$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов


«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

Открытие сто шестьдесят первого сезона прошло 7 октября в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан с блеском. Оно было исполнено невероятной энергии, которая передалась воодушевленному залу.

Чувствовалось, что труппа за время летних отпусков стосковалась по сцене, по зрителям, а главное – по тому, что привносит в жизнь артиста смысл. Такая уж это профессия: много работы – прекрасно! Мало – очень плохо… За несколько минут до того, как распахнется занавес, когда исполнители, занятые в спектакле, уже собрались в кулисах, актер Рустем Гайсин, неизменный исполнитель роли Телятева, улыбаясь, бросил энергичное: «Ну, понеслась!»
…И действительно – театральная жизнь понеслась! Навстречу зрителю.
Сезон открывали, как уже рассказывала «Вечерняя Уфа», спектаклем «Бешеные деньги» по пьесе Островского. Причин тому, что постановка, премьера коей состоялась в 2011-м, давала старт новому театральному году, несколько.
Во-первых, это дань памяти незабвенного художественного руководителя ГАРДТ РБ и режиссера спектакля Михаила Рабиновича, боль по поводу ухода которого неизбывна…

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

Во-вторых, постановка, несмотря на свой «возраст», и по сию пору остается актуальной, точно попадая в реалии сегодняшнего времени. Она так крепко и качественно застроена, что не стареет и не «ветшает», так сказать физически, меняются исполнители иных ролей, а спектакль живет!
В-третьих, сезон 2022-2023 проходит в России под знаком 200-летия со дня рождения Александра Николаевича Островского. И наши «Бешеные деньги» в контексте этого события приглашены на российский фестиваль, посвященный творчеству выдающегося русского драматурга «Островский в Доме Островского», идеологом которого стал Государственный академический Малый театр. Форум будет, кстати, проходить в филиале Малого театра в Когалыме. Так что спектакль, коему предстоит столь важный творческий смотр, просто требует того, чтобы его играли, и играли на зрителя!..

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

…И в пятничный октябрьский вечер он подарил соскучившемуся по «русичам» залу столько эмоций, что их с лихвой хватило бы публике на добрую половину сезона – зритель безоглядно смеялся, подчас до слез, затихал именно в те моменты, где и планировал точки молчания сам Михаил Исакович, всегда очень бережно работавший со словом и с тщательностью подлинного инженера создававший партитуру спектакля; а еще зал задумывался, что просто читалось по лицам людей, внезапно увидевших сквозь призму жизни Саввы Василькова (очень качественный и точный ввод в спектакль на одну из главных ролей актера Александра Степанова) силуэты «купчиков» периода НЭПа, барыг времен Великой войны и нуворишей нашей эпохи, в человеческих характерах, устремлениях, мелких грешках и подлинных пороках зеркально повторяющей бытование тех лет, которое «препарировали» ум и перо «Русского Шекспира»…
В общем, думаю, не только у меня сложилось ощущение того, что все мы попали на премьеру спектакля «Бешеные деньги». И где-то среди нас невидимой тенью, впрочем, абсолютно осязаемо, присутствовал на этом триумфе ГАРДТ сам Михаил Исакович… Весьма символично в этой связи то, что ведущий завершающей торжественное открытие церемонии – актер Александр Леушкин пригласил подняться на сцену верную спутницу Михаила Рабиновича, с которой они прожили более пятьдесяти лет, – Галину Сабирьяновну (правый верхний снимое). У Галины Сабирьяновны, не так давно отметившей особый день рождения, безусловно, дрожали губы и слезы набегали на глаза, но она, прошедшая школу Рабиновича, сдержалась, поблагодарив коллектив, ставший ей родным, за поздравление, прекрасные розы, и произнесла несколько напутственных слов театру, отправляющемуся в новый сезон. Зал аплодировал бешено, рукоплеская так, что даже хрусталики на люстрах стали звенеть, выводя какую-то мелодию, напоминающую гимн вечной любви и благодарной памяти…

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

А затем официальные гости праздника добавили в этот шквал всенародной любви к Русскому академическому театру несколько нот торжественности. От имени министра культуры Башкортостана и от себя лично коллектив поздравил с открытием сто шестьдесят первого сезона Зиннур Сулейманов, начальник отдела профессионального искусства, образования и творческих проектов Минкульта. А далее на виновников торжества обрушился просто град наград от различных ведомств и общественных организаций. В этот прекрасный вечер, когда вся труппа ГАРДТ по традиции вышла к залу, на сцену поднялись член Президиума Региональной общественной организации «Собор Русских Башкортостана», с огромной приязнью принявшей под свое крыло «русичей», близких ей по духу, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Елена Родина и исполнительный директор Региональной общественной организации «Собор Русских Башкортостана», депутат Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Павел Васильев. Елена Александровна вручила Почетные грамоты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан за большой вклад в развитие театрального искусства – народной артистке Башкортостана Светлане Акимовой, артисту Ивану Овчинникову и сотруднику транспортного цеха ГАРДТ Рамаю Булатову.
А Павел Васильев поздравил, передав виновникам торжества из рук в руки Почетные грамоты «Собора Русских Башкортостана», народную артистку РБ Ирину Агашкову и народного артиста РБ Олега Шумилова.

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

Далее на славные подмостки вышел председатель Союза театральных деятелей Республики Башкортостан, заслуженный артист России, народный артист РБ Ахтям Абушахманов и от имени профессионального сообщества вручил народной артистке Башкортостана Татьяне Макрушиной «Серебряную медаль Станиславского», учрежденную СТД РБ – за многолетний труд и великое служение сцене. Недавно такой же медалью СТД отметил и еще одну актрису Русского театра, праздновавшую осенью особый день рождения – Ирину Агашкову.
Затем коллектив Русского академического поздравил с открытием сезона родной Октябрьский район, администрация которого поощрила труд многих сотрудников театра своими Почетными грамотами и Благодарственными письмами.
Но это еще не все приятные и знаменательные события, выпавшие на стартовый день сто шестьдесят первого сезона ГАРДТ…
Одно из них было связано с тем, что в антракте в фойе второго этажа прошла викторина, в процессе которой зрители отвечали на вопросы все того же Александра Алексеевича Леушкина, предлагавшего назвать количество пьес, созданных драматургом Островским, и то, какие из них, помимо, естественно, «Бешеных денег», Русский театр воплотил на своей сцене… В общем, все вопросы так или иначе касались темы титульного для «Русского Шекспира» года… Самые эрудированные из числа собравшихся, а знатоки в рядах зрителей, безусловно, были, стали счастливыми обладателями пригласительных билетов на спектакли театра.

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

Но ведь и это еще не все, читатель! Поскольку одним из кульминационных моментов вечера сюрпризов от ГАРДТ стало открытие в фойе театра выставки уникального художника, которого можно назвать путешественником во времени и пространстве. И это заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников СССР с 1992 года, член Maison des Artistes, France (2002) Расих Ахметвалиев.
При одном только взгляде на небольшую экспозицию, с огромной любовью подготовленную заведующей музеем театра Ириной Николаевной Овсянниковой, постоянно радующей зрителей интересными выставками, являющимися логичным эстетическим дополнением (простите за слог!) к открытиям, каковые сулит публике ГАРДТ РБ, я, давняя поклонница творчества Расиха Хасиповича, вспомнила строчки из шекспировского «Ромео» в переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, обращенные юным отпрыском рода Монтекки к Джульетте:
Она затмила факелов лучи!
Сияет красота ее в ночи,
Как в ухе мавра –
жемчуг несравненный.
Редчайший дар,
для мира слишком ценный!
Как белый голубь
в стае воронья –
Среди подруг красавица моя.

…Не представляю того, как Ирина Николаевна сумела уговорить Расиха Ахметвалиева на то, чтобы он выставил сей перл – часть своей просто бесценной коллекции в стенах театра!.. Впрочем, немного зная характер этого адепта фигуративного искусства и одного из самых изысканных художников в том, что касается культуры колористических решений, действующего на сознание человека цветом, словно невысказанным словом, странника и отнюдь не говоруна, не слишком охотно раскрывающего душу нашему брату-журналисту в ответ на самые примитивные вопросы, могу предположить, что изящно мыслящий нормандец, некогда родившийся в деревне Бикеево Чишминского района, философ, исповедующий красоту кубизма и певучесть шедевров фарси, рыцарь художественного восприятия женской красоты и одинокий всадник, направляющий своего скакуна сквозь туманы эпох, заинтересовался собственно театром.

«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов

Думаю, ему захотелось не только синтезировать два мощнейших зрелищных направления в искусстве – живопись и театр, но и обновить состав своей аудитории с помощью тех, кто ценит театр, а значит, сумеет адекватно воспринять некую театрализацию в исканиях живописца… В общем, представьте такую картину, читатель! Один из красивейших портов Франции Онфлёр, расположенный в устье Сены напротив Гавра, колыбель импрессионизма, изумительная игра морской воды, соляные склады XVII века, старые доки, набережная Святой Екатерины, масса антикварных магазинчиков, яхты, покачивающиеся на зеркале бело-голубой гавани… В контексте всего этого живет наш земляк, выпускник худграфа БГПУ, созерцатель, впитывающий в себя увиденное; он все больше молчит, приумножая силу тюркской крови богатством европейской культуры… Я почему-то представляю себе Расиха, раздумчиво готовящего себе к завтраку салат и спрыскивающего его зелень каплями прованского масла – дивный аромат разносится по небольшой чистенькой комнате, легкой занавеской играет ветерок с гавани, в окно доносится стук подошв – это туристы, охочие до здешних мест, «утюжат» своими башмаками старинную брусчатку… Для меня эта картинка – некий срез жизни художника Ахметвалиева… И я не уверена в том, что, придя в ГАРДТ РБ специально на выставку Расиха Хасиповича, вы испытаете те же ощущения, «считав» с работ Мастера мои фантазии о нем… Зато я абсолютно уверена в том, что вы откроете для себя новый, в чем-то совершенный мир, который поможет зрителю очень точно прочувствовать тот мир, в который его погрузит театр. Русский академический театр.

Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Дата создание новости 14-10-2022   Комментарии (0)   Просмотров: 774     Номер: 71(13633)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.