Акварель навсегда!
В субботу, 20 ноября, в ДХШ №1 имени Алексея Александровича Кузнецова состоялось подведение итогов первой (!) Республиканской выставки-конкурса детского художественного творчества «Акварель бесконечна».
Выставка эта (равно как и конкурсная ее составляющая) очень своевременна, поскольку интерес к акварели как к технике у начинающих художников, обучающихся в различных специальных школах, а также студиях и кружках, падает. Возможно, в силу тех причин, что акварель – техника непростая, требует особых временных, эмоциональных, а подчас и физических затрат. Такую работу, если что-то вдруг пошло не так, трудно поправить, поскольку она пишется, что называется, здесь и сейчас, ее не «подкрасишь» (простите за слог!) поверху, исправляя дефект, это невозможно уже только потому, что она прозрачна, в каком-то смысле невесома, воздушна и даже эфемерна в момент завершения… Не исключаю того, что именно поэтому иные торопыги, спешащие выдать «на гора» результат, все больше увлекаются гуашевыми красками, которые в непредвиденной для автора ситуации можно просто аккуратно смыть, добавить белил, чтобы добиться другого тона (добавлю, что в состав гуаши белила входят изначально)… В итоге именно ей иные молодые люди отдают предпочтение. А это обидно, особенно с учетом того, что в Башкирии сформировалась своя, очень качественная и богатая на талантливые имена школа акварели.
Собственно этим и руководствовались идеологи выставки-конкурса «Акварель бесконечна», уповая на то, что данное творческое состязание активизирует молодежь, вернув ей желание писать водяными красками и поддержать сложившиеся в Башкортостане традиции акварели, занимающей переходное положение между живописью и графикой, при этом совмещая их особенности, делая акцент на построении формы и пространства именно цветом, и отсутствие специфической рельефности мазка. Да трудоемко, да сложно по исполнению! Но ведь акварель поможет раскрыть зрителю подлинный талант художника, способного создать эффект легкости, уже упомянутой воздушности и тонких цветовых переходов.
И ведь проблема в том, что замечательные педагоги по технике акварели в наших учебных заведениях есть. И не их вина в том, что у юных не возникает желания примкнуть к немногочисленному, быть может, но стойкому отряду ревнителей этой, я бы сказала, элитарной разновидности изобразительного искусства.
Причиной, скорее, становится другое: то, что связано, наверное, с клиповым мышлением многих представителей нового поколения, с утратой такого качества, как созерцательность, а также умения наслаждаться деталью, цветовым пятном, разгадкой скрытых смыслов, коими полон окружающий мир. А еще, думаю, причиной стало отсутствие некоего уважения и программного подхода к акварели на уровне тех структур, которые несут ответственность за сферу искусства, в том числе и изобразительного. Ведь в республике, сколько я помню, проводится всего одна официальная выставка – «Акварельная весна», уже только фактом своего существования поддерживающая тех, кто по-рыцарски остается верен этой технике. А вот в России, да и в мире, экспозиции работ акварелистов – явление распространенное. Достаточно сказать, что в Северной Пальмире успешно действует Санкт-Петербургский союз акварелистов… А у нас в ведомстве, отвечающем за сферу искусства, увы, акварель до сих пор относят к графике…
Впрочем, вернемся к исходному событию. Инициатором проведения подобного творческого состязания стала куратор Арт-студии «АКварель» Умида Урманцева, а учредителями – Союз художников Республики Башкортостан, Представительство Международного союза педагогов-художников РБ.
Безусловно, за Умидой Альбертовной стоят ее соратники по Арт-студии «АКварель», и родился этот проект в память об их любимом наставнике, педагоге, художнике Альберте Кудаярове, год назад ушедшем из жизни. Учредители, безусловно, откликнулись на идею. Но реально поддержал ее открытый ко всему новому, необычному и значимому известный педагог, более 40 лет отдавший служению делу художественного образования, график Юрий Григорьев, работающий в ДХШ №1. А за Юрием Николаевичем на начинание откликнулась и вся школа, которая носит имя выдающегося живописца Алексея Александровича Кузнецова. В состав жюри выставки-конкурса, работы на которую пришли из всех уголков Башкортостана, вошли такие мастера акварели, как Рамиль Абдуллин (председатель) и Лейсан Рахматуллина. Членом экспертного совета стал и представитель принимающей стороны – директор Детской художественной школы №1 Сергей Андреев. Члены «высокого суда» отсмотрели в субботу 237 листов, определяя лауреатов в разных возрастных группах (от 4 до 17 лет), а также обладателя Гран-при. Работы были представлены в разных жанрах – «натюрморт», «пейзаж», «портрет», «композиция»… И все, что в этот день мы увидели, а я шаг в шаг ходила за жюри по залу, на полу коего были разложены акварели однозначно талантливых детей, подростков и тех, кто уже вступил в пору юношества, производило прекрасное впечатление, давая творческий импульс каждому из присутствующих. Скажу больше, все листы жюри рассматривало с соблюдением строжайших норм анонимности – данные об участниках были указаны лишь на обратной стороне каждой работы, но подчас манеру и творческий почерк наставника соискателей наград мы все-таки в этих «опытах» угадывали, радуясь за одаренных подопечных Бориса Самосюка, Флюра Исмагилова (Мишара Фельдери)… Признаюсь: такого подъема и хорошего настроения, которое подарило каждому из нас знакомство с этими акварелями, никто из собравшихся давно не испытывал!
По итогам судейского отбора в ДХШ №1 пройдет выставка работ лауреатов и призеров, и здесь же время спустя состоится награждение лучших из лучших.
Более подробный материал об этом событии выйдет в одном из номеров «Вечерней Уфы».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Марата САРМАНАЕВА.
Фото Марата САРМАНАЕВА.
23-11-2021 (0) Просмотров: 1 560 Номер: 82(13552) Версия для печати