Премьера
Времена не выбирают
Еще до открытия 152-го театрального сезона (а произойдет это событие 13 октября) на Камерной сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан прошла премьера спектакля “Верю - не верю”, поставленного по пьесам Владимира Жеребцова “Полтора стиха” и Андрея Романова “Плохая погода для загородного путешествия”.
Объединив под одним названием два драматических произведения, режиссер Игорь Черкашин незримой нитью связал век нынешний и век минувший. И на этом спектакле как-то вдруг особенно остро понимаешь, что век двадцатый - не современность, он уходит в историю все дальше и дальше, ощущаешь, сколь разителен контраст между годом 1975-м и сегодняшним днем.
Ныне уже не встретить тех полных достоинства провинциальных дам преклонного возраста, чью голову посеребрило время, но кто с годами не утратил ни стати, ни изысканности манер. Актриса Валентина Гринькова играет героиню, чья жизнь была озарена одной-единственной встречей. Но то была встреча с человеком, о котором Ирина Савельевна с потаенной улыбкой вспоминает всю жизнь, - знаменитым поэтом, чья судьба лишь краешком пересеклась с ее судьбой.
Еще встречаются, но тоже становятся раритетами литературоведы, подобные Михаилу Гришакову, герою, которого так по-разному, но оттого не менее убедительно играют заслуженный артист Башкортостана Тимур Гарипов и Сергей Михеев. Водолазка под горло, еще приличный, но уже далеко не новый костюм какого-то на редкость советского коричневого цвета, шляпа и длинный плащ (он ведь из Ленинграда!), бутылка кефира в потертом портфеле и безумная одержимость профессией. То, ради чего Гришаков решается на обман, проникновение со взломом и в конечном счете даже убийство, сегодня, пожалуй, вызвало бы у молодого поколения недоумение и непонимание. Медленно, но верно эта готовность к преступлению будет взрастать здесь, на наших глазах.
А катализатором ее станет милая до поры племянница, которую в паре играют народная артистка Башкортостана Ирина Агашкова и заслуженная артистка республики Татьяна Афанасьева. Одна - более беспощадна и к окружающим, и к своей героине, учительнице с несложившейся личной жизнью, чей бальзаковский возраст на излете, а счастья не было, нет, и, скорее всего, оно уже не придет. Другая, быть может, более сентиментальна - хоть и отрицает сей факт, но все-таки еще надеется на романтическую встречу в последнем троллейбусе, пусть даже здесь, в маленьком городишке Марфино, их никогда не бывало. Но за все надо платить!.. И цена эта, прямо скажем, не мала.
Первая часть спектакля режиссера Черкашина - некий психологический эксперимент, который ставят герои друг над другом, и зритель вполне может быть лишь “третейским судьей”. Но лишь до антракта.
Ибо вторая часть - детективная история, разворачивающаяся даже не вчера, а сегодня, - заставляет зал полностью включиться в происходящее. Кресло-качалка, в котором королевой восседала Ирина Савельевна, брошено на открытой веранде. Дом обветшал, постарел, осиротел. Пришли иные герои, правнуки. Мы видим их рядом, каждый день. Петюн (Андрей Поведский и Руслан Бельский) - вечно в тренировочном костюме и черной кепке (в том самом модном “прикиде” для прогулки, а вовсе, как вы понимаете, не для занятий в спортзале). Савчик (Рустем Гайсин) - при папиных деньгах, на подаренной недешевой машине. Маша (Александрина Баландина и Анастасия Сидоренко) - своенравная девица с претензией. Связывает их давнишняя, детская дворовая дружба, которая подвергается непростому испытанию - с двумя трупами и шестью миллионами наличных... Впрочем, пересказывать детективную фабулу и раскрывать, подобно персоналу старого анекдота, кто в фильме убийца, - дело неблагодарное.
Здесь все грозит обернуться не тем, чем кажется. Странная, эксцентричная, заводная Василиса (Екатерина Колмагорова и Ирина Ибрагимова) и такой узнаваемый участковый Гущин (народный артист Башкортостана Владимир Епифанов) могут стать вовсе не случайно встреченными людьми. Стоит в это только поверить. Или заставить себя поверить. Как это приходится сделать Савчику и Маше - и либо смириться с тем, что ты соучастник страшного преступления, либо нет... Это “верю - не верю” и для нас, и для героев все равно что “Быть или не быть” для Гамлета. Только масштабы стали иными.
Радует, что знаменитая пушкинская формула “Я сам обманываться рад...” здесь не срабатывает - значит, режиссер Игорь Черкашин, как и во всех других своих спектаклях, оставляет надежду... на совесть...
“Какие-то времена настали... Не поймешь, что с людьми делается”, - размышляет один из героев. Но ведь времена, как известно не выбирают...
Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: в сценах из спектакля “Верю - не верю” заняты актеры Валентина Гринькова и Сергей Михеев; Анастасия Сидоренко, Рустем Гайсин и Ирина Ибрагимова.
Фото Александра
ДАНИЛОВА.
5-10-2013 (0) Просмотров: 2 123 Номер: 193(12341) Версия для печати