И зазвучат гусли Садко на сцене оперного театра…
В Башкирском государственном театре оперы и балета начались репетиции оперного спектакля «Садко» на музыку Николая Римского-Корсакова.
Воплощением этого образца русского музыкального эпоса на сцене Аксаковского народного дома занимается мощная творческая команда, в которую входят режиссер-постановщик спектакля – художественный руководитель БГТОиБ, заслуженный артист России, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков, в составе «могучей кучки» также режиссер и художник-постановщик спектакля (сценография и костюмы) – главный художник БГТОиБ, заслуженный артист Башкортостана Иван Складчиков, хормейстер, дирижер – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, музыкальный руководитель театра Александр Алексеев, хореограф-постановщик заслуженный деятель искусств России, профессор Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Ирина Филиппова (Москва), над хореографией акта в подводном царстве работала прославленная балерина, балетный педагог, народная артистка СССР Маргарита Дроздова (Москва), художник по свету – заслуженный работник культуры России Ирина Вторникова (Ростов). Остается сказать о том, что музыкальным руководителем спектакля и дирижером является уникальный маэстро – народный артист Российской Федерации, главный дирижер Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, художественный руководитель Камерного оркестра Московской государственной консерватории, виолончелист, педагог, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска» Феликс Коробов.
А теперь коротко, опираясь на различные источники, мы расскажем вам о самой опере… Но начнем, пожалуй, издалека. Морские путешествия – то, что волновало Римского-Корсакова с раннего детства. В свое время он поступил в Морской военный корпус, после окончания коего будущий офицер отправился служить на клипере «Алмаз», посетив Англию, Норвегию, Францию, Италию, Испанию, Штаты и Бразилию. Все эти впечатления волновали воображение композитора. Достаточно напомнить, что образы моря есть в самых известных его произведениях – симфонической картине «Шехеразада», цикле романсов «У моря», опере «Сказка о царе Салтане» и, безусловно, в «Садко». Добавим, что в 1867 году появилась одноименная симфоническая картина. А 27 лет спустя Николай Андреевич вновь возвращается к былине о Садко. Идея нового произведения родилась у композитора, когда он получил письмо от музыковеда Николая Финдейзена, в котором тот убеждал Римского-Корсакова написать оперу о новгородском гусляре. Своим замыслом Николай Андреевич поделился в письме к музыкальному критику Владимиру Стасову, с коим его связывала многолетняя творческая дружба. Ссылаясь на многочисленный варианты былины, Стасов советовал композитору широко показать картины народной жизни и быта древнего Новгорода. Активная работа над созданием либретто начались летом 1894 года. В разработке плана принимали участие и другие друзья Римского-Корсакова – Василий Ястребцев и Николай Штруп.
Далее началось сотрудничество по либретто с филологом, поэтом и специалистом по русской старине Владимиром Бельским. Сам автор в свое время написал: «Опера «Садко» предстала в виде семи картин эпического содержания. Реальное и фантастическое, драматическое (поскольку таковое намечается былиной) и бытовое находятся между собой в полной гармонии».
Опера-былина «Садко» – одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Ее путь к слушателю был непростым, ведь некогда сам император Николай II вычеркнул «Садко» из репертуара Мариинского театра. И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям, завоевав огромное признание.
…В стартовый день послеотпускных репетиций, выпавший на пятницу, 12 августа, постановочная команда приступила на сцене к работе над первой картиной. Действо это многофигурное, поскольку начинается с пира в богатых хоромах братчины (цеховая корпорация в переводе на современный русский) в Новгороде. Тут и богатые купцы, и торговцы рангом помельче, и половые, разносящие пирующим угощение, и всевозможные потешники, скажем, скоморохи Дуда и Сопель, и прочие забавники, гаеры и штукари…
В общем, в этот момент на подмостках творилось нечто невообразимое: представьте себе хор БГТОиБ в полном составе, которому и выпала миссия преображения в новгородскую братчину (впрочем, хор давно поражает поклонников оперного своим коллективным актерским мастерством), частично ему были отданы и скоморошьи функции, здесь же некоторые из солистов оперной труппы и в меньшем числе балетные, коим предстоят пляски гаеров и шутейного народца… В волнах этого людского моря, заполонившего сцену, лавировали режиссер и художник Иван Петрович Складчиков и балетмейстер Ирина Николаевна Филиппова, расставляя фигуры в сей гигантской «шахматной партии» по предварительно определенным для персонажей «квадратам»… И все это броуновское движение остановилось, перестав кипеть и суетиться, в тот момент, когда Аскар Амирович вывел в центр новгородского круга маэстро Коробова, представляя его гражданам «боярской республики». Феликс Павлович с улыбкой поздоровался, сказав, что Уфа ему нравится – город красивый, зеленый, воздух великолепный (по сравнению с каменными «джунглями» Москвы, где дышать трудно, безусловно!). Маэстро присел на приготовленный для него стул и, сразу же вникнув в происходящее, раскрыл клавир и начал отстукивать ритм ладонью, требуя более быстрого темпа от концертмейстеров и попутно делая замечания хору. Тем же из солистов, которые ему понравились, он показывал поднятый вверх большой палец правой руки.
На улице – пекло, но на сцене в это же время градус ничуть не меньше, чем за кирпичными стенами театра. А посему можно сказать, что это – высокий градус творчества! Мы бесшумно покинули зал, стараясь прикрыть двери очень аккуратно, чтобы не громыхнуть тяжелыми створками. Пройдет день-другой, и мы вновь наведаемся в славный град на берегу Ильмень-озера…
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
16-08-2022 (0) Просмотров: 699 Номер: 56(13618) Версия для печати