Расставались с прошлым смеясь...
А ведь для кого-то "тринадцатый" всегда будет номер один!
- Ну ты попал, мужик! - рявкнул на весь зал сидевший рядом со мной здоровенный парень, очень личностно реагировавший на все попытки мистера Уилли изменить своей жене, в конце концов фактически за руку пойманного ею на этом. Причем "застукала" Памелла своего неверного в апартаментах номера тринадцать, спрятаться в коих от пристального взгляда не представлялось никакой возможности. Поскольку за злоключениями помощника премьер-министра Британии следили переполненный партер и битком набитый балкон, хохотавшие так, что театральные люстры стали нервно позванивать своими "хрусталюшками"...
Но не пугайтесь, читатель, честь и достоинство правящей верхушки Туманного Альбиона не были посрамлены, оставшись незыблемыми. Ведь речь, собственно, идет о другом. А именно - о спектакле, поставленном художественным руководителем Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан Михаилом Рабиновичем по пьесе драматурга Рэя Куни "№13" (сценография - Владимир Королев, художник по костюмам - Жанна Верижникова). И с этой комедией в минувший понедельник и публика, и сам ГАРДТ прощались, похоже, навсегда. Увидевший свет в октябре 2003 года, "№ 13" чуть-чуть не дотянул до своего десятилетия, сохранив при том удивительную жизнеспособность и не растеряв сил, энергии и комических красок.
Итак, сто восемьдесят первый "тринадцатый" подводил черту своему долгому пути. И мне, равно как и массе его поклонников, было бесконечно жаль расставаться с ним, приносившим столько радости людям. Комедия Куни очень крепко скроена, а Михаил Исакович сумел из этого материала сделать блестящий спектакль, кстати, относящийся, к тому же, к категории "кормильцев" (план есть план, и не театром он установлен). Впрочем, сколь бы ни сопротивлялся худрук Русского академического, не склонный к разговорам о “шутейных” проектах, "№ 13" своим существованием доказал, что имеет самое непосредственное отношение к такому высокому понятию, как смеховая культура, и посему горячо любим зрителем - и рядовым, и рафинированным.
Он переживал разные периоды - уходили актеры, их место занимали новые, затем вновь возникали какие-то перестановки... Однако "кораблик" под номером тринадцать не изменял избранному курсу, продолжая двигаться дальше.
- "Титаник" какой-то непотопляемый, - сказала, помню, о нем заместитель художественного руководителя ГАРДТ Елена Кондояниди, в очередной раз составляя расписание на месяц вперед и понимая, что без "чертовой дюжины" Куни театру пока не обойтись. Сказала и сама же первая рассмеялась, оценив аллогизм, который, несмотря, казалось бы, на абсурдизм, есть истина в последней инстанции. Собранный мастеровитою рукой, надежный, грамотно сработанный, открытый к актерской импровизации, исполненный сочного юмора, он не развалился, уверенно держась на плаву.
Но... Что тут поделаешь, пришел момент прощания и с ним. И в этот вечер зал устроил овацию и режиссеру "№13", и артистам, с особым азартом игравшим в нем в последний раз, и всем цехам, сотрудники которых на протяжении десяти лет являлись незримыми участниками спектакля... И в сто восемьдесят первый раз вышли на поклон те из исполнителей, которые отстояли свою "вахту" в нем, что называется, от звонка до звонка (театрального) - Валерий Гриньков, Сергей Басов, Александр Федеряев и Тимур Гарипов. И столь же горячо приветствовала публика актеров Вадима Прохорова, Рустема Гайсина, Валентину Гринькову, Александрину Баландину, Альфию Кашбуллину, вспоминая при том, что в свое время в "№ 13" работали и Ирина Чурикова, и Людмила Зимнюкова, и Татьяна Калачева, и София Базина, и Дамир Кротов...
...А в четвертом ряду партера в этот миг сидел, улыбаясь и, соскучившись, невольно проговаривая текст, самый первый исполнитель роли Джоржа Пигдена - бедолаги-секретаря мистера Уилли, коему в истории, придуманной Куни, досталось больше всех, - Александр Кузьменко, председатель Республиканского комитета профсоюза работников культуры. И Михаил Рабинович не мог не сказать о том, что Александр Владимирович здесь, пригласив его выйти на подмостки и присоединиться к соратникам, встретившим господина Пигдена с не меньшим энтузиазмом, чем аплодирующий стоя зал.
Вот и верь теперь, что тринадцать - число несчастливое...
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
ДОБАВИМ...
По такому случаю Русский академический театр приготовил каждому артисту, игравшему в спектакле "№ 13", памятную кружечку, на боках которой красуются портреты персонажей. И Михаил Исакович вручил всем героям вечера именной чайный бокальчик. Пусть вспоминают эти десять лет и запоем рассказывают о них своим собеседникам...
20-06-2013 (0) Просмотров: 2 282 Номер: 119(12267) Версия для печати