$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Он и по характеру настоящий мужчина…


Он и по характеру настоящий мужчина…

Радостным событием завершился год в Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури. Актер БГАТД Азат Валитов стал лауреатом Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича в области литературы, искусства и архитектуры за 2019-2020 годы.

Премии этой молодой актер удостоен за высокопрофессиональное исполнение сразу нескольких ролей. В их числе Игнатов («Зулейха открывает глаза» по пьесе Ярославы Пулинович, в основу которой лег одноименный роман Гузель Яхиной), Прометей («Прометей» по пьесе Мустая Карима «Не бросай огонь, Прометей!»), Айсуак («Гульбустан» Дамира Юсупова по мотивам пьесы Кадыра Даяна «Тансулпан»).
Добавим: Азат Валитов в 2014-м закончил Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова и в том же году был принят в труппу Башкирского академического театра. За несколько лет работы в БГАТД Азат успел завоевать любовь зрителей, стал востребованным в театре актером. Он зарекомендовал себя профессионально состоятельным и творчески инициативным артистом, обладающим высокими способностями и серьезным отношением к работе. Молодой актер создал в спектаклях театра ряд ярких сценических образов, заслуживших признание зрителей и театральной общественности. Это Асхат в лирической комедии «Муж на час» по пьесе Айгуль Ахметгалиевой, Иван Игнатов в самом популярном спектакле театра «Зулейха открывает глаза», Айсыуак в драме «Гульбустан» (режиссер всех трех постановок - Айрат Абушахманов), Абдулла в трагикомедии «Любишь – не любишь» по пьесе Флорида Булякова, Прометей в одноименном спектакле по пьесе «Не бросай огонь, Прометей!» и Мухаметша в музыкальной комедии «Похищение девушки» (автор обеих пьес Мустай Карим; режиссер этих двух постановок – Ильсур Казакбаев).
...Думаем, логично, в связи с получением молодым актером столь престижной премии, узнать, что думают о своем ученике, а ныне уже и коллеге педагоги, наставники Азата Валитова и по театральному факультету УГИИ, и по Башкирскому академическому театру.

***

Когда Азат Валитов поступал в институт искусств на театральный факультет, уже на первом туре, лишь только он прочитал стихотворение на башкирском языке своим удивительным, практически бархатным баритоном, со свойственной только ему энергетикой, уже в тот момент, несмотря на то, что впереди еще были несколько экзаменов, я понял, что мы его возьмем и он будет учиться на актерском отделении.
А потом в процессе учебы всех педагогов поражала его мужская энергетика, харизма, все, что было заложено в этом молодом человеке изначально. И невероятная органика на сцене - уже тогда, на первых курсах! Я не могу утверждать этого, но мне все-таки кажется, что он пришел в институт собственно готовым актером. Он изначально был алмазом, и за четыре года учебы педагоги просто шлифовали его грани.
Азат любил, конечно, больше работать над образами, персонажами, что называется, из народа. Особенно хороши были его этюды про простых людей, про настоящих мужчин – молчаливых, очень глубоких, каких-то шукшинских… Они очень близки ему.
И даже когда в спектакле по пьесе венецианского драматурга Карло Гольдони «Забавный случай» ему выпало играть роль Филиберто – абсолютно не похожего на него, такого жеманного, изнеженного, жадного, хитрого, манерного, стареющего голландского купчика, Азат, конечно, изначально сопротивлялся, не понимал, зачем он это должен делать… Поначалу работал, преодолевая сопротивление роли, на чисто волевых своих усилиях... В итоге все сложилось благодаря его ответственному отношению к профессии. Он внезапно понял: это профессия, предполагающая, что надо играть не только тогда, когда «попрет»… Азат вдруг осознал: есть еще ремесло. И он, благодаря этой установке, начал работать и, в конце концов, образ, характер Филиберто тоже присвоил. В ту пору в процессе дипломных спектаклей многие отмечали, что Азат Валитов очень разный в своих ролях, один образ не похож на другой....
Айрат АБУШАХМАНОВ, главный режиссер Башкирского академического театра, заслуженный деятель искусств РБ.

Он и по характеру настоящий мужчина…



***

За 3-4 дня до начала экзаменов, 1 июля 2010 года, на театральном факультете УГИИ была назначена консультация для абитуриентов. Парней было по традиции меньше, чем девушек. Во время консультации Азат Валитов показывал одиночный этюд: мол, он едет в воображаемом трамвае. В вагоне воображаемые люди. По взгляду этого абитуриента было понятно, кто возле него стоит: допустим, красивая девушка – он ей улыбается, садится рядом, пытается ухаживать, а когда девушка выходит, его персонаж остается в растерянности. Потом в трамвай заскакивает парень, который злобно посмотрел на него, и сразу же возникает конфликт - будто персонаж Азата подходит к попутчику, взглядом уничтожая его... Казалось, событий как таковых в этом этюде-наблюдении нет, но Азат очень хорошо сыграл, дотошно передал атмосферу того, что вокруг происходит, и я его запомнил.
Вечером прихожу домой, нахожу телеканал БСТ, смотрю новости, а там – Азат, возле него молодежь. И наш абитуриент на камеру крупным планом дает интервью: «Я Азат Валитов, из Стерлитамака, хочу поступить на филологический факультет БГУ». Он говорит, а сам широко улыбается, слова произносит уверенно. Я потерял дар речи, так как он свой самый первый этюд на консультации показал очень хорошо. На следующий день прихожу в УГИИ, спрашиваю его: «Вчера видел тебя по БСТ, всерьез ли ты собрался поступать в на филфак?» В ответ слышу: «Хотел бы поступить в Институт искусств. А если не получится, то пойду в Башгосуниверситет». Я ему: «Не торопись, давай подумаем вместе». И начал с ним мягче разговаривать, испугался, что можем потерять нашего будущего студента.
К счастью, Азат поступил к нам.
...Первый курс. Этюды. Он выбрал тему про пилораму. Оказывается, все лето работал на пилораме у своих родственников. И настолько убедительно парень показывал то, как берет доску, включает воображаемую пилораму, делает обрез, стругает. А затем готовую доску откладывает в сторонку. Далее берет следующую… Я просто с наслаждением смотрел, потому что он «видел» воображаемые предметы и нас заставлял поверить в это. А второй этюд – он мастерит забор: берет лопату, копает ямы, ставит бревна… И это тоже было очень хорошо.
До текста мы занимались этюдами, в них Азат всегда был убедителен. Возможно, потому, что в нем есть внутренняя сосредоточенность. А еще дисциплина и самоорганизация, причем на самом высоком уровне.
Мало-помалу дошли до дипломных работ. В спектакле «Шамсутдин и Шамсура» по рассказу Талхи Гиниятуллина он играл раненого солдата. Помню, насколько хорош и точен был монолог его героя. Кстати, Азату еще дан редкий дар копирования, пародии. Знаю об этом потому, что в этюдах мы показывали пародии, а в числе других и студент Валитов.
Помимо дипломных спектаклей мы делали концерты, где будущие актеры пели, читали стихи, «хулиганили», понемногу представляя нам пародии на своих педагогов. Азат находился в центре всего этого. Он, будучи еще студентом, стал лидером курса. А когда пришел в Башкирский академический театр, все режиссеры начали его активно занимать, видимо, потому что у этого молодого человека прекрасный актерский комплекс - и фактура, и голос, и спортивное телосложение – он может подтягиваться, отжиматься, приседать бесчисленное количество раз. Он и кульбиты всякие может делать.
И что еще немаловажно – Азат внутренне очень гибок: сегодня играет в массовке, а завтра выходит на сцену в главной роли – например, Игнатова в спектакле «Зулейха открывает глаза». И все с пониманием того, что это необходимо театру. Молодой актер Валитов плотно занят в репертуаре. И у нас очень большая надежда на него, на то, что в будущем он займет собственную нишу, хотя у Азата уже есть свое место, но со временем он окончательно окрепнет и мы, его наставники, будем гордиться своим учеником!
Еще об одном его качестве хотелось бы сказать. Азат и его однокурсники пришли в театр после окончания института, а осенью, после отпуска, наших молодых должны были забрать в армию. Я, узнав об этом, сокрушался: Азат Валитов только-только получил образование, но навыки еще не закрепил… Теорию освоил, но практики нет. Не скрою, у меня были внутренние страхи. Решил побеседовать с ним на эту тему. А он говорит: «Мне надо служить». Я, не сказав ему, пошел в военкомат, чтобы парня оставили рядом с Уфой, скажем, в Авдоне. Он узнал, расстроился: «Нет, я хочу честно отслужить, как положено». В итоге поехал туда, куда его отправили, отслужил. Это тоже показывает характер – чувство чести, слово джигита, которое он держит, силу воли, уверенность в том, что надо отдать долг Отечеству, а не прятаться за чьими-то спинами. Кстати, опыт службы в армии очень помогает ему, когда он играет роли военных. Например, командира разведки в спектакле «Потомки Салавата не отступят!». У Азата офицерская выправка, и в этой постановке он настоящий военный.
Хурматулла УТЯШЕВ,
народный артист России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.


Полосу подготовили Эльвира ДАВЛЕТБЕРДИНА и Динара КАЮМОВА.


Дата создание новости 21-01-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 838     Номер: 4(13566)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.