По-королевски благодарят таких актрис!
Вчера, 9 сентября, особый день рождения отметила Татьяна МАКРУШИНА – ведущая актриса Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, народная артистка Башкортостана, лауреат международного и республиканского театральных фестивалей, лауреат премии СТД РБ имени Бедер Юсуповой, истинный мастер сцены, педагог театрального факультета Уфимского государственного института искусств, уникальная, неповторимая, обожаемая публикой и ценимая театральными критиками.
Вослед событию мы собрали подборку откликов о Татьяне Владимировне, в которой о ней говорят самые разные представители цеха искусств.
В свою очередь коллектив «Вечерней Уфы» поздравляет потрясающую, уникальную, органичную в любом жанре актрису, признается в любви к ней и желает очередных творческих взлетов, гармонии в душе и, конечно, новых, достойных ее таланта ролей! Будьте здоровы и берегите себя!
***
Не секрет, что в жизни все когда-то бывает впервые. Вот и мы с актрисой Татьяной Макрушиной впервые встретились друг с другом на самом первом и в ее творческой биографии, и в моей спектакле. Речь о спектакле «Пять романсов в старом доме», который по пьесе Владимира Арро поставил режиссер Михаил Рабинович. И это был его первый (!) спектакль в Русском театре.
В этой постановке Таня была самой молодой. И с тех пор мое первое впечатление о ней осталось неизменным. Она была юной, чистой, очень трепетной, буквально летящей, с широко открытыми глазами, готовой абсолютно на все. Ее открытость поражала, подкупала и была невероятно яркой, как акцентная краска на палитре чуть приглушенных цветов тех, кто, набравшись опыта, уже прошел в театре определенный путь. И еще, быть может, самое главное, что сохранилось в моей памяти: Таня по-женски в этой роли была невероятно нежной. А это дар, который дается не каждому.
Татьяне пришлось и петь, и танцевать в «Пяти романсах…». И все это у нее было очень органично и естественно, как дыхание. Легкое дыхание. Она обворожительно и очень точно пела, была невероятно музыкальной, пластичной. Кстати, как раз в это время, с моим приходом в Русский драматический начались по утрам первые занятия по пластике для актеров этого театра. И Таня всегда была в первых рядах. А иногда бывало и такое, что мы занимались вдвоем, втроем… И среди этих двоих или троих, безусловно, Татьяна Макрушина. Танино желание что-то познавать, нарабатывать какие-то доселе неизведанные ею навыки, получать новое знание всегда жило в ней. Поэтому в следующей постановке, в работе над которой мы встретились, – «Ах, Невский!..» по произведениям Николая Васильевича Гоголя, где все построено на пластике, Таня была невероятно хороша! В ней сочетались легкость, полетность, изящество и острохарактерность – все, что требовал от актрисы в роли Блондинки режиссер спектакля Александр Михайлович Поламишев… Поэтому и по сию пору Таня, Танечка, Танюша для меня всегда молодая, устремленная вперед, нежная и воздушная. И возраст ко всему перечисленному не имеет никакого отношения! Поскольку это состояние души.
Ирина ФИЛИППОВА,
профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, балетмейстер, заслуженный деятель искусств России и Кабардино-Балкарии, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
***
Когда Татьяна и другие ребята с ее курса поступили на театральный факультет УГИИ, я уже был на выпуске, нас брал Русский драматический, голова шла кругом, поэтому мало что могу сказать про период ее учебы. Просто, зная то, каким педагогом был Павел Романович Мельниченко, думаю, он дарование ее оценивал, перспективу понимал и дал Тане все, что мог. Павел Романович всех своих студентов любил, ценил и был с ними щедр, делясь тем, чем владел.
Помню, что Таня пришла в театр и как-то миновала травестийный период «девочек», «девушек» на сцене и эпизодических ролей. Ее как-то сразу стали назначать на серьезные именно женские роли. Не помню у нее ни одной небрежной работы. Она ко всем своим героиням относится чрезвычайно серьезно, вдумчиво и к каждой роли имеет свой собственный подход. В ней всегда чувствуется стержень, мощное нутро. Она постоянно готова к работе. И если бы мне было дозволено определить место Татьяны Владимировны Макрушиной в контексте жизни Русского академического театра, то я бы, положа руку на сердце, сказал: она изначально стала частью обоймы ведущих артистов этой труппы. Причем она ничего не добивалась, не пробивалась – она просто сразу вошла в эту обойму. И это место осталось за ней навсегда.
Поразительно то, как она следит за собой, за своей формой, иногда мне казалось, что она просто «подгоняет» себя под спектакли. Нужно похудеть – она исхудает в последней степени, нужны барственная округлость в плечах и характерная плавность в движеньях – добьется и этого! Повторюсь – одно из основных ее качеств – серьезнейший подход к работе. К любимой работе. Достаточно сказать, что Таня сбрила брови ради спектакля! Ради роли Елизаветы в постановке Михаила Исаковича «Ваша сестра и пленница»!.. Это говорит о том, что ради работы – спектакля, своей героини, театра - она готова пожертвовать тем, как будет выглядеть в повседневной жизни. Внешний вид на сцене для нее важнее внешнего вида вне ее. Дорогого стоит. Не каждый на такое решится.
И еще – это, пожалуй, единственный человек в Русском театре, с которым у меня не возникало конфликтных ситуаций. Она никогда не выясняла, кто прав, а кто виноват, и никогда, что называется, «не выносила сора из избы», была деликатна, тактична, и мы в любой ситуации приходили к пониманию и согласию. Я всегда к ней хорошо относился и сейчас, уйдя из Русского академического, вспоминаю Таню с теплотой.
Знаю, что порой ей хочется чего-то иного, скажем, похулиганить на сцене, она всегда тщательно ищет характер, детали, речевую характеристику, постоянно придумывает что-то для своих героинь… Но вообще я не могу судить о ее ролях как зритель, поскольку актер смотрит спектакль иначе, просто всегда воспринимал все, что она делает, очень серьезно и с большим уважением. И ни одной проходной роли в ее творческой биографии я не помню. А не помню потому, что их не было и не могло быть. Поскольку – это такая актриса. Трудяга и высокий профессионал!
Владимир ЕПИФАНОВ,
народный артист Башкортостана, главный режиссер Уфимского театра юного зрителя.
***
Татьяну Макрушину я знаю очень давно, можно сказать – с начала XX века. Мы учились параллельно на театральном факультете Уфимского государственного института искусств. Таниным курсом руководил незабвенный Павел Романович Мельниченко, моим – Рифкат Вакилович Исрафилов. А еще мы обретались в одном общежитии… Естественно, наши курсы были в товарищеских, близких отношениях, мы следили за тем, что происходило друг у друга, смотрели спектакли своих «коллег», а они – наши, объединяли и общие, как сейчас принято говорить, тусовки, какие-то совместные праздники и проекты… И кто бы мог подумать, что спустя годы мы встретимся с Татьяной Владимировной на театральном факультете alma mater…
Хороший человек и замечательная актриса – данные понятия редко пребывают в гармонии. Но это не про Татьяну Макрушину. В ней как раз сии составляющие счастливо совместились. Она и прекрасный, тонкий, чуткий человек, обладающий невероятной требовательностью по отношению к себе, и прекрасная, если не сказать потрясающая актриса.
…В 2012 году, когда на театральном факультете УГИИ шел набор на актерский курс, художественным руководителем которого предстояло стать мне, возникла идея соединить на этом курсе двух преподавателей. И тут же возникло имя – Татьяна Макрушина. Мы пригласили ее, поскольку понимали, что человек с таким огромным, уникальным опытом жизни в театре, актерской работы может очень много дать студентам. И она, к счастью, согласилась. И четыре года мы с ней вместе, подчас непросто, а подчас и очень весело, и всегда с радостью, воспитывали, готовя в большую жизнь, своих юных питомцев, которые работают сейчас в разных театрах не только Башкортостана, но и России – а это Ульяновск, Самара, Санкт-Петербург, Москва...
На курсе у этих ребят преподавала вместе со мной не только талантливый педагог, но и действующая весьма востребованная актриса, давая студентам не только азы актерского мастерства, но и уча их по-настоящему любить Театр, прививая понимание того, что есть Театр, погружая их в контекст театральной жизни со всеми ее нюансами, сложностями, а также радостями и открытиями.
Эта роль Татьяны Владимировны была для нее нова (но она блестяще справилась!), а для наших ребят просто бесценна, наверное, и потому, что она относилась к ним как родная мать. Они и любили (и любят) ее как мать, и не слушались порой, как собственную мать. И тогда Таня прибегала к моей помощи. Но, обожая своих детей, она никогда не жаловалась на них, перечисляя провинности, просто просила вразумить ослушников. Так у Татьяны появилась еще одна семья, помимо своих горячо любимых домашних, помимо родной театральной, еще и факультетская, студенческая… Сколько сил вкладывала она в этих детей! Мы говорили с ними не только о творчестве, но и о жизни, о том, какие сложности могут их встретить, когда они придут работать в театр – готовили их к этому, чтобы таким образом предупредить неожиданности, ждавшие их, быть может, впереди…
Работать в тандеме с Татьяной было для меня наслаждением, мы словно дополняли друг друга – не часто встретишь человека, который понимает тебя с полуслова, сможет прочитать твою мысль или идею по взгляду, выражению лица. В этом смысле Татьяна Владимировна - идеальный партнер. Она никогда не ругала студентов, в основе своей – хвалила, в худшем случае – журила, взывала к совести, к сознанию. Так мы дружно выпустили два курса – и наши дети и по сию пору звонят нам, и мы, перебивая друг друга, рассказываем об этих звонках, постоянно обсуждая: как там наши малыши?
…Так потихоньку, не торопясь, мы учились друг у друга, учились в том числе и у студентов, которые в свою очередь просвещали нас в том, что связано с современными коммуникациями, с молодежным сленгом… Вводили детей в мир серьезной драматургии и литературы, ставя с ними спектакли по пьесам Максима Горького и Робера Тома, по прозе Антуана де Сент-Эзкюпери, по скоморошьей сказке Леонида Филатова… И это было очень счастливое время, полное обретений и открытий! Я вспоминаю его с огромной радостью и очень благодарен Татьяне за эти годы совместной работы.
Татьяна Владимировна, с Днем рождения! Здоровья, радости, удач! Как замечательной актрисе, желаю Вам замечательных ролей! А как прекрасной женщине, прекрасной жене, матери и теперь уже бабушке, желаю здоровья всем Вашим близким, поскольку когда наши тылы пребывают в благополучии, то и у нас крылья для творчества свободны!
Азат НАДЫРГУЛОВ,
народный артист Башкортостана, режиссер, доцент театрального факультета Уфимского государственного института искусств.
***
В свое время мне посчастливилось поработать с такой великолепной актрисой, как Татьяна Владимировна Макрушина. Мы вместе трудились над ее юбилейным, привязанным к одной из дат в ее биографии спектаклем. Первое, что вспоминается в связи с этим – ее удивительная творческая чуткость. В Тане угнездилась тогда боль, которая ее не отпускала ни на минуту и которая (вот что значит актриса!) очень питала актерскую сущность Татьяны и добавляла образу трагических нот... Она мучилась с этой болью. В жизни у нее был не самый простой период. И наши репетиции начинались с разговоров о зависимости актерской профессии, и потом она, профессионал до мозга костей, без всякого перехода входила в роль.
Ей не нужно было «созревать» или «вживаться». Она была на творческом пике всегда. Режиссерские предложения подхватывала и тут же делала своим выстраданным. Как стог сухого сена. Поднеси спичку – и вспыхнет моментально. Я даже не могу назвать это работой. Сплошное вдохновение. Материал был слабый, и только Таня своим талантом смогла превратить его в полноценную и правдивую драму бывшей актрисы, работающей теперь уборщицей в родном театре.
Я поздравляю Татьяну Владимировну с особым днем рождения! Восхищаюсь ею безмерно и желаю достойных ролей и зрительской любви!
И остаюсь ее верной поклонницей.
Ольга МУСИНА,
народная артистка Башкортостана, режиссер.
***
Я поступил на театральный факультет УГИИ в 1983-м, в год выпуска легендарного курса Павла Романовича Мельниченко, на котором учились Татьяна Макрушина, Владимир Латыпов, Ирина Агашкова, Александр Федеряев – что ни имя, то истинная звезда сцены Русского театра. Естественно, мы, салажата, смотрели на них с обожанием, как на небожителей, с восторгом воспринимали их дипломные спектакли, особенно запомнился мне мольеровский «Тартюф», в котором Татьяна Макрушина блистательно играла роль Дорины… При таком комедийном таланте я и представить себе тогда не мог, что Татьяна Владимировна вырастет в подлинно трагическую актрису. Но она ведь универсальна и может сыграть абсолютно все!
Впервые на профессиональной сцене я увидел ее в спектакле «Пять романсов в старом доме», который по пьесе Владимира Арро поставил Михаил Рабинович, увидел ее героиню - чудную, тонкую, юную… И с восторгом смотрел я эту постановку, разделившую бытие Русского драматического театра на «до» и «после», далеко не один раз!
А познакомился я с Татьяной Владимировной в знаменитом общежитии института искусств, которое в свое время исполняло роль некоего культурного центра в Уфе, и в нем собиралось много интересных людей. Представили ей меня, вчерашнего десятиклассника, девочки из Коми-студии, которые учились в нашем УГИИ, готовившем тогда артистов для театра Сыктывкара. И Татьяна очень дружески, почти ласково меня приняла и хорошо, просто по-сестрински со мной поговорила. И вот тогда я узнал от нее, что в Русском драматическом готовится к постановке спектакль «Пять романсов в старом доме». И впервые услышал именно от Татьяны Макрушиной, что в Русский театр пришел новый молодой талантливый режиссер, который и будет работать над этой постановкой. Так что первое мое, заочное правда, знакомство с Михаилом Исаковичем произошло благодаря Татьяне Владимировне.
И вот я стал постоянно ходить в Русский театр, с особым чувством посещая спектакли, в которых играла Татьяна Макрушина. Никогда не забуду последнего монолога ее героини Искры Поляковой, роль которой Таня исполняла в спектакле «Завтра была война» по повести Бориса Васильева. Я сидел в зале и плакал на ее монологе. И, скажу честно, Татьяна Владимировна не раз заставляла меня плакать в процессе спектаклей, в коих она занята…
Потрясающей была она в спектакле Михаила Рабиновича «Ваша сестра и пленница» по пьесе Людмилы Разумовской! Мне кажется, эта роль – одна из вершин Татьяниного творчества! Помню, что народная артистка СССР Людмила Касаткина, которая пришла на показ уфимской версии «Вашей сестры и пленницы» в Москве (а Людмила Ивановна тоже некогда играла роль Елизаветы), оценила Танину работу, сказав очень значимые, лестные для каждого исполнителя слова в адрес актрисы из Башкирии. Макрушина была великолепна в «Касатке», поставленной по толстовской пьесе Михаилом Исаковичем! Да если перечислять все ее роли, в которых она была несказанно хороша, то не хватит газетной полосы! Достаточно сказать, что я, по роду своей деятельности часто ездивший по российским городам и весям, видел немыслимое количество сценических воплощений пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца». Но такой потрясающей Клеопатры Максимовны, которую сыграла Таня, не встречал нигде! Она – лучшая! Поверьте, я знаю, о чем говорю.
…И вот еще случай, связанный с моими встречами с Татьяной Владимировной. Один из первых моих правительственных концертов, на которые меня приглашали в качестве ведущего, вновь свел меня с Татьяной Макрушиной. Я – необстрелянный конферансье, от волнения, от того, что в зале Русского театра собрались первые лица республики, перепутал порядок номеров и назвал Татьянину фамилию вместо имени другого исполнителя… Слава Богу, Таня, гримерка которой располагалась на другом этаже, далеко от выхода на подмостки, услышала мое объявление по внутренней трансляции. Как она потом призналась: «Никогда в жизни я не переодевалась столь стремительно и с такой скоростью не бежала на сцену, перескакивая на каблуках через две ступеньки!..»
Глянув в сценарий и поняв, что оплошал, я похолодел… Но в это время Таня уже спокойно выходила к микрофону и, ни на йоту не сбив дыхания, потрясающе прочитала стихи Марины Ивановны Цветаевой.
Уходя под аплодисменты зала, она, поймав мой обезумевший взгляд, лишь улыбнулась – и все! Так Татьяна Владимировна спасла меня от позора и всеобщего порицания… До сих пор благодарен ей за это.
Обожаю Макрушину-актрису. Считаю, что таких одаренных, как она, чрезвычайно, мизерно мало в российском театральном пространстве. Поздравляю Вас, Татьяна Владимировна, от всей души! Люблю, ценю, преклоняюсь, неизменно Ваш
Александр КУЗЬМЕНКО,
народный артист Башкортостана, председатель Республиканской организации Башкортостана общероссийского профсоюза работников культуры.
***
Когда мы только начинали репетировать спектакль «Ваша сестра и пленница», я, еще студентка, почтительно называла ее Татьяной Владимировной, и она сказала мне: «Какая я тебе Татьяна Владимировна, называй меня, пожалуйста, Таней!» И я с тех пор, с 1996 года, называю ее Таней, но на Вы. И чем дольше мы работаем вместе, тем больше мне хочется называть ее Танечкой… Так что сегодняшнее мое обращение к ней – не прихоть или развязность, это ее желание, ее воля…
Когда я думаю про Таню Макрушину, то в первую очередь мне на ум приходят три самых важных понятия, связанных с этой удивительной, уникальной актрисой. Говорю про высокий профессионализм, к которому можно бесконечно идти и на Танином примере учиться. Второе – невероятная любовь (фактически одержимость) к своему делу. И третье – это столь редкие в нашем циничном мире чуткость и забота. Она очень заботливый человек. И когда ты находишься с ней в партнерстве, то ее заботливость согревает тебя. Мне посчастливилось свою самую первую главную роль сыграть с Татьяной Макрушиной, может быть, не в прямом партнерстве, а в едином спектакле: наш диалог первого и второго акта Королевы Шотландской и Королевы Английской шел на протяжении трех часов и только в финале мы обе выходили на сцену, читали молитву и тоже это было обращение друг к другу лишь через Бога. Тем не менее я всегда ощущала ее поддержку. Конечно, у любой актрисы есть какое-то амбициозное чувство, чувство соперничества, возможно… Но у Тани постоянно доминирует вот эта чуткость. И она всегда чрезвычайно внимательна (я и потом это наблюдала) к любому новому молодому пополнению, пришедшему в театр. Ее внимание не бывает навязчивым, и она никогда не сделает, не скажет тебе своих замечаний, если ты не попросишь. А если она и скажет или подскажет тебе что-то в роли, это будет очень тактично, деликатно, при том емко.
Но вообще, чем дольше ты находишься в нашей профессии, достаточно эмоциональной, и бывает, что тебя бросает то вниз, то вверх (это горки бесконечные), крайне важно, когда есть в труппе человек, который склонен к чуткости и заботе. Она обязательно заметит, когда у тебя какой-то надлом, когда ты нервничаешь, может быть, у тебя проблемы дома или что-то не получается с партнерами, Таня всегда это увидит, порой и не скажет ничего, не прокомментирует, как-то по-своему сумеет тебя приласкать, приободрить. Во всяком случае, я всегда ощущала и ощущаю ее удивительную чуткость и желание помочь.
А вообще, Таня при всей своей значимости для театра, профессионализме, статусности постоянно поражает меня тем, какой она внутри осталась озорной девочкой-хулиганкой. И когда ты это видишь, ощущаешь, то начинаешь понимать: может быть, она потому стала такой большой актрисой, что у нее внутри и по сию пору живет эта девочка, чуткая, по-своему озорная, открытая миру, которая продолжает чему-то удивляться, радоваться, куда-то бежать, кого-то спасать… Она в себе сохранила эту юность, детскость, все, что присуще ребенку, подростку – задор, ранимость, нерешительность и в то же время бесшабашную храбрость, отчаяние.
Таня, Танечка, Танюша для меня очень нежный, чуткий человек! Очень дорогой мне человек!
Айгуль ШАКИРОВА,
заслуженная артистка Башкортостана, актриса Русского драматического театра.
Подготовила Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
10-09-2021 (0) Просмотров: 1 085 Номер: 63(13533) Версия для печати