Событие
Великая миссия Малого театра
По-моему, до своего нынешнего приезда Государственный академический Малый театр в последний раз почтил Уфу честью своего присутствия летом 1987 года...
И я очень хорошо помню, как меня, "зелень", не так давно попавшую в штат "Вечерки", главный редактор газеты Явдат Бахтиярович Хусаинов отправил на редакционной "Волге" за Юрием Мефодьевичем Соломиным... Малый театр в тот свой приезд играл на сцене Русского академического (тогда, впрочем, еще просто Республиканского), а обретался в гостинице "Россия" (где, собственно, осел и ныне, не слишком заботясь тем, что название сменилось словом "Азимут").
По дороге в редакцию, где гостя ждал в полном составе собравшийся в кабинете "старшого" коллектив, я, как могла, развлекала Юрия Мефодьевича, попутно объясняя, где ему найти сестру нашего земляка художника Юрия Ракши, с которым Соломин познакомился на съемках - в процессе экранизации романа "Дерсу Узала" (1975), сыграв в фильме великого японца Акиры Куросавы роль самого Арсеньева. Лента получила премию Американской киноакадемии, и это единственный имеющий отношение к Уфе "Оскар". А еще Ракша, главный художник картины, очень тесно сошелся с Юрием Мефодьевичем... Помню, что Соломин, внимательно выслушав мои пояснения по поводу сестры Ракши Валентины Сорокиной - главного хранителя Башкирского государственного художественного музея имени Михаила Нестерова, покивал ласково и произнес: "Мы ведь оба с ним Юрии, и оба - Мефодьевичи... Это такая редкость!"
Затем была долгая беседа в “Вечерке”, в процессе коей наши “бомбардировали” гостя бесконечными вопросами, и обратный путь в “Россию”, во время которого Юрий Мефодьевич расспрашивал меня о городе, о его театральной жизни и культурных событиях, характерных только для Уфы... Знаю, что он встретился с Валентиной Мефодьевной, но о подробностях их разговора расспрашивать я не стала - Ракша ушел из жизни в 1980-м, и любое упоминание о брате еще долго ранило ее сердце...
И вот очередной приезд и Малого театра, и Юрия Мефодьевича, который вряд ли вспомнит о той “посиделке” в “Вечерке”, но это и не важно, главное - мы не забываем о двухчасовой беседе, оставившей у нас самые яркие впечатления. И вновь народный артист Советского Союза Юрий Соломин выходит на сцену нашего Русского ныне академического театра - гастроли (конечно, не столь продолжительные, но по нынешним временам вполне объемные) открываются спектаклем “Филумена Мартурано” по знаменитой пьесе Эдуардо де Филиппо. И, помимо Соломина, публика с нетерпением ждет появления на нашей сцене народной артистки России, лауреата Государственной премии СССР Ирины Муравьевой, которая также бывала в столице Башкортостана и даже возглавляла жюри Республиканского конкурса “Актерская песня”, яростно при том отстаивая право на Гран-при полюбившейся ей Лиры Лямкиной, в упомянутый период служившей в русской труппе Национального Молодежного театр РБ...
...Зал стоя аплодировал величию классического РУССКОГО ТЕАТРА, чье право на жизнь не просто защищает, но всей своей судьбой, собственным примером отстаивает Юрий Соломин. И зритель, даже тот, который “избалован” постоянным заигрыванием с ним иных творческих коллективов, умом, сердцем, всею кожей почувствовал это и поднялся с мест. Поднялся, поражаясь силе простоты произошедшего, умению мастеров спокойно и подробно существовать на подмостках и благодаря их за все одним единственно верным способом - не жалея ладоней.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
23-10-2014 (0) Просмотров: 1 173 Номер: 204(12602) Версия для печати