Кризис гуманизма глазами ТЮЗа
В субботу, 15 октября, в Уфимском театре юного зрителя премьерой музыкальной притчи «Дитя» по пьесе известного казанского драматурга Ильгиза Зайниева откроется одиннадцатый сезон муниципального ТЮЗа, отметившего летом первый в своей непростой, но славной истории юбилей. Режиссер спектакля – художественный руководитель театра Полина Шабаева, сценография и костюмы – заслуженный деятель искусств Башкортостана Юлия Гилязова, композитор – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Юрий Чаплин, пластическое решение сценического пространства и хореография – Андрей Сорокин, вокальные партии, а их в спектакле немало – готовила с артистами заведующая музыкальной частью ТЮЗа Людмила Клинушина.
То, что накануне премьеры происходит в театре на улице Гагарина, 16/2, приближено к авралу. По палубе и отсекам утлого, но достаточно устойчивого, выдержавшего бури и штормы минувших десяти лет суденышка носятся все члены экипажа, готовящиеся к старту очередного театрального года, как к адмиральской проверке… На небольшой, не слишком приспособленной к многофигурным постановкам сцене идут прогон за прогоном. В темноте зала теряются фигуры тех, кто работает в паре с занятыми в прогоне артистами, из кресел несутся на подиум усиленные микрофоном замечания и реплики нервничающего режиссера, а также голос Людмилы Клинушиной, помогающей поющим, что называется, вживую исполнителям дотянуть непростую музыкальную фразу; на подмостки постоянно взлетает балетмейстер Андрей Сорокин, который в ходе репетиции то уточняет какой-то пассаж либо па, то продолжает искать вместе с актером движение, позу, соответствующие характеру персонажа… Слышны голоса специалистов по звуку и свету, у коих, безусловно, собственные совсем непростые задачи. В гримерках, расположенных поблизости, тоже происходит нечто, сопоставимое разве что с броуновским движением – костюмеры, одевальщицы и гримеры-пастижеры заняты своим делом, поскольку костюмов, париков, необычных причесок и сложносочиненного грима в спектакле «Дитя» вполне достаточно…
Относительно спокоен внешне (но это только внешне) директор ТЮЗа Арслан Зубайдуллин, которого, однозначно, волнует предстоящее событие и процесс выпуска спектакля как таковой, но радует всеобщий энтузиазм и то, что, по словам одного из героев Александра Николаевича Островского, «из бюджета театр не вышел»! Арслан Айдарович с благодарностью говорит о художнике спектакля Юлии Гилязовой, отозвавшейся на доводы директора, вошедшей в материальное положение ТЮЗа и выбравшей золотую середину между тем, что «Дитя» адресовано молодежной аудитории, отдающей должное характерной для нее субкультуре (что касается в том числе манеры одеваться) и бюджетной составляющей жизни театра. А еще он, понимая, сколь несовершенен микшерный пульт ТЮЗа и оценивая то количество радиомикрофонов, так называемых петличек, каковое имеет быть в наличии, очень признателен сотрудникам цехов, сумевших добиться невозможного, в частности, буквально из ничего собрать дополнительную гарнитуру. И особой его признательности заслужила Людмила Николаевна Клинушина, которая нашла уникального человека, выпускника Уфимского училища искусств по классу трубы, замечательного специалиста по звуку и очень отзывчивого мастера, у которого дома есть своя студия, – Галинура Юламанова. Он писал музыкальные фонограммы для поющих актеров, сводил все минусовки и фактически помог «сверстать» музыкальную партитуру спектакля. Причем за очень скромные деньги. И Клинушина, и некоторые из актеров специально ездили, и не раз, к маэстро Юламанову в Уфимский район (поселок Лебяжий), так что Галинур чрезвычайно выручил Театр юного зрителя!
Сама же Людмила Николаевна вложилась в этот проект со всею силой страсти своей творческой натуры, сразу после выхода труппы из отпуска начав репетировать с исполнителями вокальный материал, сначала сидя за роялем, потихоньку, небольшими шагами двигаясь к освоению очень непростых для драматических актеров «текстов» композитора Чаплина… А теперь она, устроившись в темноте зала и не обращая внимания на недолеченную простуду, периодически поднимается из зрительского кресла и, раскинув руки, подобно статуе Сына Божия на высшей точке Рио-де-Жанейро, горе Корковадо, начинает дирижировать в процессе группового пения актеров и ведет их своим голосом за собой…
В общем, в ТЮЗе в эти дни не просто не скучно, здесь горячо, если не сказать – жарко, шумно, заразительно и очень интересно!
…Так чему же посвящен спектакль «Дитя», идея которого долго не давала покоя режиссеру Полине Шабаевой, прямо по Чехову, тяжелым ядром ворочаясь в мыслях и чувствах постановщика и в каком-то смысле вытесняя из ее сознания все, о чем за эти месяцы приходилось размышлять худруку ТЮЗа… Мне кажется, суть этого высказывания театра сопрягается с определением, которое Федор Михайлович Достоевский дал своей эпохе – эпохе безверия, утраты человеческих идеалов, поругания нравственных ценностей, когда на первый план выходят не боль за людские судьбы тех, с кем жизнь и те, кто за эту жизнь в ответе, обошлись жестоко. Достоевский назвал сие состояние кризисом гуманизма. Именно крах мировой гармонии лишает людей бытийной радости и способности сострадать. В такой ситуации, мне кажется, спастись в одиночку практически невозможно. В этих холоде и пустоте умолкают музы и на дальний, далекий-далекий план уходит, если и вовсе не исчезает, тот же Театр, который всегда был своеобразным оплотом этических норм. Потому-то действие спектакля и разворачивается в антураже брошенного, разрушенного, затоптанного в пыль театра, стены коего облюбовала за неимением более подходящего приюта стая бродячих собак. В чем-то, мне кажется, при выборе этого сценографического решения и сам ТЮЗ, и художник спектакля ориентировались на судьбу театра в бойлерной. Впрочем, труппа театра юного зрителя, веря в свою звезду и питая надежду на будущее, выжила, поднявшись до определенных высот, и дождалась-таки перемен, которые грядут с получением нового дома. Так и лохматые обитатели брошенного помещения, услышав плач младенца, оставленного здесь бывшими хозяевами одной из гримерок, берут под свою опеку дитя человеческое, кормя его и согревая не только из сострадания к ребенку, но и в слабой надежде на то, что люди все-таки смогут оценить их поступок и перестанут уничтожать и преследовать братьев своих меньших…
Наивна ли эта вера, способна ли она найти отклик у человека, поймут те, кому адресована музыкальная притча «Дитя», – зрители. Скажу лишь, что артисты, занятые в премьерной постановке, работают с полной отдачей. И хотя у меня есть полный список участников, а исполнители ролей практически всех героев играют в паре, за исключением лишь Михаила Вернигорова (Малой), я не стану перечислять сейчас их имен, оставив это для итогового материала. А ныне лишь пожелаю им всем удачи, поскольку лишней ее никогда не бывает!
И еще: в процессе работы над этим спектаклем, который, безусловно, не касается впрямую проблемы нечастных животных, хотя ассоциативный ряд вызовет у зрителей и такие мысли, ТЮЗ познакомился с уфимским приютом для бездомных собак «Доброта» и с благородными людьми, которые содержат его, ухаживая за более чем двумястами бездомышами и брошенками и кормя их на свои совсем небольшие деньги. Так вот, коллектив Уфимского театра юного зрителя, глубоко проникшись положением дел в этом месте призрения, просит свою публику в день премьеры (и, естественно, в последующие дни показа) не дарить цветов любимым актерам, а вместо этого принести с собой корм для подопечных приюта бездомных собак «Доброта». Если вы вняли этим словам, то все вместе мы сможем сделать хорошее, славное дело!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
14-10-2022 (0) Просмотров: 815 Номер: 71(13633) Версия для печати