$ - 88.2080
€ - 94.8324

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Когда «кадры» решают всё

Забег во имя мира

Мы не можем без корней!

Мой дедушка – Ломоносов из Башкирии

«…И вечно в сговоре с людьми надежды маленький оркестрик под управлением любви»

Этнобатл, взорвавший зал


Этнобатл, взорвавший зал
Муннихарппу, кулифао, кубинг, танкле, маультроммель, данмой, доромб, муккури, окарина… Не волнуйтесь, уважаемые читатели, это не древнее заклинание, не «птичий язык» и даже не пустой набор слов! Это все – известные названия варганов разных народов мира. И почти все это услышала публика проекта «Песочная фантазия», в рамках которого в Башкирской государственной филармонии имени Хусаина Ахметова состоялась музыкальная битва!
На импровизированном ринге встретились титаны этномузыки: народные артисты Башкортостана – кубызист-виртуоз мира Миндигафур Зайнетдинов и признанный кураист Азат Бикчурин.
Миндигафур основательно подготовился к бою – принес дюжину вариантов варганов: киргизский тимер-кубыз (наиболее близкий к башкирскому кубызу), венгерский доромб, вьетнамский дан мои (данмой), филиппинский кубинг и даже китайский кяусян, который издает тонкий мяукающий звук, в чем-то сходный с китайской речью. Башкирских кубызов в его арсенале было несколько вариантов, и даже «двуструнный», который выдает вполне стереофоническое звучание. На этих инструментах, среди коих были губные, носовые, язычковые, небные, придыхательные и другие, он исполнил ряд башкирских народных мелодий: «Эхо веков», «Порт Артур», «Саптар», «Марш солдата» и попурри из мелодий народов мира.
Репертуар кубызиста был задорным, энергичным – с битами, четким ритмом, под который зрители невольно отбивали темп ногой и качали головой в такт, а маленькие поклонники этнического звучания без стеснения пританцовывали.
А вы знали, что варган – самый древний самозвучащий язычковый музыкальный инструмент? В той или иной модификации он встречается в древних культурах большинства народов мира. Вообще, варган имеет более сорока различных названий. И почти все эти варианты есть в личной коллекции виртуоза-кубызиста мира Миндигафура Зайнетдинова. Этот эпитет употреблен не ради красного словца: в 2011 году музыкант удостоен звания «Виртуоз-кубызист мира» на Всемирном конкурсе варганной музыки, который проходил в Якутии в контексте Конгресс-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира». Миндигафур стал победителем состязания, и за непревзойденное мастерство владения инструментом жюри отметило его этим музыкальным «чином». К слову, в 1991 году сего титула был удостоен учитель нашего героя – Роберт Абдрахманович Загретдинов.
Миндигафур Зайнетдинов – мультиинструменталист, известный во многих странах дальнего и ближнего зарубежья. И свою эксклюзивную коллекцию он собрал со всего мира, участвуя во всевозможных творческих форумах, фестивалях, конкурсах и съездах. Но не только инструменты приобретал музыкант, самое главное его богатство – репертуар. Артист талантливо миксует инструменты и музыку разных народов. На американском колотушном кубызе – клакаморе – он может исполнить башкирскую мелодию, изображая топот коней и голоса птиц, а на башкирской носовой флейте – хайране – культовую мелодию немецкого композитора Джеймса Ласта «Одинокий пастух»… Как признается артист, башкирские напевы более мелодичны, а у других народов это звуковые подражания, имитации – шум ветра, шелест листьев, цоканье лошадиных копыт… Да и в игре на башкирском кубызе больше приемов – можно играть одним пальцем, а можно и пятью, а также всей кистью руки. Мелодия получается богаче. Новые оттенки в звучание вносят и изменения положения диафрагмы. Целая наука, а не только исполнение! Материал самих инструментов – это и металл, и дерево, и кость, и глина. Зайнетдинов – изобретатель нового вида деревянного кубыза! Изготовлен он из березы, формой с ученическую линейку, посередине вырезан язычок, к которому прикреплена нить. Тянешь за нить – получается звук. Так что семейство варгановых расширяется!
По словам самого Миндигафура, игра на кубызе – не просто искусство, это очень полезно для дыхательных путей, ведь происходит непрерывный массаж, что избавляет от астмы и бронхита. А сие уже научный факт!
В поисках новых форм артист включает в свои программы элементы битбокса – новомодного явления в музыкальной культуре, чем вызывает настоящий восторг. С этим экспериментом Миндигафур уже выступал на сцене филармонии в программе «Кубыз-шоу» и с профессиональным битбоксером, и со скрипачем, и даже со степ-дансером. А еще с тромбоном, трубой и саксофоном играл джаз. И даже рок-блюз с бас-гитаристами... А что, в руках мастера-виртуоза кубыз – инструмент многожанровый!
Но вернемся к нашему концерту, точнее, батлу.
«Оппонент» кубызиста по этносостязанию кураист Азат Бикчурин выбрал иную тактику – его устремления были направлены на прекрасную половину человечества, которой он адресовал самые трогательные, самые романтичные композиции отечественных и зарубежных авторов – «Шепот звезд» Урала Идельбаева, «Танго» Ришара Гальяно, тот же «Одинокий пастух» Джеймса Ласта и другие. Присутствующие в зале дамы были тронуты до глубины души и каждый номер артиста сопровождали овациями и возгласами «Браво, Азат!».
Неудивительно, ведь на сегодня Азат Бикчурин – один из самых популярных, самобытных и ярких кураистов с высокой культурой и богатым колоритом звучания, нашедший себя в глубоком проникновении в национальный мелос.
Многочисленные сольные программы музыканта всегда имели огромный зрительский успех. В разные годы кураист дал несколько концертов в городах Польши в рамках крупных музыкальных проектов. Там он выступил с Национальным симфоническим оркестром польского радио (NOSPR) по приглашению известного продюсера, композитора, саксофониста, создателя проекта World Orchestra Гжеха Пиотровского. В свою очередь польский музыкант принял участие в проекте Азата Бикчурина «Курай и Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан» в Уфе.
Большой интерес вызвала программа «Мелодии Седого Урала», где Азат с Национальным оркестром народных инструментов республики исполнял музыку композитора Урала Идельбаева. Также артист выступил центральным персонажем в театрализованном концерте «Подарок далеким планетам» к Дню башкирского языка, который стал репертуарным концертом филармонии, где кураисту пришлось раскрыть свой актерский потенциал.
Но особую любовь зрителей вызывает исполнение музыкантом популярных классических произведений Вивальди, Баха, Моцарта, а также авторских сочинений советских и башкирских композиторов. Дорогие читатели, многие ли из вас слышали музыкальную иллюстрацию Свиридова к повести Пушкина «Метель» – этот знаменитый вальс, переносящий нас в эпоху девятнадатого века, – исполненную на курае?! А «Шутку» Моцарта в том же звучании? Уверяем непосвященных, что это стоит услышать. В исполнении Бикчурина известные сочинения классиков несут особый колорит и даже немного «флейтовое» звучание. В популярном «Одиноком пастухе» немца Ласта, которое мы привыкли слышать с соло на пан-флейте, в тонком, даже изящном воспроизведении кураиста данная мелодия звучит не менее чарующе, и даже возникает сомнение: «Да курай ли это?!» Настолько голос национального музыкального инструмента, ставшего брендом республики, близок к «пению» флейты Пана. Недаром зрители на нашем концерте неоднократно просили сыграть на бис завораживающую райскую по красоте мелодию...
Своеобразным рефери этнобатла выступил музыкант, лауреат международных конкурсов Салават Халилов, исполнив после очередного «раунда» душевную мелодию на знаменитом армянском инструменте из абрикосового дерева – дудуке. Он же аккомпанировал участникам на синтезаторе, создавая великолепный музыкальный фон. К слову, Салават вполне мог бы претендовать на звание виртуоза-полиинструменталиста, ведь кроме названных в его творческом арсенале есть такие музыкальные «экземпляры», как кавказский шви, ирландский твистл, кубыз, курай, сыбызгы, гармонь, баян, фортепиано... И для полноты портрета музыканта добавим, что он еще и певец – победитель многих вокальных конкурсов, самобытный композитор и аранжировщик, успешно пишущий партии для ансамбля кураистов. Согласитесь, серьезный конкурент для наших героев в музыкальной схватке!
Битва, конечно, была условной – у музыкантов, как правило, побеждает дружба. В знак этого мэтры совместно исполнили несколько народных композиций: «Урал», «Абдрахман», «Сказки бурзянского леса», фантазию на тему «Семь девушек» и попурри из известных танцевальных мелодий.
Мастер песочной анимации Екатерина Король искусно визуализировала каждую композицию: перед зрителями вставали «живые» картины – лес, горы, птицы, поле славы… И было искренне жаль, что эти работы столь мимолетны – их нельзя сохранить нигде, кроме как в своей памяти…
Несколько слов о художнике: Катя сотрудничает с Башкирской государственной филармонией с сентября 2016 года – именно тогда в ее руках оказался символический ключ от семьдесят восьмого – «королевского» сезона, названного так в честь Короля музыкальных инструментов – органа. Тогда уфимскому органу исполнилось 30 лет! Упомянутый сезон она открывала совместно с кураистом Ильнуром Хайруллиным. С тех пор Екатерина Король – частый гость на филармонических проектах. Она стала истинным украшением сказок для всей семьи «Маленький Принц», «Щелкунчик. История о счастье», «На златом крыльце сидели...» и многих других. Солисты филармонии с удовольствием приглашают Катю принять участие в их сольных программах, благодаря чему родился проект «Песочная фантазия», где мастер художественно сопровождает выступления артистов и коллективов БГФ.
Концерт вела теле- и радиоведущая Айгуль Кантюкова, которая в доверительной манере поведала зрителям об истории и разнообразии древнейшего музыкального инструмента варгана, читала стихи и рассказывала истории.
Режиссер-постановщик программы Регина Ишбулатова очень гармонично выстроила программу, отчего момент соревновательности микшировался высоким мастерством участников.
Этнобатл, взорвавший зал

Концерт получился атмосферным и даже «космическим», как признались зрители после программы. «Я побывала в астрале!» – воскликнула одна из фанаток этнической музыки.
«Очень душевный концерт. Курай я обожаю, это что-то родное, дорогое для меня. Азат Бикчурин играл изумительно. А вот кубыз до этого концерта я воспринимала как дополнение к другим инструментам. Но Миндигафур Зайнетдинов показал инструмент во всей красе – не зря он носит звание кубызиста-виртуоза мира! Благодаря ему я в одночасье полюбила этот инструмент. Салават Халилов на армянском дудуке расширил звучание программы. Песочная анимация Екатерины Король меня всегда завораживает, поражает. Я в восторге!» – поделилась после концерта наша постоянная зрительница с красивым именем Олия. И очень сожалела, что ввиду личной скромности не посмела подойти после концерта к Миндигафуру Зайнетдинову, чтобы поближе увидеть великолепное разнообразие варганов со всего света. А это зря – наш кубызист всегда открыт к общению. Искренне надеемся, что такая встреча все же состоится!
А вот автору этих слов посчастливилось после концерта немного подыграть, вернее, «подшуметь» музыканту, благодаря специальной варежке с миниатюрными бубенцами и крошечной «шумелке». Состоялся довольно интересный музыкальный эксперимент, где Миндигафур залихватски играл на очередном варгане, при этом подпевая, а ваша покорная слуга с восторгом родом из детства трясла «бряцалками». Как говорил классик из числа наших современников: «Непередаваемые ощущения!»
Оксана ИВАНОВА.
Снимки предоставлены литературной частью Башкирской государственной филармонии.

Дата создание новости 14-02-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 517     Номер: 10(13663)     Версия для печати

11 июня 2024 г. №40(13784)


«    Июнь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.