Мало-помалу «Малый Нуреевский» становится большим…
Несмотря на все сложности, выпавшие на новейшее время, в Уфе с 29 по 31 октября на базе Башкирского хореографического колледжа с большим успехом прошел форум, уже ставший визитной карточкой БХК. Речь о Международном фестивале-конкурсе хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский», ныне ставшем четвертым по счету (напомним, что этот фест проходит раз в два года).
На сей раз на призыв его идеологов, а форум проходит при поддержке Минкульта республики и Международного фонда Рудольфа Нуреева, а все организационные вопросы полностью ложатся на плечи БХК, в фестивальные дни живущего в режиме «нон-стоп», откликнулись представители восемнадцати хореографических школ из России и ближнего зарубежья – из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа, Саратова, Якутска и Улан-Удэ, а также из Минска, Нур-Султана, Бишкека, Алматы…
Среди них и те, кто стал уже постоянным участником «Малого Нуреевского», полюбив теплую, дружескую атмосферу форума, гостеприимство и радушие нашего региона и его столицы, и те, кто впервые открыл для себя и программу феста, и педагогический талант профессионалов из «кузницы хореографических кадров» Республики Башкортостан. Но все они – и новички, и уже, скажем так, старожилы «Малого Нуреевского» – с неизменным теплом отзываются о нашем форуме, помимо чувства приязни, вызванного знакомством с новыми землями, а также с традициями и новациями в области подготовки будущих артистов балета, увозя в своей душе благодарность за те три дня, которые полнились творчеством, интересными встречами, беседами со специалистами, обменом опытом и постижением новых смыслов, связанных с проблемами развития хореографического образования… И самое главное – ныне Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский» получил новый статус, который связан не только с прибавлением одного слова в названии форума, но и с тем, что он поднялся в фестивальной табели о рангах ступенькой выше, внеся в свое бытование некую состязательную составляющую, что всегда дает определенный импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию. А посему, традиционно расширяя границы нашего фестиваля, в эти осенние дни гости съезжались в БХК не только делиться опытом, но, что называется, и «себя показать» – принять участие в конкурсной программе. Безусловно, и раньше на «Малом Нуреевском» были представлены выступления питомцев разных хореографических школ, но само только слово «конкурс» добавляет любому действу нерва состязательности, что немаловажно для будущих артистов. Так что программа IV «Малого Нуреевского» включала два конкурсных тура (первый проводился онлайн) для участников младшей и старшей групп в номинациях «Классический танец», «Народно-сценический танец», а также отдельный конкурс «Импровизация». Оценивало выступления соискателей наград компетентное жюри, в состав коего вошли Генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов, заслуженный деятель искусств России Сергей Усанов (председатель – он, кстати, и был одним из инициаторов того, чтобы в программе «Малого Нуреевского» появилась конкурсная составляющая); главный редактор международного журнала «Балет», заслуженный деятель искусств России Валерия Уральская; профессор Санкт-Петербургской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ Александр Полубенцев; лауреат международных конкурсов балетмейстеров, профессор Европейской академии балета «Санкт-Пёльтен» (Австрия) Вакиль Усманов…
Отрадно, что питомцы БХК собрали на «Малом Нуреевском» богатый «урожай» наград, с честью защитив цвета флага Alma mater. В числе наших лауреатов – Анна Маэдзима (младшая группа), ставшая обладательницей первой премии в номинации «Классический танец». «Вечерка» уже рассказывала своим читателям об этой маленькой представительнице Страны восходящего солнца, изначально приехавшей в Уфу на первую Летнюю школу, в рамках которой в 2019 году Башкирский хореографический колледж принял группу юных японцев, чьи устремления связаны с искусством балета, и Уфу их наставники выбрали именно потому, что в стенах БХК свято чтут традиции знаменитого Вагановского училища, каковое в свое время окончили большинство наших педагогов. Маленькую, изящную Анечку (сейчас ей уже одиннадцать лет) запомнили все, кто побывал на занятиях Летней школы. И не только потому, что назвали девочку в честь великой русской балерины Анны Павловой, но и потому, что в ее хрупком теле живет неукротимый дух истинного самурая – малышка тогда выступала на заключительном концерте с травмированной ногой, ушибла ее за несколько минут до выхода на сцену… но, сглатывая слезы, завершила номер и с подмостков не ушла. Ныне она уже сносно говорит на русском, учится в нашем колледже, которому принесла первую премию, исполнив перед членами жюри вариацию Амура из балета Минкуса «Дон Кихот», вариацию Весталки из балета Минкуса «Пахита»…
В группу особо отличившихся питомцев БХК вошла также героиня публикаций «Вечерней Уфы» Анастасия Каплина (старшая группа), удостоенная второй премии в номинации «Классический танец». С Настей журналисты «ВУ» впервые пришли знакомиться после ее успешных выступлений на двух конкурсах, следовавших один за другим с перерывом в неделю: Открытом российском конкурсе артистов балета в Перми – «Арабеск-2020» имени Екатерины Максимовой (его курирует народный артист СССР Владимир Васильев) и Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов в Москве (идеологом коего является великий Юрий Григорович). С тех состязаний восемнадцатилетняя уроженка Сибая привезла два диплома; а ныне уже второкурсница Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, исполнившая в конкурсной программе вариации Коломбины из балета Дриго «Арлекинада» и вариации Китри из «Дон Кихота» Минкуса, стала лауреатом, с чем мы ее горячо поздравляем!
НА СНИМКАХ: Анастасия Каплина, учащаяся второго курса БХК, II премия; члены жюри; Анна Маэдзима, учащаяся второго класса БХК, I премия.
Но и это еще не все – «ВУ» не раз писала о номере «К розе», который на музыку испанца Пабло Луны Карне поставил для учащихся БХК хореограф Вакиль Александрович Усманов. Троих замечательных молодых людей с третьего курса нашего колледжа – Роберта Гараева, Даниила Хасанова и Ильнура Галимова (старшая группа, номинация «Народно-сценический та-
нец»), которых с восторгом на Гала-концерте фестиваля-конкурса, проходившего в завершающий день в БГТОиБ, принимала публика, члены жюри оценивали по отдельности. Итак, Роберт Гараев и Даниил Хасанов удостоены второй премии; Ильнур Галимов стал обладателем третьей премии.
А в конкурсе, скажем так, проходившем внутри основного конкурса и получившем название «Импровизация», в номинации «Народно-сценический танец» первое место жюри отдало воспитаннику БХК Рустаму Сайгафарову, языком пластики и танца поведавшему собравшимся историю, посвященную цветку курая…
И даже это еще не все, поскольку Специальным призом от журнала «Балет», который вручала Валерия Иосифовна Уральская, был отмечен с пожеланиями дальнейшего доброго пути сам организатор фестиваля-конкурса – Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева, а также ансамбль БХК, блестяще исполнивший в конкурсной программе белорусский народный танец. Согласитесь, читатель, результат – впечатляющий! В общем, и себя показали, и других посмотрели.
К сожалению, формат газетной публикации не позволяет перечислить имена всех лауреатов и отличившиеся в конкурсной программе хореографические школы, поэтому мы остановились лишь на питомцах БХК, за рамками этого материала оставив, во-первых, иных участников, талантливых, ярких и уже успешных, а, во-вторых, другие не менее интересные события, проходившие в рамках «Малого Нуреевского». А завершим мы сей текст цитатой из выступления председателя жюри Сергея Александровича Усанова, очень точно на церемонии закрытия сформулировавшего основной посыл фестиваля-конкурса: «Малый Нуреевский» дал всем необходимый импульс для последующих творческих поисков. И самое ценное то, что на этом пути есть победители, но нет побежденных!»
…Мне кажется, что едва выдохнув после столь напряженных дней, Башкирский хореографический колледж имени Рудольфа Нуреева уже начал подготовку к юбилейному, V Международному фестивалю-конкурсу хореографических училищ (колледжей) и академий «Малый Нуреевский»…
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: Раберт Гараев, Ильнур Галимов и Даниил Хасанов, ставшие лауреатами IV «Малого Нуреевского», в процессе репетиции номера
«К розе».
Фото Александра ДАНИЛОВА.
НА СНИМКЕ: Раберт Гараев, Ильнур Галимов и Даниил Хасанов, ставшие лауреатами IV «Малого Нуреевского», в процессе репетиции номера
«К розе».
Фото Александра ДАНИЛОВА.
ДОБАВИМ...
На сей раз на «Малый Нуреевский» из-за ограничений, связанных с пандемией, не смогли приехать гости из Франции, об участии которых в Международном фестивале-конкурсе ранее сообщала наша газета. Каким-то чудом удалось пробиться сквозь барьер заслонов единственной представительнице на нашем форуме Международного фонда Рудольфа Нуреева, француженке – Мартин Гэй, написавшей и издавшей в своей стране книгу «Женщины в небе войны (Ночные ведьмы – Дневные фурии. Советские летчицы в 1941-1945 годы)». Затем книга была переведена на русский язык Владимиром Сергеевым и напечатана в России. Мадам Мартин Гэй привезла в БХК подарки от Международного фонда Рудольфа Нуреева; также в рамках программы форума гостья встретилась с учащимися нашего хореографического колледжа, побеседовав с ними и рассказав о том, как она, впечатленная подвигами советских летчиц в дни Второй мировой войны, собирала материал для своей книги, добавив, что храбрые девушки возрастом своим были близки нынешним питомцам БХК. Об этом, по ее мнению, должны помнить будущие артисты балета, коим предстоит воплощать на сцене судьбы самых разных героев и героинь… И еще мадам Гэй заметила: она считает, что в чем-то авиация сродни балету. Управлять штурвалом самолета – это так же сложно, травмоопасно и требует такой же, быть может, виртуозности…
9-11-2021 (0) Просмотров: 2 008 Номер: 78(13548) Версия для печати