Планета Юрия Ракши
НА СНИМКАХ: Валентина Сорокина с портретом Мустая Карима работы Ракши; автопортрет художника «Воспоминание о Приморье» (1976); Юрий Михайлович в своей мастерской.
На излете августа – в первых числах сентября столицу Башкортостана ожидает событие, которое, безусловно, заслуживает внимания всех, кому дорога память о наших знаменитых земляках. В Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова готовится открытие выставки произведений замечательного художника, уроженца Уфы Юрия Михайловича Ракши…
Это не единственная выставка Юрия Ракши, которую организовал БГХМ, но в столь полном объеме творчество нашего земляка будет представлено впервые. И если ранее в БГХМ экспонировалось небольшое количество произведений, подаренных музею вдовой Юрия Михайловича – российским писателем, действительным членом Академии Российской словесности Ириной Ракшой, то ныне Ирина Евгеньевна, поняв, что наследие художника требует постоянного и профессионального ухода (начиная с условий содержания), а также исходя из того, что живопись и графика ее супруга станут достоянием художественного музея именно на его родине (поскольку работы Юрия Ракши хранятся в разных музеях России и ближнего зарубежья, в том числе в Третьяковской галерее), передала очень большую часть коллекции (примерно сто тридцать произведений живописи и графики) в БГХМ. В итоге ныне в собрании Нестеровского музея – сто семьдесят четыре произведения нашего земляка, сто шестьдесят из которых принесены в дар вдовой художника.
Уехав из города над Белой в далеком 1954-м, талантливый юноша из рабочей семьи, получивший первые уроки в изостудии Дома культуры имени Михаила Калинина у знаменитого педагога Геннадия Васильевича Огородова, который и порекомендовал Юрию учиться дальше, поступил в Среднюю художественную школу при Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова.
Итак, информация для тех, кто мало знаком с биографией художника. Уехал Юрий Михайлович в Первопрестольный град в пятнадцать лет, остановившись у родного дяди, но на экзамены уже опоздал… К счастью, дядя Федя был полотером и регулярно наведывался в связи с этим в квартиру лауреата Ленинской и двух Сталинских премий, Героя Социалистического труда, народного художника СССР Дмитрия Аркадьевича Налбандяна, к коему он и обратился с просьбой поддержать племянника… В итоге в МХШ, посмотрев рисунки неординарного уфимского юноши, тут же без экзаменов приняли его в школу, которую Ракша окончил в 1957-м с серебряной медалью.
Старшее и среднее поколение уфимцев, безусловно, знакомо с именем Юрия Михайловича, а вот молодежь, увы, вряд ли. Поэтому я продолжу рассказ о ярко одаренном человеке, с личностью коего связана награда Американской киноакадемии – единственный «Оскар», на который по праву может претендовать Уфа. По окончании МХШ Юрий Михайлович поступает на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии – выбор был осознанным, блестящий рисовальщик, с детства поражавший этим талантом окружающих, Ракша выбрал работу в кино потому, что, по его разумению, оно давало ему больше возможностей в познании жизни, в открытии мира, в общении с самыми разными людьми, в том числе и с талантливыми мастерами из области кинематографа. Его педагогами стали выдающиеся мастера Ю.И.Пименов, М.А.Богданов, Г.А.Мясников. Он прекрасно учился, специалисты приметили его уже в период студенчества. В 1963-м он с отличием закончил ВГИК и сразу же был приглашен на киностудию «Мосфильм». Кстати, именно учась во ВГИКе, Юрий Михайлович в коридоре институтского общежития встретил свою будущую супругу, занимавшуюся на сценарном факультете, – это была любовь с первого взгляда, единственная на всю жизнь. Так что на «Мосфильм» Ракша уже пришел семейным человеком, к тому времени родилась дочь Аня, посему молодому художнику приходилось много трудиться ради близких – кино, иллюстрирование книг, работа над диафильмами, естественно, живопись, графика. И во все это он вкладывал весь свой талант, всю душу, в меньшей степени думая о заработке. Все эти направления шли в его творчестве единовременно, параллельно, питая друг друга. В 1969 году Ракша был принят в Союз кинематографистов СССР, в 1970-м – в Союз художников. Фильмография Юрия Михайловича поражает воображение даже посвященных – названием кинокартин, отмеченных его участием (их, кстати, более десяти), и именами режиссеров, с которыми нашему земляку выпало счастье работать. Судите сами – фильм «Время, вперед!» по произведению Валентина Катаева (1965, режиссер Михаил Швейцер), «Главный свидетель» по мотивам чеховских рассказов (1969, режиссер Аида Манасарова), «Нежданный гость» по мотивам рассказа Эммануила Казакевича (1972, режиссер Владимир Монахов), «Дерсу Узала» по знаменитой книге путешественника Владимира Арсеньева (1975, режиссер Акира Куросава). Речь о том самом «Оскаре», присужденном картине одного из самых влиятельных за всю историю кино режиссеров, каковым считался в мире Куросава, в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А это значит, что награду заслужила вся киногруппа во главе с режиссером-постановщиком. И художником-постановщиком, как вы уже поняли, читатель, был в фильме Куросавы наш земляк Юрий Ракша.
Есть не документальное свидетельство того, как Куросава искал Юрия Михайловича в Москве. Великий японец пришел на «Мосфильм», принеся с собой маленький буклетик выставки молодых советских художников, которая проходила в Стране восходящего солнца. Указал на одну из работ, а репродукция была величиной со спичечную этикетку, и сказал руководству киностудии: «Мне нужен этот парень!» Начальство вгляделось – Куросава показывал на репродукцию картины Юрия Ракши «Моя мама», которую художник написал, вдохновившись тем материалом, над коим работал на съемках картины «Время, вперед!».
«А он по счастливой случайности здесь, в двух шагах, - разулыбалось, оценив желание Куросавы, начальство. – Работает в соседнем павильоне…»
...Съемочный процесс в Приморье шел непросто, но блестящий итог и те впечатления от природы и людей уссурийского края, которые вынес из этих дней Юрий Михайлович, воплотив их в своих картинах, с лихвой окупили все трудности…
Сам же Куросава на пресс-конференции после вручения фильму «Дерсу Узала» премии «Оскар» сказал: - Судьба всегда дарила мне лучших людей… Юрий Ракша, с которым мне посчастливилось работать, - самый опытный, самый талантливый профессионал и знаток своего дела. Поэтому, когда я начал работу над фильмом и искал художника-постановщика, мой выбор пал именно на него. Я и раньше видел в Японии на выставке его превосходные полотна… Кроме того, я уверен, что Юрий Ракша на сегодня – один из лучших русских художников…
…А потом, когда после съемок «Дерсу Узала» Ракша взял тайм-аут, решив полностью посвятить себя живописи, отказавшись в ее пользу от работы в кино, к нему пришла талантливейший режиссер Лариса Шепитько. Зная настроения Юрия Михайловича, она протянула ему книгу Василя Быкова «Сотников» и сценарий будущего фильма «Восхождение»: «Юра, ничего сейчас не говори. Умоляю тебя – только прочти книгу!» И Ракша, бесконечно уважавший Ларису, сдался. Он тут же после ее ухода практически залпом проглотил повесть Быкова. И к утру написал эскиз к фильму. Это был портрет Сотникова, по которому Шепитько потом искала исполнителя на главную роль. Наитие сие было или творческое озарение посетило в ту ночь Юрия Михайловича, но когда Лариса Ефимовна увидела актера Бориса Плотникова, черты которого художник угадал в Сотникове, она не сомневалась ни минуты…
«В Ларисе Шепитько я встретил человека одержимого, верящего в материал, в его правду. Сама драматургия объединила нас тогда, сделав единомышленниками… Сегодня, когда ее нет в живых, я благодарен своему решению написать картину о ней, о нас», - размышлял в своих воспоминаниях тяжело переживший гибель Шепитько Ракша. Создателям этого кинофильма он посвятил живописный триптих «Кино», хранящийся сегодня в собрании Львовской национальной галереи искусств. Он также создал несколько графических портретов Ларисы Шепитько – человека, с которым его объединяла группа крови, что вылилось в поразительное духовное родство: «Она несла в себе и сообщала духовность. А это как раз то главное, что всегда привлекает меня в людях, что я всегда стремлюсь увидеть и раскрыть в своих героях».
Кинокартина, премьера которой состоялась в 1977 году, а в постановочную группу помимо Шепитько и Ракши вошли сценарист Юрий Клепиков, оператор Павел Лебешев, композитор Альфред Шнитке, была удостоена Гран-при «Золотой медведь» XXVII Международного кинофестиваля в Берлине.
…В эту аномальную жару в Нестеровском музее прохладно, здесь царит тишина, и ты постоянно встречаешься глазами с молчаливыми героями хранящихся в БГХМ полотен. Слушая рассказ хранителя музея Валентины Сорокиной, родной сестры Юрия Ракши, о предстоящей выставке, мы старались не пропустить ни одного слова, шаг в шаг следуем за нашим экскурсоводом, сначала заглянув за двери святая святых – хранилища и постояв возле центральной части («Предстояние») одной из главных в судьбе Ракши работ – триптиха «Поле Куликово». Это эскиз, где уже читается мощь произведения, которое 8 сентября 1980 года, сразу после ухода художника из жизни (он так спешил завершить свой триптих, вложив в него все оставшиеся силы!), было показано в Третьяковской галерее на выставке, посвященной 600-летию Куликовской битвы…
Сердце Юрия Михайловича остановилось, и практически в этот же момент части триптиха, которые невозможно (по ширине) было вынести по лестницам в подъезде с семнадцатого этажа дома, где находилась его мастерская, на тросах спускали с балкона, и они в полной тишине плыли над московскими улицами, как безмолвный реквием по этой чистой, исполненной высокой нравственности и любви к родине и к ее людям личности… Кто-то из близких заснял сей исполненный скорби и величия полет крыльев души Мастера, и эти кадры вошли в один из фильмов о художнике.
…Далее мы молча следуем за Валентиной Михайловной в другое помещение, где над работами Юрия Ракши склонились заведующая реставрационной мастерской масляной живописи, реставратор первой категории Ильмира Варисовна Фаридонова и ее ученица Светлана Владимировна Лаптева. Произведениям, прибывшим из Москвы, требуется своего рода уход – время прошло, и местами возникли осыпи, где-то надо бережно поправить уголки, где-то тронуть трещинки красочного слоя или лака, так называемые кракелюры…
Поблагодарив реставраторов, мы вновь спешим за Валентиной Михайловной, стараясь не пропустить ни одного слова сестры художника, который все детские и подростковые годы провел в теснейшем общении с ней, а жизнь у них была тяжелой – на Цэсовской горе (улица Руставели), в деревянном бараке, заледенелые мусорные завалы возле которого разбирали пленные немцы. Мама, Зоя Дмитриевна, стараясь прокормить детей, устроилась в войну разнорабочей на фанерный комбинат, где напрочь угробила свое здоровье. Голодовали они страшно, но тем не менее умели жалеть тех, кому было хуже, чем им. Свидетельством тому стала работа Юрия Ракши «Крест за картошку» - за нее он мечтал взяться после окончания «Поля Куликова», но не успел…
На выставке вы встретите эскиз к этой картине, глядя на который оцените, каким (повторюсь) блестящим рисовальщиком был Ракша, и увидите сцену, от которой, я уверена, сердце зрителя дрогнет: пленный немец, истощенный голодом и непосильной работой, вошел в дом, где обедает маленькая семья – мать и двое ее детей – это, кстати, точные портреты самого Ракши, Зои Дмитриевны и маленькой Вали, и в немой просьбе протягивает им свою награду – немецкий Железный крест в обмен на картошку, которую едят хозяева этого бедного домишки… Валентина Михайловна, в подробностях помня тот эпизод, рассказала, что никто Железного креста у немца не принял, а картошку, пожалев, ему дали, и он сразу же засунул ее, горячую, в рот и, обжигаясь, стал катать языком, не в силах отказаться от спасительной пищи…
Важно сказать и о том, что специально к этой выставке приурочен выход альбома «Юрий Ракша. Живопись, графика в собрании Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова». Прекрасную статью для этого уникального альбома, каковой готовит издательство «Белая река», написала сама Валентина Михайловна Сорокина, она же – автор-составитель. Издание осуществлено при финансовой поддержке В.К.Луканова, И.Е.Ракши, М.В.Ракши, В.М.Сорокиной и А.А.Хардиной.
И еще: в этот альбом вошла поразительная по силе образности и красоте слога статья о Юрии Ракше народного поэта Башкортостана Мустая Карима, с которым художник был знаком, собираясь писать его портрет – в составе большой четверки знаменитых поэтов – наш Мустай, Кайсын Кулиев, Давид Кугультинов и Расул Гамзатов… В 1984 году принявшись за эту статью, Мустафа Сафич все никак не мог найти тональность и обратился к Валентине Михайловне с просьбой вместе съездить к тем цэсовским баракам, где все и начиналось… После этого он написал свой изумительный текст (который мы приводим справа), подарив затем сестре художника оригинал, на коем написал: «Дорогая Валентина Михайловна! Пусть этот экземпляр воспоминаний о Юре будет у Вас. Я безмерно благодарен Вам за то, что благодаря Вам нашел мотив и тональность».
…В 1983 году ученые-астрономы решением Академии наук СССР и Международного планетарного центра в США назвали в честь Юрия Михайловича Ракши вновь открытую планету №3332.
Илюзя КАПКАЕВА.
На снимках: реставраторы Ильмира Фаридонова (справа) и Светлана Лаптева с картиной Ракши «Добрый зверь и добрый человек» (1978); эскизы к картинам «Крест за картошку» и «Предстояние».
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА
и из архива Валентины Сорокиной.
На снимках: реставраторы Ильмира Фаридонова (справа) и Светлана Лаптева с картиной Ракши «Добрый зверь и добрый человек» (1978); эскизы к картинам «Крест за картошку» и «Предстояние».
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА
и из архива Валентины Сорокиной.
24-08-2021 (0) Просмотров: 2 214 Номер: 59(13529) Версия для печати