Рождающиеся по любви, но… согласно плану!
Пожалуй, не является секретом факт того, что творческие люди не очень любят делиться своими планами. Пока тот или иной проект «не встанет на рельсы», о нем стараются не говорить. И дело даже не столько в суевериях– хотя, бесспорно, это тоже имеет место быть! Если вести речь о театре, то здесь всегда слишком много факторов должны сойтись воедино, и только тогда родится спектакль. Чаще всего фактор этот – человеческий, самый сложный и самый вариативный.
Сегодняшняя ситуация многие планы театров поставила под серьезный вопрос. И говорить о них все сложнее. Но все же! Все же жизнь, пусть и непривычная, пусть эмоционально напряженная, продолжается. И зрители, внимательно следящие за деятельностью любимых творческих коллективов, не перестают интересоваться: что ждет нас в тот самый долгожданный момент встречи?
«Одно мы можем сказать абсолютно точно, – говорит художественный руководитель Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаил Рабинович. – Как только нам разрешат открыть театральный сезон, в первую очередь мы пригласим на самые лучшие наши спектакли врачей, которые сейчас ведут борьбу за наши жизни, за каждого человека! У них там – настоящий фронт! Потому, когда все наладится, мы будем ждать их в театре – абсолютно бесплатно! И весь наш коллектив выйдет на сцену, чтобы сказать им: «Спасибо!» Думаю, что многие театры поддержат такую идею!»
Что же касается новых премьер ГАРДТ РБ, подготовка к которым была приостановлена, то при благополучной эпидемиологической обстановке зрители смогут увидеть их осенью.
Пьеса Ярославы Пулинович «Свой путь», над которой работает Михаил Исакович, на поверку оказалась не такой простой, как можно подумать при беглом ее прочтении.
История двух людей – мужчины и женщины, которые встретились и полюбили друг друга, но… И в этом многоточии заключено так много событий, так много переживаний, перемен… Пересказывать их не имеет смысла. «Ирония судьбы» – скажет кто-то и будет совершенно прав.
Главную роль – роль Веры – в спектакле репетирует актриса Софья Венедиктова: «Вот такой долгий путь у нашего «Пути…» получается… Еще до периода самоизоляции мы проделали довольно большую часть работы, можно сказать, вышли на финишную прямую… Но вынужденная пауза дала возможность еще и еще раз задуматься над этим материалом. Когда репетиции будут возобновлены, Михаил Исакович предложил попробовать немного изменить линию взаимоотношений персонажей. И такие поиски всегда интересны! Поэтому нам с Дамиром Кротовым, который сыграет роль Петра, конечно же, не терпится выйти на площадку».
Атмосферой солнца и тепла были пронизаны несколько ноябрьских дней прошлого года – так вспоминают актеры репетиции Творческой лаборатории современной драматургии и режиссуры. Грузинский двор, шаловливый мальчишка, колоритные персонажи, добрый юмор, смешанный с нотами грусти… Режиссер Георгий Цнобиладзе представил тогда искренний и трогательный эскиз по знаменитому роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион». И было принято решение продолжить работу. В марте прошли несколько «застольных» репетиций. Утверждено было и любопытное, необычное пространственное решение. Приглашенный для этой работы сценограф Александр Храмцов – сегодня один из самых интересных молодых петербургских художников.
Предощущение этой новой работы, «вчитывание» в авторский текст, несомненно, помогает занятым в постановке актерам чуть проще переживать вынужденный творческий перерыв.
Что важно для постановщика при переводе прозаического текста на язык сценический? Влияет ли стиль учителя (а в Санкт-Петербургской академии театрального искусства Георгий Цнобиладзе окончил курс Льва Додина, одного из самых известных режиссеров!) на дальнейшую творческую биографию своих выпускников? Как меняется режиссерский замысел от «лабораторных» эскизов до полноценного спектакля? Все эти и многие другие вопросы мы обязательно зададим Георгию Теймуразовичу, когда он вновь (очень хочется верить, что в самом ближайшем будущем!) приедет в Уфу.
…Процесс рождения спектакля его создатели часто сравнивают с рождением человека – здесь и длительное вынашивание замысла, и трепетное ожидание, и родовые муки, и, конечно же, счастье первого крика долгожданного младенца. Потому так важно, чтобы репетиционный процесс не прерывался. Пусть пока не на сцене, но в душе и сердце каждого причастного…
Елена ПОПОВА.
На снимках: фрагменты лабораторного показа эскиза по повести Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» (ноябрь 2019 года).
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
На снимках: фрагменты лабораторного показа эскиза по повести Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» (ноябрь 2019 года).
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
22-05-2020 (0) Просмотров: 1 023 Номер: 35(13414) Версия для печати