$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Идрис созвучно слову «бис!»


На протяжении всех лет своего существования «Вечерняя Уфа» постоянно пишет об Идрисе Газиеве, с первых шагов певца отслеживая этапы его большого творческого пути. Поэтому Идрис Мударисович, дорожа этой дружбой, всегда откликается на просьбы главной городской газеты, выступая на ее вечерах, связанных с особыми для «ВУ» событиями. Вот и в мае уходящего года он пел на юбилейном концерте «Вечерки», который проходил в стенах Русского академического театра и был посвящен пятидесятилетию «ВУ». И, как, впрочем, и всегда, пел настолько выразительно и проникновенно, что с лихвой переполненный зал ГАРДТ буквально взорвался аплодисментами, долго не отпуская со сцены заслуженного артиста России, народного артиста Башкортостана и Татарстана, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, лауреата международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов.

…«Вечерка» поэтапно «вела» Идриса Мударисовича, начиная, пожалуй, с момента его первых успехов. Мы не раз писали о том, как много лет назад в Уфу из деревни Курманаево Аургазинского района республики приехал совсем еще юный Идрис, получивший благословение родителей на то, чтобы поступать в соответствующее учебное заведение, дабы со временем стать певцом. В учительской семье Газиевых решение сына восприняли с пониманием, и Идрис отправился в столицу. Но до судьбоносной его встречи со знаменитым профессором Миляушой Муртазиной, воспитавшей, если не сказать - взрастившей, плеяду блистательных вокалистов, было еще далеко. У пятнадцатилетнего мальчика, только-только закончившего восьмой класс, в Уфимском училище искусств документы не приняли, очень разумно перенаправив абитуриента в музыкально-педагогическое училище №2 («Ты еще маленький, опять же – мутация…»), где он попал в руки мудрого и чуткого педагога по вокалу Надежды Михайловны Чернышовой, рассмотревшей в мальчике зреющий талант – ритм, слух, музыкальность есть, но пока рановато петь, и, оберегая его от любых дополнительных нагрузок, не трогая лишний раз голос, она не позволяла Идрису много петь, да что там – часто и рот открывать в послемутационный период, даже справки какие-то доставала, чтобы освободить будущую звезду от занятий в хоре, мол, ученик болен. Так прошло два года. Был в педучилище и еще один человек, о котором Идрис Мударисович всегда вспоминает с благодарностью – Лилия Ахметовна Каримова, которая перешла затем в Уфимское училище искусств и преподавала также в УГИИ. Она и рассказала Миляуше Галиевне о том, что есть такой юноша, Идрис Газиев, и хорошо бы его послушать. И вот прослушивание состоялось, и волновавшийся до полуобморочного состояния мальчик спел знаменитому педагогу по вокалу песню Хусаина Ахметова…
И с тех пор стал в свободное время ходить в УУИ в муртазинский класс, просто так – чтобы слушать, как Миляуша Галиевна занимается со своими учениками, какие замечания она им делает. А к тому времени Надежда Михайловна Чернышова собралась уезжать из Уфы в Кишинев. В какой-то момент она оставила Идриса после занятий, чтобы попрощаться с воспитанником, и сказала ему: «Лилия Ахметовна поведет тебя на экзамен в училище искусств, держись за нее, и хорошо бы тебе попасть к Муртазиной». Вскоре Идрис написал заявление об отчислении, и один из педагогов училища №2, подписавший его, крикнул юноше в сердцах: «Из тебя никогда в жизни не получится профессиональный певец!» Получив такое замечательное «напутствие», Газиев с Лилией Каримовой, которая в том году как раз работала в приемной комиссии УУИ, отправились сдавать документы. И Идриса взяли, но первоначально решили в процессе распределения учеников отдать его другому педагогу. Лилия Ахметовна тогда, как орлица крыльями, закрыла юношу: «Нет, он будет заниматься только у Муртазиной!»
…И вот с 1997 года началась, как говорит сам Идрис Мударисович, «наша с Миляушой Галиевной жизнь, бережное отношение к голосу в которой есть основа основ». Тем более что голос в те поры у него все еще не оформился – ни тенор, ни баритон, пока ничего не ясно. Способности есть, учил он произведения быстро… В общем, Миляуша Галиевна пока держала своего нового ученика, что называется, «на манной каше». Но тем не менее, все это вкупе с бережным отношением наставника к зарождающемуся ростку и постоянное наблюдение дали в конце концов плоды – голос потихоньку рос, материализовался, оформился, начал звучать! И Газиев запел, постепенно становясь известным не только в Уфе, но и за ее пределами. Пожалуй, с тех самых пор «Вечерка» и стала периодически писать об оперяющемся певце, кстати, в какой-то период выступавшем с небольшим инструментальным составом перед сеансами в кинотеатре «Родина».
Сколько же воды утекло с тех пор?! Очень-очень много… Идрис Мударисович уже давным-давно является одним из самых востребованных певцов в Башкортостане и братском Татарстане, он не раз и не два уже возглавлял жюри вокальных конкурсов, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и пошел по стопам своей дорогой наставницы, став профессором кафедры вокального искусства Уфимского государственного института искусств, тщательно и очень бережно занимаясь с многочисленными учениками. А еще он вписал в свою творческую биографию огромное количество побед, лауреатских званий на различных, вплоть до самого высокого ранга, конкурсах, в том числе и на международном конкурсе «Балтийская песня» в шведском Карлсхамне, на котором в свое время стартовала знаменитая группа АВВА, пробившаяся с него на «Евровидение»… Почему-то об этом факте биографии Идриса Мударисовича мало вспоминают. А тогда, в 1998-м, Газиев потряс не очень эмоциональных шведов, горячо аплодировавших молодому певцу, с блеском и проникновенностью исполнившему на незнакомом языке песню композитора Рима Хасанова. Кстати, победителя на конкурсе в Карлсхамне всегда выбирают только одного, остальные участники удостаиваются лишь аплодисментов публики. И вот тоненький, в чем-то даже невзрачный диплом лауреата «Балтийской песни» (такой же получила и АВВА, но 14 годами раньше) отправился в далекую Башкирию… И это было что-то невероятное! Тогда к Идрису после его выступления подошла одна из участниц этого творческого состязания из Швеции и, объясняясь жестами, приложила свою руку к глазам, полным слез, а потом к сердцу. «Твоя песня заставила меня плакать, навсегда оставшись в моем сердце», - перевел растерявшемуся Газиеву оказавшийся рядом толмач.
А сколько компакт-дисков со своими песнями записал Газиев! Только на памяти «Вечерки» их четырнадцать, но это те, о которых писала газета, на самом деле их больше. И речь не только об эстрадных и фольклорных песнях, есть в числе дисков и пластинки с записями произведений камерной музыки, сложнейшие вокальные циклы, в том числе и на стихи Габдуллы Тукая.
Да, самое главное то, что в республике Газиев был первым артистом, записавшим компакт-диск, это уже после него многие тоже решились обзавестись своими «компашками», но законодателем стал именно Идрис. Его вообще в каком-то смысле можно назвать законодателем моды. Газиев первым в республике создал театр песни, он первым в республике надел на сцене летящий легкий шелковый зилян, подобный восточному халату, а когда один за другим многие вокалисты «скопировали» этот костюм, Идрис Мударисович вышел на сцену в элегантном смокинге, который привез из гастрольной загранпоездки. Их у Газиева было несколько – один лучше другого (как, впрочем, и бабочек)… После этого пораженное вокальное большинство тоже нарядилось в смокинги, а кто-то из эстрадников даже и во фраки. Тогда Идрис Мударисович смокинг снял и впервые вышел на сцену в не менее элегантном узорчатом пиджаке, напоминающем по фактуре парчу. Их у нашего героя тоже несколько. Но когда на эстраде стали «плодиться» парчовые пиджаки, Идрис Мударисович перестал подкидывать сообществу идеи и зачастую теперь поет в строгом костюме, пошитом у классного мастера, а не купленном, как у иных, на вещевом рынке…
И все это время Газиев, написавший диссертацию на тему «Формирование и развитие профессионализма в вокальной культуре волго-уральских мусульман» и великое множество исследовательских статей, частенько выступая на научных конференциях и консультируя коллег (недавно, например, к нему обратились специалисты из Чечни, которым он от чистого сердца отдал свои наработки и материалы), занимаясь преподавательской деятельностью и входя в состав различных «судейских коллегий» республиканских, всероссийских и международных конкурсов, не прекращает своей вокальной деятельности, постоянно выступая с концертами в нашей республике, ее столице, а также в других городах и весях, в частности в Москве, где его любят и всегда ждут.
Скажу больше – будучи солистом Башкирской государственной филармонии, Идрис Мударисович вдоль и поперек изъездил всю Башкирию, а посему его ценят в каждом городе и селе нашего региона. И везде в этих поездках, а также в своих гастрольных турах по Татарстану и Оренбургскому краю, в Троицке он продолжает тщательно собирать старинные народные башкирские и татарские песни, в обязательном порядке включая их в свой репертуар и знакомя слушателей с этими фольклорными жемчужинами, большинство из коих исполняет а капелла. Голос его продолжает звучать так же молодо и свежо, а с учетом мастерства, которое только растет, каждая вокальная миниатюра превращается у Газиева в моноспектакль, в чем помогают герою наших публикаций не только уроки профессора Муртазиной, но и образование, полученное им и в институте переподготовки работников искусства и культуры (Москва, курс режиссера Большого театра Николая Ивановича Кузнецова, по специальности «режиссер музыкального театра», 1996 год). Недаром же он с успехом исполнил вокальную партию в рок-опере Салавата Низаметдинова «Звезда любви», поставленной в свое время на сцене БГФ. А еще надо сказать о том, что своеобразной традицией стали концерты «Учитель и ученики», которые в апреле, в день рождения Идриса Мударисовича, проходят в Уфимском джаз-клубе, и господин профессор в обязательном порядке выходит в эти вечера на сцену джазовой мекки нашего города вместе со своими питомцами. И это тот редкий случай, когда в нашем джаз-клубе звучат не только столь любимые Идрисом Газиевым русские романсы, но и романсы Рустема Яхина, и песни башкирских композиторов, и произведения из фольклорной сокровищницы нашего края… И те, кто бывает на этих «именинах», всегда гадают, кто же из участников вечера моложе: сам наставник или его подопечные?
Добавим также, что тяга к педагогической деятельности у Идриса Мударисовича – это не только дань своим корням, имею в виду то, что родители Газиева всю жизнь посвятили нелегкому учительскому труду, но и то, что впитал он на занятиях у Миляуши Галиевны, на которых он бывал бесконечное количество раз, слушая, как профессор Муртазина распевает учеников, как «разбирает» ошибки подопечных: вникая в то, какой репертуар она им дает, запоминая ее реплики и замечания. В свое время Миляуша Галиевна, заметив тягу ученика к вокальной педагогике, поддержала его в этом. А позднее, если профессор Муртазина уезжала на конкурсы, когда ее приглашали работать в жюри, она просила Идриса без нее распевать своих студентов, что он с большим, надо сказать, удовольствием (поскольку это тоже учеба) и делал, и у него получалось. В число тех, кого распевал в классе Муртазиной молодой стажер, был, добавлю, и начинающий Аскар Абдразаков…
…И в заключение совсем коротко о публике – слушатели, причем не только из нашей республики, любят выступления певца Газиева. В числе его поклонников – масса представителей русскоязычной аудитории. Это не удивительно, поскольку истинные ценители вокального искусства способны, несмотря на язык, на котором исполняется произведение, понять то, какой культурой звука обладает артист, как тонко и глубоко он чувствует замысел автора, уровень его музыкальности, органику, но главное – красоту голоса. В числе приверженцев творчества заслуженного артиста России Идриса Газиева и коллектив газеты «Вечерняя Уфа», который не собирается расставаться с ним, продолжая следить за его успехами, равно как и за успехами его учеников. Надеемся, что процесс этот будет долгим-долгим…
От имени коллектива «Вечерней Уфы»

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.


Идрис созвучно слову «бис!»

Дата создание новости 13-12-2019   Комментарии (0)   Просмотров: 1 141     Номер: 90(13374)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.