«И я вдруг понял, что папа навсегда остался со мной…»
Выдающийся певец, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана и Татарстана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, лауреат всероссийских, свосоюзных и международных конкурсов, кандидат искусствоведения, профессор Уфимского государственного института искусств Идрис Газиев отметил в минувший вторник особый день рождения. Отметил в условиях самоизоляции, в уютном домике на булгаковских просторах, перенеся (с учетом сложившихся обстоятельств) юбилейные торжества на осень. Хотя сценарий грандиозного концерта под названием «Автографы» (имеются в виду автографы тех людей, которые сыграли огромную роль в формировании личности и в судьбе Идриса Мударисовича, а это – Ильгам Шакиров, Мустай Карим, Загир Исмагилов и еще многие-многие люди, чье значение для народа и талант не подвергаются сомнению), и не только сценарий, но также и эскиз афиши (даже шрифт уже подобран) были готовы…
Впрочем, если мы скажем, что господин профессор провел свой личный праздник в тишине загородного дома, то будем категорически неправы. Поскольку весь день Идрис Газиев находился на постоянной связи с любимыми слушателями. Благодаря современнейшим средствам связи, певец весь день давал интервью – в эфире радио Башкортостана, телеканалов БСТ и «Вся Уфа», различных интернет-платформ… В общем, получал поздравления и делился с многочисленной аудиторией своими воспоминаниями и планами на будущее… Ну а под вечер у калитки его булгаковской «резиденции» бодро побибикал припарковавшийся возле профессорского особнячка автомобильчик, и из него посыпались на землю неизвестно каким образом уместившиеся в салоне ученики (в большом количестве), которые не смогли не приехать к юбиляру. Впрочем, социальной дистанции студенты не нарушили, лишь посмотрели на мастера, не пересекая «демаркационной линии», и сложили возле притворенной калитки свои небольшие гостинчики…
«Посмотрел на них и понял, как я по ним всем соскучился, как соскучился по институту, нашей аудитории, занятиям со студентами! Конечно, мы постоянно занимаемся с ними онлайн. Они шлют мне свои записи, я прослушиваю, делаю замечания и отправляю ребятам, а они потом вновь мне шлют, уже с поправками… Но ведь живого контакта ничто не может заменить! И вот они стоят у калитки, машут мне, говорят в один голос, а я им – «Скоро-скоро все это кончится, дорогие мои, и мы вновь соберемся в нашем классе!»
- Ну, я скажу, насыщенный у Вас выдался день!..
- И не говорите, еле-еле успел пересадить рассаду, - смеется новорожденный. – Не поверите, нахожу особую прелесть в сельской жизни, в деревенском укладе, могу подолгу смотреть на цветы, на то, как шмель забирается в чашечку цветка… Поэтому и за руль боюсь садиться – размечтаюсь, и первый столб будет моим…
- А Вы, наконец, научились машину водить или нет?
- Я же говорю, что боюсь отвлечься за рулем, залюбовавшись пейзажем…
- А вот я слышала, что у Вас есть личный шофер?
- Конечно! Моя любимая супруга – музыковед Венера Хадисовна Аюпова. Она меня за руль, кстати, и не пускает. «Не царское это дело, - говорит, - а то опять размечтаешься по своему обыкновению»…
- Идрис Мударисович, не беря сейчас в расчет родителей, с которыми у Вас были удивительно трогательные и доверительные отношения, скажите, пожалуйста, кто в юности стал для Вас самым главным и важным в жизни человеком?
- Мой дорогой Учитель – профессор Миляуша Галеевна Муртазина, в класс к которой я попал в самой ранней юности и тесно общался с ней, находясь буквально под ее крылом, впитывая каждое слово, каждый жест, каждое движение души, девять лет. Так долго, девять лет, учились в ее классе только Венер Мустафин, Радик Гареев (обоих, увы, уже нет среди нас) и я. Всем, чем я владею сейчас как певец, как педагог и даже как исследователь, обязан я ей…
- Ну а сейчас, когда Вы вступили в возраст зрелости и сами уже давно преподаете в институте искусств, готовя будущих певцов, кто является для Вас самым главным и важным в жизни человеком? Венеру Хадисовну, как Вы понимаете, мы в расчет тоже не берем, поскольку это, как и любовь к родителям, само собой разумеющийся факт… Кто же самый главный человек?
- Мой дорогой Учитель – профессор Миляуша Галеевна Муртазина, дай ей Бог здоровья!
И так, добавлю, ответит Вам практически каждый выпускник ее класса. Вообще, это некий феномен. Ведь только нас, всю когорту, называют по имени нашей дорогой наставницы – муртазинцы. Это звучит не просто гордо. Муртазинцы – это знак качества, знак отношения к профессии, преданности искусству. У меня в классе висит юбилейная афиша Миляуши Галеевны, и я, ведя урок, каждый раз вижу, что Миляуша Галеевна смотрит на меня с большого снимка – строго, пристально и испытующе. И я в эти мгновенья словно подтягиваюсь, словно слышу ее голос и даже невольно принимаю позу своей дорогой наставницы, даже за рояль сажусь так, как это делает она… Представляете, сколь велика сила ее влияния на всех нас, муртазинцев!..
- Идрис Мударисович, а какие песни в Вашем исполнении особенно любили Ваши родители?
- Маме нравилось все. А папа больше всего любил в моем исполнении песню «Не смогу забыть…», которую на народный текст написал композитор Рим Хасанов. Помню, уже в серьезном возрасте отец, хоть это было и трудно, подбирал ее на тальянке и анализировал мое исполнение очень интересно. Он говорил: «Идрис, ты ее поешь так, что я чувствую движение твоей души, во время исполнения в тебе что-то происходит, что-то очень хорошее, и в голосе сразу звучит серебро…» Он был очень доволен, если не сказать, счастлив тем, что я состоялся как певец. Это важно для меня еще и потому, что папа был чрезвычайно музыкальным человеком. Он сам очень хорошо пел, и Вы знаете, с годами мой голос стал похож на голос отца. (Это и сестра моя подтвердила недавно.) Как-то репетировал дома и явственно услышал внутри себя отцовский голос. Я его закрепил и теперь так пою – согласитесь, есть какие-то необъяснимые вещи… Это меня очень волнует, и я понимаю, что папа действительно и в этом смысле навсегда остался со мной…
- То, о чем Вы мечтали в ранней юности, сбылось?
- Да, сбылось. Еще совсем мальчишкой я, слушая пластинки с записями великого Ильгама Шакирова, мечтал: вот вырасту, выучусь на артиста, приеду в Казань с концертом, и Ильгам Шакиров выйдет на сцену и вручит мне цветы.
…Прошло много лет, я выступал в Казани, и Ильгам-абый действительно вышел ко мне на сцену поздравить – с огромным букетом роз…
- А о чем Вы мечтаете теперь?
- Сегодня меня от моей мечты отделяет ровно три дня. 26 апреля станет известно, кого высокоуважаемая комиссия назовет лауреатом Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая. Ведь в нынешнем году меня выдвинули на соискание этой премии…
- Идрис Мударисович, мы искренне желаем Вам, чтобы эта мечта сбылась. И еще: нам бы очень хотелось, чтобы Вам, наконец, присвоили давным-давно заслуженное звание народного артиста России! Коллектив «Вечерней Уфы» искренне и с большой любовью поздравляет Вас с юбилеем! Спасибо Вам за то, что откликаетесь на все наши просьбы, за Ваше щедрое сердце, прекрасную душу и огромный талант!
Звонила юбиляру Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА, Александра ДАНИЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА, Александра ДАНИЛОВА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
24-04-2020 (0) Просмотров: 2 864 Номер: 28(13407) Версия для печати