РАЗМИНУВШИЕСЯ В ВЕКАХ, но встретившиеся в старом доме…
Женя Теличко – абсолютно современный по внешнему виду спокойный молодой человек, в джинсах, черной футболке и толстовке, на редкость органично вписался в контекст негромкого существования музейного зала, чувствуя себя здесь не неофитом, впервые увидевшим экспозицию Аксаковского дома, но тем, кто уже не раз прикасался к сохраненным в этом пространстве пылинкам минувших эпох. Евгений немногословен, если не сказать – молчалив, но, несмотря на вольный стиль одежды и внешность того, кто, скорее всего, слушает песни переживающей новую волну популярности группы «Кино» и «Би-2», он плоть от плоти (подчеркиваю – по духу) тех обитателей старинной усадьбы, чьи тени и по сию пору бродят по анфиладе комнат уютного особняка…
…Накануне Дня города в уфимском Мемориальном доме-музее Сергея Тимофеевича Аксакова состоялось событие, которое специально было приурочено к празднику, связанному с 447-летием столицы Башкортостана. В минувшую среду в известном любителям отечественной истории особняке XVIII века скромно и без пышных славословий состоялась церемония дарения, участие в которой, помимо сотрудников Дома-музея и его директора – почетного гражданина города Уфы, писателя, Председателя совета Аксаковского фонда, вице-президента Международного фонда славянской письменности и культуры Михаила Чванова, приняли мастера изобразительного искусства – скульпторы Владимир Лобанов и Фирдант Нуриахметов, живописец и график Сергей Маджар, а также краевед Анатолий Чечуха и несколько студентов Уфимского государственного института искусств. И безусловно, практически каждый из них ощущал незримое присутствие в стенах «Громады Зубинского дома» идеолога этого события, задумавшего оное чуть больше двадцати лет назад. Речь о безвременно покинувшем нас ваятеле, заслуженном художнике России и Башкортостана, лауреате Государственной премии РБ имени Михаила Нестерова, замечательном педагоге, доценте УГИИ Николае Александровиче Калинушкине…
Не говорю к тому же о духе русского писателя, нашего земляка, воспоминаниями о коем, равно как и ожившими
деталями его бытия и другими важными сердцу каждого музейщика мелочами, полнится старинная усадьба, которая еще помнит звук шагов маленького Сережи Аксакова…
Впрочем, это была своеобразная прелюдия к собственно сути происходящего. А прояснить суть поможет нам еще один экскурс в недалекую уже историю.
Друг и попечитель Дома-музея Николай Калинушкин много лет являлся активнейшим членом экспертной комиссии, определяя вместе с представителями Совета городского округа город Уфа РБ лучших из числа студентов, кои достойны были Аксаковской стипендии. В 2000 году Николай Александрович задумал создать и подарить музею скульптурную композицию, связанную с образом юного Сергея Аксакова. Будущий творец «Записок об уженье рыбы» должен был предстать перед зрителями с удочкой и в сопровождении своей любимой собаки Сурки – преданного и обаятельного песика «дворянских» кровей, первый жалобный писк которого маленький Сережа услышал за окном, что называется, в самом нежном возрасте. Музейщиков восхитила эта идея, и они специально подобрали для скульптора материал, который бы помог ему погрузиться в эпоху отрочества и юности того, кому уготовано было стать «певцом земли башкирской». Увы, безвременный уход Николая Калинушкина не позволил тогда осуществиться необычному проекту…
Николай Александрович покинул этот мир, но остались его ученики, которые были посвящены в творческие планы любимого наставника. И кто только не принимался за эту работу, но замысел оказался не так прост!.. Хотя бы уже потому, что автору композиции необходимо было мыслить не только как творец и гражданин Николай Калинушкин, но и как формирующийся, впитывающий в себя всю прелесть и красоту подлунного мира отрок, познающий жизнь на излете века XVIII – начале XIX…
Но любимый студент Николая Калинушкина – ныне заслуженный художник Башкортостана, преподаватель отделения скульптуры, доцент Уфимского государственного института искусств Владимир Лобанов - не оставлял надежды, и вот спустя более двух десятилетий он осуществил замысел мастера, вложив это горение уже в своего ученика. Задуманное исполнил талантливый подопечный Владимира Геннадьевича, пятикурсник УГИИ Евгений Теличко. Цепь, если говорить о таком понятии, как преемственность поколений, замкнулась.
...Женя около года работал над образом Сережи Багрова. (Я не ошиблась, поскольку речь идет о литературном герое, ведь именно так называл себя в автобиографических воспоминаниях Сергей Аксаков.) Начинающий скульптор, уже, кстати, участвующий в выставках, подолгу вчитывался в страницы книги «Детские годы Багрова-внука», по репродукциям старинных гравюр и картин тщательно изучал особенности детского и юношеского костюма начала XIX века. Тем более что старший научный сотрудник, хранитель музея Галина Олеговна Иванова была в этом вопросе чрезвычайно придирчива. И в упомянутый выше день собравшиеся увидели станковую скульптуру, высота коей достигает полуметра, отлитую из прочного современного материала. Это пластик, тонированный под бронзу. Когда Владимир Геннадьевич, приняв работу, расцененную собравшимися в музее художниками как «достойную защиту малого диплома», дал «добро», состоялся уже конкретный разговор с сотрудниками музея о передаче им скульптурной композиции (от себя добавлю – невероятно обаятельной и точной по попаданию в дух аксаковских произведений). Дарение должно было пройти с привязкой к Дню города, которому принес славу наш великий земляк.
Остается добавить, что событие совпало также с новомодным праздником – Международным днем друзей, о чем не преминули вспомнить все собравшиеся в этих стенах друзья Аксаковского фонда, музея и Владимира Геннадьевича Лобанова, подчеркнувшие, что работа, равно как и событие, состоялась, и, с приязнью пожав руку автору, напутствовали его на дальнейшее творчество. Вот так посмотришь на работы молодых художников и задумаешься о реальном наполнении слов «добрые дела», «традиции меценатства» и «преемственность поколений». Мне кажется, Николай Калинушкин был бы доволен. А что касается Сергея Тимофеевича, то воплощенный в скульптуре образ его с легкой удочкой на тонком юношеском плече и добрым взглядом, устремленным на жмущуюся к ногам Сурку, отныне благодаря прекрасной душе и таланту почти ровесника Сережи Багрова из XXI века обрел свое место в залах уникального уфимского музея, коему в нынешнем году исполнится 30 лет…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
11-06-2021 (0) Просмотров: 1 777 Номер: 40(13510) Версия для печати