«Бешеные деньги» заслужили бешеных же аплодисментов
Открытие сто шестьдесят первого сезона прошло 7 октября в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан с блеском. Оно было исполнено невероятной энергии, которая передалась воодушевленному залу.
Чувствовалось, что труппа за время летних отпусков стосковалась по сцене, по зрителям, а главное – по тому, что привносит в жизнь артиста смысл. Такая уж это профессия: много работы – прекрасно! Мало – очень плохо… За несколько минут до того, как распахнется занавес, когда исполнители, занятые в спектакле, уже собрались в кулисах, актер Рустем Гайсин, неизменный исполнитель роли Телятева, улыбаясь, бросил энергичное: «Ну, понеслась!»
…И действительно – театральная жизнь понеслась! Навстречу зрителю.
Сезон открывали, как уже рассказывала «Вечерняя Уфа», спектаклем «Бешеные деньги» по пьесе Островского. Причин тому, что постановка, премьера коей состоялась в 2011-м, давала старт новому театральному году, несколько.
Во-первых, это дань памяти незабвенного художественного руководителя ГАРДТ РБ и режиссера спектакля Михаила Рабиновича, боль по поводу ухода которого неизбывна…
Во-вторых, постановка, несмотря на свой «возраст», и по сию пору остается актуальной, точно попадая в реалии сегодняшнего времени. Она так крепко и качественно застроена, что не стареет и не «ветшает», так сказать физически, меняются исполнители иных ролей, а спектакль живет!
В-третьих, сезон 2022-2023 проходит в России под знаком 200-летия со дня рождения Александра Николаевича Островского. И наши «Бешеные деньги» в контексте этого события приглашены на российский фестиваль, посвященный творчеству выдающегося русского драматурга «Островский в Доме Островского», идеологом которого стал Государственный академический Малый театр. Форум будет, кстати, проходить в филиале Малого театра в Когалыме. Так что спектакль, коему предстоит столь важный творческий смотр, просто требует того, чтобы его играли, и играли на зрителя!..
…И в пятничный октябрьский вечер он подарил соскучившемуся по «русичам» залу столько эмоций, что их с лихвой хватило бы публике на добрую половину сезона – зритель безоглядно смеялся, подчас до слез, затихал именно в те моменты, где и планировал точки молчания сам Михаил Исакович, всегда очень бережно работавший со словом и с тщательностью подлинного инженера создававший партитуру спектакля; а еще зал задумывался, что просто читалось по лицам людей, внезапно увидевших сквозь призму жизни Саввы Василькова (очень качественный и точный ввод в спектакль на одну из главных ролей актера Александра Степанова) силуэты «купчиков» периода НЭПа, барыг времен Великой войны и нуворишей нашей эпохи, в человеческих характерах, устремлениях, мелких грешках и подлинных пороках зеркально повторяющей бытование тех лет, которое «препарировали» ум и перо «Русского Шекспира»…
В общем, думаю, не только у меня сложилось ощущение того, что все мы попали на премьеру спектакля «Бешеные деньги». И где-то среди нас невидимой тенью, впрочем, абсолютно осязаемо, присутствовал на этом триумфе ГАРДТ сам Михаил Исакович… Весьма символично в этой связи то, что ведущий завершающей торжественное открытие церемонии – актер Александр Леушкин пригласил подняться на сцену верную спутницу Михаила Рабиновича, с которой они прожили более пятьдесяти лет, – Галину Сабирьяновну (правый верхний снимое). У Галины Сабирьяновны, не так давно отметившей особый день рождения, безусловно, дрожали губы и слезы набегали на глаза, но она, прошедшая школу Рабиновича, сдержалась, поблагодарив коллектив, ставший ей родным, за поздравление, прекрасные розы, и произнесла несколько напутственных слов театру, отправляющемуся в новый сезон. Зал аплодировал бешено, рукоплеская так, что даже хрусталики на люстрах стали звенеть, выводя какую-то мелодию, напоминающую гимн вечной любви и благодарной памяти…
А затем официальные гости праздника добавили в этот шквал всенародной любви к Русскому академическому театру несколько нот торжественности. От имени министра культуры Башкортостана и от себя лично коллектив поздравил с открытием сто шестьдесят первого сезона Зиннур Сулейманов, начальник отдела профессионального искусства, образования и творческих проектов Минкульта. А далее на виновников торжества обрушился просто град наград от различных ведомств и общественных организаций. В этот прекрасный вечер, когда вся труппа ГАРДТ по традиции вышла к залу, на сцену поднялись член Президиума Региональной общественной организации «Собор Русских Башкортостана», с огромной приязнью принявшей под свое крыло «русичей», близких ей по духу, депутат Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан Елена Родина и исполнительный директор Региональной общественной организации «Собор Русских Башкортостана», депутат Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан Павел Васильев. Елена Александровна вручила Почетные грамоты Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан за большой вклад в развитие театрального искусства – народной артистке Башкортостана Светлане Акимовой, артисту Ивану Овчинникову и сотруднику транспортного цеха ГАРДТ Рамаю Булатову.
А Павел Васильев поздравил, передав виновникам торжества из рук в руки Почетные грамоты «Собора Русских Башкортостана», народную артистку РБ Ирину Агашкову и народного артиста РБ Олега Шумилова.
Далее на славные подмостки вышел председатель Союза театральных деятелей Республики Башкортостан, заслуженный артист России, народный артист РБ Ахтям Абушахманов и от имени профессионального сообщества вручил народной артистке Башкортостана Татьяне Макрушиной «Серебряную медаль Станиславского», учрежденную СТД РБ – за многолетний труд и великое служение сцене. Недавно такой же медалью СТД отметил и еще одну актрису Русского театра, праздновавшую осенью особый день рождения – Ирину Агашкову.
Затем коллектив Русского академического поздравил с открытием сезона родной Октябрьский район, администрация которого поощрила труд многих сотрудников театра своими Почетными грамотами и Благодарственными письмами.
Но это еще не все приятные и знаменательные события, выпавшие на стартовый день сто шестьдесят первого сезона ГАРДТ…
Одно из них было связано с тем, что в антракте в фойе второго этажа прошла викторина, в процессе которой зрители отвечали на вопросы все того же Александра Алексеевича Леушкина, предлагавшего назвать количество пьес, созданных драматургом Островским, и то, какие из них, помимо, естественно, «Бешеных денег», Русский театр воплотил на своей сцене… В общем, все вопросы так или иначе касались темы титульного для «Русского Шекспира» года… Самые эрудированные из числа собравшихся, а знатоки в рядах зрителей, безусловно, были, стали счастливыми обладателями пригласительных билетов на спектакли театра.
Но ведь и это еще не все, читатель! Поскольку одним из кульминационных моментов вечера сюрпризов от ГАРДТ стало открытие в фойе театра выставки уникального художника, которого можно назвать путешественником во времени и пространстве. И это заслуженный художник Республики Башкортостан, член Союза художников СССР с 1992 года, член Maison des Artistes, France (2002) Расих Ахметвалиев.
При одном только взгляде на небольшую экспозицию, с огромной любовью подготовленную заведующей музеем театра Ириной Николаевной Овсянниковой, постоянно радующей зрителей интересными выставками, являющимися логичным эстетическим дополнением (простите за слог!) к открытиям, каковые сулит публике ГАРДТ РБ, я, давняя поклонница творчества Расиха Хасиповича, вспомнила строчки из шекспировского «Ромео» в переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник, обращенные юным отпрыском рода Монтекки к Джульетте:
Она затмила факелов лучи!
Сияет красота ее в ночи,
Как в ухе мавра –
жемчуг несравненный.
Редчайший дар,
для мира слишком ценный!
Как белый голубь
в стае воронья –
Среди подруг красавица моя.
…Не представляю того, как Ирина Николаевна сумела уговорить Расиха Ахметвалиева на то, чтобы он выставил сей перл – часть своей просто бесценной коллекции в стенах театра!.. Впрочем, немного зная характер этого адепта фигуративного искусства и одного из самых изысканных художников в том, что касается культуры колористических решений, действующего на сознание человека цветом, словно невысказанным словом, странника и отнюдь не говоруна, не слишком охотно раскрывающего душу нашему брату-журналисту в ответ на самые примитивные вопросы, могу предположить, что изящно мыслящий нормандец, некогда родившийся в деревне Бикеево Чишминского района, философ, исповедующий красоту кубизма и певучесть шедевров фарси, рыцарь художественного восприятия женской красоты и одинокий всадник, направляющий своего скакуна сквозь туманы эпох, заинтересовался собственно театром.
Думаю, ему захотелось не только синтезировать два мощнейших зрелищных направления в искусстве – живопись и театр, но и обновить состав своей аудитории с помощью тех, кто ценит театр, а значит, сумеет адекватно воспринять некую театрализацию в исканиях живописца… В общем, представьте такую картину, читатель! Один из красивейших портов Франции Онфлёр, расположенный в устье Сены напротив Гавра, колыбель импрессионизма, изумительная игра морской воды, соляные склады XVII века, старые доки, набережная Святой Екатерины, масса антикварных магазинчиков, яхты, покачивающиеся на зеркале бело-голубой гавани… В контексте всего этого живет наш земляк, выпускник худграфа БГПУ, созерцатель, впитывающий в себя увиденное; он все больше молчит, приумножая силу тюркской крови богатством европейской культуры… Я почему-то представляю себе Расиха, раздумчиво готовящего себе к завтраку салат и спрыскивающего его зелень каплями прованского масла – дивный аромат разносится по небольшой чистенькой комнате, легкой занавеской играет ветерок с гавани, в окно доносится стук подошв – это туристы, охочие до здешних мест, «утюжат» своими башмаками старинную брусчатку… Для меня эта картинка – некий срез жизни художника Ахметвалиева… И я не уверена в том, что, придя в ГАРДТ РБ специально на выставку Расиха Хасиповича, вы испытаете те же ощущения, «считав» с работ Мастера мои фантазии о нем… Зато я абсолютно уверена в том, что вы откроете для себя новый, в чем-то совершенный мир, который поможет зрителю очень точно прочувствовать тот мир, в который его погрузит театр. Русский академический театр.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
14-10-2022 (0) Просмотров: 774 Номер: 71(13633) Версия для печати