Без шансов для соперников. Шесть из семи наград Всероссийского фестиваля ТЮЗов завоевали полпреды столицы Башкортостана
«Вечерняя Уфа» уже рассказывала своим читателям о том, что в Йошкар-Оле с 24 по 29 октября проходил Второй всероссийский фестиваль ТЮЗов «Современная пьеса для детей и юношества». В числе тех, кто отправился на гостеприимную землю Республики Марий Эл, а это коллективы из города Заречного Пензенской области, Чувашской Республики, Кирова, Калужской области, вошли и полпреды столицы Башкортостана – Национальный Молодежный театр РБ имени Мустая Карима, представивший на суд жюри спектакль «Приключения Ходжи Насреддина», поставленный худруком НМТ Мусалимом Кульбаевым по знаменитой книге Леонида Соловьева весной нынешнего года, то бишь это одна из последних премьер; и Уфимский театр юного зрителя, показавший в Йошкар-Оле свою тоже недавнюю сценическую версию бестселлера Наринэ Абгарян «Манюня» (инсценировка Полины Шабаевой, она же и режиссер спектакля).
В составе коллегии критиков, которая приняла на себя и функции жюри, работали: Ольга Галахова (председатель) – кандидат искусствоведения, главный редактор газеты «ДА» («Дом Актера»), ответственный редактор журнала «Станиславский», преподаватель кафедры искусствоведения Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина, помощник художественного руководителя Московского губернского театра; Татьяна Ткач – театровед, театральный критик, старший преподаватель кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург); Екатерина Кострикова, театровед, театральный критик, автор и главный редактор журнала «Замыслы».
Поразительный факт – полпреды столицы Башкортостана завоевали шесть из семи основных наград конкурсной программы Второго всероссийского фестиваля ТЮЗов и вернулись домой, что называется, осиянные славой! Такого за последние годы я просто не помню…
…Начнем с того, что обоим нашим театрам пришлось в Йошкар-Оле непросто. В первую очередь это касалось размеров сцены Марийского театра юного зрителя, которая была в разы меньше не только стационарной площадки НМТ, но и не блистающих удобством подмостков Уфимского ТЮЗа. Практически половина декораций нашего Молодежного так и не влезла на пятачок подиума принимающей стороны; и ровно в таком же положении оказался наш муниципальный театр… Короче, и тот и другой уфимский коллектив по ходу предстартовой репетиции фактически кроили свои спектакли заново, во «фронтовых» условиях создавая чуть ли не новые версии… «Запендя» (прямо по Чехову) НМТ заключалась еще и в том, что он был единственным театром, который привез спектакль с синхронным переводом, поскольку спектакль свой режиссер Кульбаев поставил на башкирскую труппу Национального Молодежного… Наушники прихватили с собой, предварительно созвонившись с хозяевами фестивальной площадки и выяснив, что все условия для «синхрона» у Марийского ТЮЗа есть – он тоже иные свои спектакли показывает с переводом… Забавно, что реакция на «репризы» и реплики в спектакле, исполненном смеховой культуры, столь свойственной произведению Соловьева, была чуть замедленной: сначала идет, скажем, шутливая сцена, зал смотрит на все молча и лишь через мгновение на лицах зрителей, обрамленных наушниками, появляются улыбки и по креслам партера катится смешок… Но в финале публика дружно поднялась со своих мест, приветствуя артистов стоя, и долго не отпускала их…
Обсуждение у Молодежного прошло, несмотря на то что анализировали критики все спектакли достаточно жестко, прекрасно! Хотя и не без замечаний… Больше всего лавров снискал режиссер – коллегия отметила незамутненность в столь смутные времена позиции, ясность зрения – как его, Мусалима Георгиевича, так и автора – Леонида Васильевича Соловьева, создавшего истинно плутовской роман, несмотря на то, что он прошел десять лет лагерей, в которые попал по ложному доносу – «за подготовку террористического акта»… Бытийная радость уфимского «Ходжи» всем подняла настроение, но особо отметили эксперты образ заглавного героя, удивившего многих тем, что постановщик отошел от существующего клише, показав всем не стареющего хитреца в восточном халате, а молодого странника, рыцаря, который, подобно вечно юному гёзу Тилю Уленшпигелю, идет по свету, борясь с несправедливостью и защищая обиженных и угнетенных… С приязнью отметили работу художника-постановщика Геннадия Скоморохова (Москва), словно и не заметив того, что часть декораций так и не «вышла» на сцену, оставшись в фуре НМТ… И с явным пристрастием отозвались члены жюри о костюмах к спектаклю. Добрых слов хватило у высокого суда и на хореографа Салиму Аминеву (Казань), которую похвалили за любопытное решение иных пластических эпизодов, высоко оценив поставленный ею в спектакле танец с платками… В адрес очень многих артистов звучали лестные слова. И вот вердикт членов жюри, озвученный в последний день фестиваля:
«Лучший спектакль» – «Приключения Ходжи Насреддина», Национальный Молодежный театр РБ имени Мустая Карима;
«Лучшие костюмы» – художник-постановщик спектакля «Приключения Ходжи Насреддина» Геннадий Скоморохов (Москва);
«Лучшая мужская роль» – Рамзиль Сальманов за роль Ходжи Насреддина в спектакле «Приключения Ходжи Насреддина», НМТ РБ;
«Лучшая роль второго плана» – Аида Кульбаева за роль Отун биби в спектакле «Приключения Ходжи Насреддина», НМТ РБ;
«Лучшая эпизодическая роль» – Ренат Фатхиев за роль Ушастика (кто не знает – речь о любимом ишаке Ходжи) в спектакле «Приключения Ходжи Насреддина», НМТ РБ.
Итого пять наград, пять лауреатских званий под бешеные аплодисменты зала!
...«А где же обещанная в начале материала шестая?» – спросит читатель. Погодите, уважаемый, все по порядку, мы же еще не поговорили об Уфимском театре юного зрителя, на спектакль которого «Манюня» публика Йошкар-Олы все билеты раскупила заранее.
Нашему ТЮЗу было на фестивале в Йошкар-Оле архисложно. Начнем с того, что приехали «муниципалы» поздно вечером 28 октября, и поскольку играть им предстояло в полдень следующего дня, то часть сил актеры, помогая монтировщикам, к которым присоединились и хозяева, потратили на разгрузку и установку декораций, до поздней ночи оставаясь на новой площадке. Режиссер Полина Шабаева, понимая, что все привезенное из Уфы на сцену Марийского ТЮЗа не встанет, нервничая, размышляла и прикидывала в голове варианты того, как можно выйти из сложившейся ситуации. Короче, в ночь перед решающим выступлением мало кто сомкнул глаза… А ни свет ни заря все уже собрались в театре, на прогон; что-то меняли, искали выходы из положения и проверяли версии прямо на ходу…
Волновались страшно, но отступать было некуда, за муниципальным ТЮЗом стояла Уфа, цвета флага которой театр защищал.
К полудню зал был полон, что называется – битком. Зрители встали в проходах, заняли все боковые пространства, кто-то даже во время спектакля продолжал ломиться в двери, скандаля с капельдинерами. Напряжение в воздухе висело такое, что казалось, еще чуть-чуть - и зал разорвет, как паровой котел Дени Папена… Но наши справились. Они сыграли блестяще, уже после обвального успеха НМТ, выступавшего двумя днями раньше, вновь показав публике Йошкар-Олы, чего стоит Уфа! И опять в финале зрители, повскакав с мест, устроили героям «путешествия в детство» овацию, вновь и вновь вызывая их на поклон. После спектакля за кулисы направились люди, захотевшие лично поблагодарить актеров, обнять их, выразить свое восхищение. Полина Анатольевна, которой нужно было бежать на последнее обсуждение коллегии критиков, собравшихся сразу же после спектакля, тем более что до закрытия феста оставалось два часа, все не удавалось прорваться сквозь плотное людское кольцо… Самыми дорогими сердцу были в этом хоре – благодарности коллег из Марийского ТЮЗа и других театров-участников; но особенно тронуло наших поздравление представителей местной Армянской диаспоры, со слезами на глазах говоривших о том, что подобные спектакли есть культурный код братской дружбы между народами, причем это дорого и ценно особенно сейчас, когда мир сошел с ума и веками устоявшиеся связи рушатся, точно карточный домик… Дети Арарата горячо обнимали всех, начиная от Полины Анатольевны и заканчивая актрисой Александрой Кузнецовой, очень точно сыгравшей маму шумной армянской семьи, которая дружит с родными полюбившихся всему залу Манюни (актриса Наталья Лысцова) и ее грозной и в то же время нежной Ба (актер Михаил Ушаков). Кстати, что касается Саши Кузнецовой, то коллегия критиков тоже отметила, насколько органично работает актриса, сумевшая создать национальный характер, чем покорила не только армянскую диаспору, но и экспертов.
И что мы имеем в сухом остатке, уважаемый читатель?
Звание лауреата и победу в номинации «Лучшая женская роль», которую жюри присудило Наталье Лысцовой за роль Мани в спектакле Уфимского ТЮЗа «Манюня»!
Кстати, это самый первый Наташин фестиваль и самая первая в ее театральной жизни награда!
И, безусловно, актриса, равно как и все мы, понимает, что сию победу делят с ней и режиссер Полина Шабаева, кстати, в свое время настоявшая на том, чтобы на роль Мани была назначена именно Наталья Лысцова; и все актерское братство этого спектакля, поскольку без чудесной атмосферы, царящей в нем, без качественного партнерства ничего бы и не произошло. Ведь первая скрипка, какой бы талантливой и выразительной она ни была, как правило, блистает на фоне слаженной работы оркестра!
Остается добавить, что ко всем сложностям, связанным с этой поездкой, ТЮЗу еще пришлось по ходу заменять выбывшего актера, и весь коллектив бесконечно благодарен Салавату Бикмееву, в одночасье собравшемуся и отправившемуся с труппой в Йошкар-Олу! А еще, по причинам финансового характера, вместо двух реквизиторов (а работы у них на «Манюне» огромное количество) в Йошкар-Олу поехал только один – Лариса Литинская. И поскольку реквизита в спектакле о счастливом советском прошлом задействовано великое множество, Ларисе помогали в процессе фестивального показа, а также до и после него, занятые в «Манюне» актеры Регина Ратинер и Николай Чурилов.
Впрочем, все эти сложности, препоны и нервические атаки есть лишь маленькие неудачи на фоне больших общих удач Уфимского ТЮЗа, получившего в столице Марий Эл такое количество приглашений от коллег из разных уголков РФ на гастроли, что на пару лет сплошных поездок хватит точно!..
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКАХ: «команда» НМТ («Приключения Ходжи Насреддина»); а это фрагмент «Манюни» ТЮЗа - в центре Наталья Лысцова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
НА СНИМКАХ: «команда» НМТ («Приключения Ходжи Насреддина»); а это фрагмент «Манюни» ТЮЗа - в центре Наталья Лысцова.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
4-11-2022 (0) Просмотров: 589 Номер: 76(13638) Версия для печати