уфимское училище искусств и преподавала также в УГИИ. Она и рассказала Миляуше Галиевне о том, что есть такой юноша, Идрис Газиев, и хорошо бы его послушать. И вот прослушивание состоялось, и волновавшийся до полуобморочного состояния мальчик спел знаменитому педагогу по вокалу песню Хусаина Ахметова…
И с тех пор стал в свободное время ходить в УУИ в муртазинский класс, просто так – чтобы слушать, как Миляуша Галиевна занимается со своими учениками, какие замечания она им делает. А к тому времени Надежда Михайловна Чернышова собралась уезжать из Уфы в Кишинев. В какой-то момент она оставила Идриса после занятий, чтобы попрощаться с воспитанником, и сказала ему: «Лилия Ахметовна поведет тебя на экзамен в училище искусств, держись за нее, и хорошо бы тебе попасть к Муртазиной». Вскоре Идрис написал заявление об отчислении, и один из педагогов училища №2, подписавший его, крикнул юноше в сердцах: «Из тебя никогда в жизни не получится профессиональный певец!» Получив такое замечательное «напутствие», Газиев с Лилией Каримовой, которая в том году как раз работала в приемной комиссии УУИ, отправились сдавать документы. И Идриса взяли, но первоначально решили в процессе распределения учеников отдать его другому педагогу. Лилия Ахметовна тогда, как орлица крыльями, закрыла юношу: «Нет, он будет заниматься только у Муртазиной!»
…И вот с 1997 года началась, как говорит сам Идрис Мударисович, «наша с Миляушой Галиевной жизнь, бережное отношение к голосу в которой есть основа основ». Тем более что голос в те поры у него все еще не оформился – ни тенор, ни баритон, пока ничего не ясно. Способности есть, учил он произведения быстро… В общем, Миляуша Галиевна пока держала своего нового ученика, что называется, «на манной каше». Но тем не менее, все это вкупе с бережным отношением наставника к зарождающемуся ростку и постоянное наблюдение дали в конце концов плоды – голос потихоньку рос, материализовался, оформился, начал звучать! И Газиев запел, постепенно становясь известным не только в Уфе, но и за ее пределами. Пожалуй, с тех самых пор «Вечерка» и стала периодически писать об оперяющемся певце, кстати, в какой-то период выступавшем с небольшим инструментальным составом перед сеансами в кинотеатре «Родина».
Сколько же воды утекло с тех пор?! Очень-очень много… Идрис Мударисович уже давным-давно является одним из самых востребованных певцов в Башкортостане и братском Татарстане, он не раз и не два уже возглавлял жюри вокальных конкурсов, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и пошел по стопам своей дорогой наставницы, став профессором кафедры вокального искусства Уфимского государственного института искусств, тщательно и очень бережно занимаясь с многочисленными учениками. А еще он вписал в свою творческую биографию огромное количество побед, лауреатских званий на различных, вплоть до самого высокого ранга, конкурсах, в том числе и на международном конкурсе «Балтийская песня» в шведском Карлсхамне, на котором в свое время стартовала знаменитая группа АВВА, пробившаяся с него на «Евровидение»… Почему-то об этом факте биографии Идриса Мударисовича мало вспоминают. А тогда, в 1998-м, Газиев потряс не очень эмоциональных шведов, горячо аплодировавших молодому певцу, с блеском и проникновенностью исполнившему на незнакомом языке песню композитора Рима Хасанова. Кстати, победителя на конкурсе в Карлсхамне всегда выбирают только одного, остальные участники удостаиваются лишь аплодисментов публики. И вот тоненький, в чем-то даже невзрачный диплом лауреата «Балтийской песни» (такой же получила и АВВА, но 14 годами раньше) отправился в далекую Башкирию… И это было что-то невероятное! Тогда к Идрису после его выступления подошла одна из участниц этого творческого состязания из Швеции и, объясняясь жестами, приложила свою руку к глазам, полным слез, а потом к сердцу. «Твоя песня заставила меня плакать, навсегда оставшись в моем сердце», - перевел растерявшемуся Газиеву оказавшийся рядом толмач.
А сколько компакт-дисков со своими песнями записал Газиев! Только на памяти «Вечерки» их четырнадцать, но это те, о которых писала газета, на самом деле их больше. И речь не только об эстрадных и фольклорных песнях, есть в числе дисков и пластинки с записями произведений камерной музыки, сложнейшие вокальные циклы, в том числе и на стихи Габдуллы Тукая.
Да, самое главное то, что в республике Газиев был первым артистом, записавшим компакт-диск, это уже после него многие тоже решились обзавестись своими «компашками», но законодателем стал именно Идрис. Его вообще в каком-то смысле можно назвать законодателем моды. Газиев первым в республике создал театр песни, он первым в республике надел на сцене летящий легкий шелковый зилян, подобный восточному халату, а когда один за другим многие вокалисты «скопировали» этот костюм, Идрис Мударисович вышел на сцену в элегантном смокинге, который привез из гастрольной загранпоездки. Их у Газиева было несколько – один лучше другого (как, впрочем, и бабочек)… После этого пораженное вокальное большинство тоже нарядилось в смокинги, а кто-то из эстрадников даже и во фраки. Тогда Идрис Мударисович смокинг снял и впервые вышел на сцену в не менее элегантном узорчатом пиджаке, напоминающем по фактуре парчу. Их у нашего героя тоже несколько. Но когда на эстраде стали «плодиться» парчовые пиджаки, Идрис Мударисович перестал подкидывать сообществу идеи и зачастую теперь поет в строгом костюме, пошитом у классного мастера, а не купленном, как у иных, на вещевом рынке…
И все это время Газиев, написавший диссертацию на тему «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман» и великое множество исследовательских статей, частенько выступая на научных конференциях и консультируя коллег (недавно, например, к нему обратились специалисты из Чечни, которым он от чистого сердца отдал свои наработки и материалы), занимаясь преподавательской деятельностью и входя в состав различных «судейских коллегий» республиканских, всероссийских и международных конкурсов, не прекращает своей вокальной деятельности, постоянно выступая с концертами в нашей республике, ее столице, а также в других городах и весях, в частности в Москве, где его любят и всегда ждут.
Скажу больше – будучи солистом Башкирской государственной филармонии, Идрис Мударисович вдоль и поперек изъездил всю Башкирию, а посему его ценят в каждом городе и селе нашего региона. И везде в этих поездках, а также в своих гастрольных турах по Татарстану и Оренбургскому краю, в Троицке он продолжает тщательно собирать старинные народные башкирские и татарские песни, в обязательном порядке включая их в свой репертуар и знакомя слушателей с этими фольклорными жемчужинами, большинство из коих исполняет а капелла. Голос его продолжает звучать так же молодо и свежо, а с учетом мастерства, которое только растет, каждая вокальная миниатюра превращается у Газиева в моноспектакль, в чем помогают герою наших публикаций не только уроки профессора Муртазиной, но и образование, полученное им и в институте переподготовки работников искусства и культуры (Москва, курс режиссера Большого театра Николая Ивановича Кузнецова, по специальности «режиссер музыкального театра», 1996 год). Недаром же он с успехом исполнил вокальную партию в рок-опере Салавата Низаметдинова «Звезда любви», поставленной в свое время на сцене БГФ. А еще надо сказать о том, что своеобразной традицией стали концерты «Учитель и ученики», которые в апреле, в день рождения Идриса Мударисовича, проходят в Уфимском джаз-клубе, и господин профессор в обязательном порядке выходит в эти вечера на сцену джазовой мекки нашего города вместе со своими питомцами. И это тот редкий случай, когда в нашем джаз-клубе звучат не только столь любимые Идрисом Газиевым русские романсы, но и романсы Рустема Яхина, и песни башкирских композиторов, и произведения из фольклорной сокровищницы нашего края… И те, кто бывает на этих «именинах», всегда гадают, кто же из участников вечера моложе: сам наставник или его подопечные?
Добавим также, что тяга к педагогической деятельности у Идриса Мударисовича – это не только дань своим корням, имею в виду то, что родители Газиева всю жизнь посвятили нелегкому учительскому труду, но и то, что впитал он на занятиях у Миляуши Галиевны, на которых он бывал бесконечное количество раз, слушая, как профессор Муртазина распевает учеников, как «разбирает» ошибки подопечных: вникая в то, какой репертуар она им дает, запоминая ее реплики и замечания. В свое время Миляуша Галиевна, заметив тягу ученика к вокальной педагогике, поддержала его в этом. А позднее, если профессор Муртазина уезжала на конкурсы, когда ее приглашали работать в жюри, она просила Идриса без нее распевать своих студентов, что он с большим, надо сказать, удовольствием (поскольку это тоже учеба) и делал, и у него получалось. В число тех, кого распевал в классе Муртазиной молодой стажер, был, добавлю, и начинающий Аскар Абдразаков…
…И в заключение совсем коротко о публике – слушатели, причем не только из нашей республики, любят выступления певца Газиева. В числе его поклонников – масса представителей русскоязычной аудитории. Это не удивительно, поскольку истинные ценители вокального искусства способны, несмотря на язык, на котором исполняется произведение, понять то, какой культурой звука обладает артист, как тонко и глубоко он чувствует замысел автора, уровень его музыкальности, органику, но главное – красоту голоса. В числе приверженцев творчества заслуженного артиста России Идриса Газиева и коллектив газеты «Вечерняя Уфа», который не собирается расставаться с ним, продолжая следить за его успехами, равно как и за успехами его учеников. Надеемся, что процесс этот будет долгим-долгим…
От имени коллектива «Вечерней Уфы»
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
13-12-2019 (0) Просмотров: 1 141 Номер: 90(13374) Версия для печати