$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Психея, Роза, легкое дыханье...


Психея, Роза, легкое дыханье...

Почему именно она, могут спросить меня завсегдатаи Русского академического театра, уже привыкшие к тому, что с некоторых пор в ГАРДТ появилась своя профессиональная пластическая группа, занятая в его спектаклях. Потому, наверное, что, ничуть не умаляя таланта и заразительности ее коллег, именно Розу Кагирову ищу я среди них взглядом, приходя на "Голубую камею", "Бешеные деньги", "Снежную королеву"... Не говорю уж о "Маскараде", в коем девушке выпала непростая миссия, поскольку она является неким отражением героини, ее душой. И то, что создано Розой в этом спектакле, ну никак не укладывается в слово "танец"... Если среди вас найдутся любители древнегреческой мифологии, читатель, то вы вспомните имя Психея, в переводе с языка эллинов означавшее душа, дыхание. Глядя на тоненькую девочку, тенью следующую за Ниной, я бы добавила - легкое дыхание...
И вот эта девочка, которая вне сцены выглядит вполне современно, бестелесной, легкокрылой бабочкой опустилась на стул в моем кабинете и, страшно стесняясь внимания журналиста и пугаясь диктофона, негромко стала отвечать на мои вопросы...
- Скажите, Роза, почему Вы, лелея, насколько я знаю, иные планы, связанные с работой за рубежом, все-таки пришли на кастинг в Русский академический театр?
- Очень хотелось нового, необычного. Я же не знала до этого, что такое театр, практически не видела драматических спектаклей. А тут словно кольнуло в сердце: иди, попробуй! И я обрадовалась, когда через две недели после просмотра мне позвонили и сказали, что меня приняли. Скажу больше: летом все-таки съездила за границу. Даже какое-то время там поработала, но... Рвалась домой, хотела в театр...
- И, судя по всему, пришлись здесь ко двору, поскольку в Вашем "послужном списке" уже четыре спектакля - "Голубая камея", "Бешеные деньги", "Маскарад" и "Снежная королева". Вообще, меня потряс неожиданный ход художественного руководителя Русского академического театра Михаила Рабиновича, принявшего под свое крыло людей, ранее с драматической сценой не встречавшихся. И вот со временем я начала замечать, что от "Камеи" к "Камее" все вы стали меняться, стали понимать, что такое оценка, пауза, научились чувствовать партнера... Театр мощно повлиял на всех вас, не нарушая, быть может, природы, но проявляя в каждом некую и человеческую, и творческую суть. Думаю, что у любого из "новобранцев" появилось ощущение сцены, возникло понимание того, для чего он на нее выходит... Со зрителем, например, у Вас есть какая-то связь, контакт? Ныне уже чувствуете, как идет тот или иной спектакль?
- Когда спектакль проходит хорошо, это ощущается и по реакции публики. И очень трогательно то, что в финале зрители, аплодируя и улыбаясь, встают со своих мест - мужчины, женщины, взрослые люди, маленькие люди... И когда их радость искренна, то это понимаешь сразу. В такой момент человеческая эмоция не может тебя обмануть...
- Но ведь энергетика зала ощущается не только в ту минуту, когда он встает и рукоплещет артистам. Она влияет на Вас в процессе всего спектакля...
- Конечно. А бывает, что межд у нами и залом стоит какая-то стена и пробить ее, кажется, невозможно... То ли мы не собрались в должной мере, то ли зритель пришел, скептически настроенный ...Только писать об этом, наверное, не стоит - Михаил Исаакович расстроится...
- А я осторожно, тем более, что уж Рабинович-то, опытнейший режиссер, знает о таких тонкостях гораздо больше нас. Спектакль - живое существо. Он, как и человек, может быть не в настроении. Иногда вдруг захандрит в первом акте, а во втором, взяв себя в руки, "выстрелит", да так, что публика от восторга повскакивает с мест. Вы же сами только что об этом упомянули. И раз так, я делаю вывод, что арифметику законов театра Роза Кагирова уже усвоила, некая тяга к драматической сцене возникла. Вы, заряжаясь энергией зала, знаете теперь, что он бывает разным?
- Смелое для меня заявление... Но совершенно точно то, что раньше я ничего подобного не испытывала.
- А это означает, что театр Вас воспитывает...
- Безусловно. Не помню такого во время работы в ансамбле имени Файзи Гаскарова. Естественно, в те поры я была гораздо моложе и связи с публикой вообще не чувствовала. А если вернуться мыслями в хореографическое училище... Тогда наши дипломные постановки или отчетные концерты смотрели педагоги, представители экзаменационной комиссии, родственники, друзья, болевшие за своих, - тут нельзя ждать объективности, это зритель, который тебя всегда будет принимать... Так что ощущение зала пришло именно в театре. И театр однозначно воздействует на нас и будет воспитывать и дальше. Я счастлива, что эта встреча с Русским академическим произошла, многое изменив в моей жизни.
- А как сложился альянс со спектаклем режиссера Игоря Селина, поставленным по драме Лермонтова "Маскарад"? Почему для образа Души выбрали именно Вас?
- Этого я не знаю...
- И кто Вас выбрал?
- Сам режиссер.
- Когда я смотрю на Вас в "Маскараде", у меня не возникает ощущения (и это блестящий, на мой взгляд, результат), что образ Души Нины есть случайно привнесенное в контекст спектакля эфемерное создание, существующее на драматической сцене по каким-то иным законам. Нет. Это абсолютно естественное, логичное продолжение, а точнее - составляющее действа, напряжение в коем, достигнув своей высшей точки, уже не может передать трагизма происходящего словом. И только танец, только пластика, выразительность движения, жеста, поворота головы способны донести до зрителя чувства героини, ее надлом, ужас перед открывшимися Нине глубинами страстей Арбенина... Что требовали и режиссер Игорь Селин, и балетмейстер Артур Ощепков во время репетиций? Как они объяснили столь непростую задачу? Или они шли от Вашей природы и все рождалось очень просто, без надрыва?
- Обязательным условием было то, что я сидела на всех репетициях. Селин никуда не отпускал меня, требуя, чтобы я слушала текст, слушала актеров - Александра Федеряева, Ирину Звягину, Валерия Гринькова, Тимура Гарипова, всех. Ему необходимо было, чтобы я прониклась атмосферой лермонтовской драмы, атмосферой спектакля. Не скрою, испытывала сложные ощущения, поскольку такого опыта, когда внимание режиссера сосредоточенно именно на тебе, у меня еще не было. И дело не в том, что "партию" Души трудно станцевать, исполнить, скажем так, физически. А в том, что Селин требовал от меня передать посредством пластики не просто эмоцию, но эмоцию конкретную, скажем, счастья или невинности, сострадания... Это не просто понять, но еще сложнее перевести в движение, в танец.
Добавлю: в "Маскараде" у Селина всегда зациклена одна и та же связка, она не меняется. Начиная с самого первого выхода все картины застроены одинаково. Помните нашу первую с Ириной Звягиной мизансцену? Ощущение счастья - Нина радуется, ее чувства находятся в гармонии с чувствами Арбенина...
- Это тот самый момент, когда Душа появляется в белом одеянии?
- Да. Нина выходит в черном платье, а я - в белом, символизирующем невинность, целомудрие героини... Повторюсь, эта связка зациклена во всех наших с Ирой мизансценах. Вплоть до того момента, когда Душа покидает тело Нины. Подчеркиваю: рисунок не меняется. И Селин просил меня слушать текст, чувствовать его, что называется, кожей и с помощью одних и тех же движений, но каждый раз иного их наполнения, передавать абсолютно несхожие эмоции.
...И второй момент, который я запомнила очень хорошо, касается сцены на бале. В ней Нина поет, стоя у рояля, а Душа рядом - двигается, дышит... Все должно было выглядеть иначе. Добиваясь ощущения хрупкости Души героини в это мгновение, Селин просил меня передать зыбкость, изящество тонкого до прозрачности ребенка, постепенно превращающегося в подростка, и в то же время сохранить излом, который Пикассо увидел в своей "Девочке на шаре". Это сумел сделать хореограф. Артур Ощепков вообще хорошо понимает Игоря Селина, он давно с ним работает и в пластике может воплотить его идеи. Режиссер хотел, чтобы я почувствовала себя той, созданной Пикассо, девочкой, которая балансирует на шаре. И шар, благодаря ей, движется вперед. Но в любой момент она может оступиться, сорваться, упасть и... разбиться. И я не смогла этого передать.
- Вы так считаете?
- Да.
- Вам кто-нибудь это говорил? Сам Селин?
- Перед премьерой он сказал мне: "Делай, как чувствуешь сама, вот как ТЫ чувствуешь".
- Но это же самое правильное! Он понял, что Вы можете передать его мысли и чувства по-другому, по-своему.
- Не знаю, не уверена... Сама я склонна к иной точке зрения. У меня далеко не все получилось из того, что задумывал постановщик...
- А я считаю, что Вы в "Маскараде" невероятно выразительны. И публика это тоже понимает и ценит. Очевидцы утверждают, что на том спектакле, который Русский академический театр показал в рамках гастролей в Екатеринбурге, "Браво!" во время поклона именно Вам кричал драматург и режиссер Николай Коляда, пришедший на встречу с коллегами...
- Не надо об этом писать, пожалуйста...
- Почему?
- Потому что никто не знает, кричал ли Коляда "Браво", и если даже это и так, то адресована ли оценка именно мне... Думаю, он аплодировал нашему спектаклю, всем артистам. Вообще, мы тогда очень волновались...
- Кстати, о волнении. Это Вам свойственно?
- Если публика новая, как, например, в Екатеринбурге или в городах Сибири, в которые мы ездили в рамках проекта "Театральный Перевал", то да. Ведь непонятно, как люди воспримут нашу постановку. Что именно тебе необходимо в такой момент сделать, дабы зритель понял твою роль...
- Надо же! Вы первый раз за весь разговор сказали о своей работе - роль... А ведь Душа, собственно, роль. Между прочим, Вашу выразительность отметили в разговоре со мной критики, работавшие на фестивале "Театральная весна"...
- Приятно было, что на обсуждении московские критики хвалили спектакль, говорили о том, что он растет, развивается. А местные театроведы сравнивали нынешний показ с премьерой, поражались тому, насколько "Маскарад" изменился, какие молодцы актеры, сумевшие "обжить" его...
- ...В каком-то смысле даже присвоить.
- И несмотря на то, что "Маскарад" выпущен в 2010 году, он не угасает, не стареет, напротив, спектакль наполняется новой энергией...
- Роза, а в день премьеры Селин что-нибудь написал Вам на программке?
- Да, написал: "Молодец!"
- Вот видите, значит, он оценил все муки. Думаю, это, наверное, первая Ваша персональная театральная программка...
- Первая. Конечно, такое внимание приятно. И именно Селин мне очень помог в этой работе. Но все же я как никто другой понимаю, что мне удалось, а что не удалось... Для меня "Маскарад" - спектакль трудный не по физическим затратам, для меня он тяжелый эмоционально. Чуть раньше я говорила о том, что Селин требовал от меня передать в пластике душевное состояние Нины... Но ведь на это накладываются и личные эмоции - озноб, сострадание, иногда даже ужас... Конечно же, я вовсе не актриса, и то, как оценить "партию" Души в "Маскараде", до сих пор не знаю... Понимаю только, что это не танцевальная работа, а нечто иное.
- И это понимание тоже есть завоевание театра, в котором Вы работаете.
- Я знаю это и радуюсь тому, что несколько лет назад пришла сюда. И обрела дом, очень надежный, обрела защиту, новых друзей, открыла для себя мир, которого раньше не знала. А еще я ни разу в жизни не пожалела о том, что выбрала свою профессию.
- Ну Вы просто подвели черту в нашем разговоре, весьма логично завершив его. Успехов Вам и новых работ!
- Спасибо! И еще: я благодарна газете за интервью - оно в моей жизни первое...
Беседовала Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.


И ЕЩЕ...

Роза Кагирова родилась в Уфе. Затем семья переехала в Белебей. Здесь девочка начала заниматься в танцевальной студии Городского дворца культуры, ей тогда не было шести лет. В пятнадцать поступила в хореографическое училище в Набережных Челнах. Окончив его, два года работала в Государственном академическом ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова. Затем - в шоу-балете "Театро". В 2012-м окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусства по специальности "балетмейстер". В 2009-м, пройдя кастинг, связанный с мюзиклом "Голубая камея", была принята в Государственный академический русский драматический театр РБ. Ведет как руководитель два хореографических коллектива - взрослый и детский. Самыми главными судьями считает своих родителей, мнением которых очень дорожит.

Дата создание новости 17-05-2013   Комментарии (0)   Просмотров: 2 314     Номер: 92(12240)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.