Мир Театра Вахтангова в зеркале уфимской сцены
Главным театральным событием нынешней весны в Уфе станут гастроли одного из самых известных российских театров – Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова (Москва). С 8 по 13 апреля сразу на двух театральных площадках столицы республики – на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан и Уфимского государственного татарского театра «Нур» прославленный коллектив представит зрителям лучшие свои спектакли.
Масштабный проект – «Большие гастроли» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова в Уфе – организован ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации и реализуется в Уфе благодаря поддержке Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова.
«Идея воссоздания единой гастрольной системы получила невероятный отклик у творческих коллективов по всей стране. Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана с каждым годом привлекают все больше участников. Сотни артистов получают возможность отправиться на гастроли в разные уголки нашей Родины, приобрести уникальный профессиональный опыт и заряд творческой энергии, а жители крупных и малых российских городов – увидеть лучшие спектакли и концерты», – отметила министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова.
Мы помним, с каким успехом несколько лет назад вахтанговцы отыграли свои спектакли в Уфе. «Евгений Онегин», «Дядя Ваня», «Дядюшкин сон» – эти названия до сих пор хранятся в памяти зрителей.
На этот раз откроет гастроли постановка «Война и мир» (8, 9 апреля, сцена ГАРДТ РБ). Роман-эпопею Льва Николаевича Толстого воплотил на сцене режиссер Римас Туминас. Именно ему принадлежит и сценическая версия великого произведения. Премьера спектакля состоялась в ноябре 2021 года, в канун 100-летия Вахтанговского театра, став одним из самых значимых театральных высказываний сезона. За два с небольшим года спектакль этот был показан в Екатеринбурге и Красноярске, Казани и Тюмени, Ярославле и Барнауле, вызывая неизменный интерес и восторг зрителей.
В этой постановке нет павильона, нет нагромождения бытовых деталей, артисты не прячутся за декорациями. Когда события четырех томов романа укладываются в пять часов сценического действа – не может быть никаких лишних деталей.
События наполеоновских войн, размышления о состоянии общества – это фон для истории, рассказанной в спектакле. На первый план выходят семьи: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие… Жизнь человека в момент перелома эпох. Мир эстетичный, хрупкий, театральный – все это поглощается кометой 1812 года.
«Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Для правильного прочтения Толстого следует понимать слово «мир» как вселенную, как человечество. Но есть еще и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»... Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл. Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние… Все пробуждает воспоминания. Память – это родина души, и эта родина детства присутствует не только как тема спектакля – все идет из детства…» (Римас Туминас).
В спектакле играют артисты всех поколений вахтанговцев, среди которых народные артисты России – Людмила Максакова, Ирина Купченко, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юрий Шлыков, Евгений Карельских; заслуженные артисты России – Анна Дубровская, Ольга Чиповская, Мария Волкова, Виктор Добронравов, Олег Макаров, Андрей Зарецкий; артисты – Ольга Лерман, Ксения Трейстер, Екатерина Крамзина, Полина Чернышова, Мария Бердинских, Мария Риваль, Анна Антонова, Яна Соболевская, Аделина Гизатуллина, Анастасия Жданова, Ирина Смирнова, Ася Домская, Лада Чуровская, Ирина Дымченко, Мария Шастина, Александра Стрельцина, Юрий Поляк, Ян Гахарманов, Павел Попов, Денис Самойлов, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Артем Пархоменко.
«Роман «Война и мир» Льва Толстого давно стал картой русского мира, в которой каждое поколение видит свою эпоху, свои борения и битвы, надежды и страхи, притязания гордости и то смирение, которое так упорно не давалось автору романа. Римас Туминас создал в Вахтанговском театре спектакль-ораторию, русский эпос, зеркало, в котором отразилась не столько смута наших будней, сколько небо над головой» (Ольга Егошина, «Театрал»).
В эти же дни (8, 9 апреля, сцена театра «Нур») вахтанговцы представят спектакль «Генерал и его семья». Поставлен он режиссером Светланой Земляковой по роману Тимура Кибирова, признанному в 2020 году победителем литературной премии «Большая книга».
Сам автор называет свое произведение «историческим романом». Действие семейной саги разворачивается в позднем СССР. Конфликт поколений, проблема эмиграции, поиск предназначения – к набору вечных тем Кибиров подходит с иронией и лоскутным одеялом из цитат, определявших сознание позднесоветского человека.
«Есть группа современных авторов – в их числе Тимур Кибиров, – которая в своем творчестве находится в очень плотных связях с социумом. Вся их поэтическая судьба состоит из отношений с эпохой, страной, все их творчество построено на плотном диалоге с историей – недавней и современной, – говорит в одном из интервью Светлана Землякова. – И все же при всей притягательности глобальных тем в центре нашего спектакля – история любви, которая в романе «Генерал и его семья» побеждает все исторические обстоятельства. В разные времена разворачивается великий сюжет отцов и детей; в разные времена есть место человеческому подвигу».
Главную роль в спектакле играет артист Максим Севриновский, которого критики называют одним из самых сильных актеров своего поколения. «Небольшого роста, не видный, с посеребренными волосами и бровями, в неизменной генеральской форме и унылых коричневых туфлях; с твердой военной, а одновременно и мягко-интеллигентской походкой; с чуть каменным, не проявляющим открытых эмоций выражением лица и ровным, без расхлябанных взрывов голосом — этот человек концентрирует на себе все наше внимание… Даже в самой его пластике, в походке, в повороте головы или взмахе руки, а особенно во взгляде все время ощущается личность, которую очень хочется понять и даже принять. Не то чтобы Севриновский играл хорошего мужика, но в этом мужике живет и пульсирует космическое одиночество. И какая-то необъятная любовь. К детям своим, к семье своей нескладной, к советской догме, которой он всю жизнь следует, а она норовит сломать его об коленку, но в результате этого слома любовь побеждает всякий и всяческий железобетон» (Наталья Каминская, «Петербургский театральный журнал»).
«Мадемуазель Нитуш» (10, 11 апреля, ГАРДТ РБ) продолжает традицию вахтанговских музыкальных спектаклей, в ряду которых «Соломенная шляпка», «Дамы и гусары», «Старинные русские водевили», где элегантность и изящество уживаются с остроумной шуткой, прелестным вокалом, озорным танцем. Все это создает особый стиль игры – легкий, ироничный, заразительный.
Герои комедии, поставленной по мотивам оперетты Флоримона Эрве, пройдя через все перипетии водевильных интриг, обретают наконец каждый свое счастье: хормейстер монастырского пансиона наслаждается постановкой своей оперетты на подмостках дижонского театра, воспитанница пансиона, мечтавшая о театре, становится певицей и находит свое личное счастье в лице блистательного драгунского лейтенанта Шамплатре.
«Мадемуазель Нитуш» ставится на сцене театра Вахтангова уже во второй раз. Впервые ее поставил здесь Рубен Симонов в декабре 1944-го, и это был грандиозный успех!
Спустя ровно шестьдесят лет, в 2004 году, спектакль этот вновь появился на сцене Вахтанговского театра. Теперь это другая «Мадемуазель Нитуш» – с другими лицами и другой интерпретацией, но и в ней есть та поэтичность и жизнерадостность, за которую ее так любят зрители. Сегодня главные роли исполняют Мария Аронова, Александр Олешко и Алексей Петров, Дмитрий Соломыкин и Карен Овеян, Елизавета Палкина и Полина Рафеева, Артур Иванов и Владислав Гандрабура, Нонна Гришаева, Анна Дубровская и Анна Антонова, Павел Любимцев, Валерий Ушаков и Денис Самойлов, Юрий Красков и Михаил Васьков и другие.
Спектакль «Ромул Великий» (10, 11 апреля, «Нур») был поставлен по пьесе швейцарского прозаика и драматурга Фридриха Дюрренматта молодым режиссером Уланбеком Баялиевым. «Исторически недостоверная комедия», как обозначил жанр автор, была написана в 1948 году. Себя же Дюрренматт называл «самым мрачным комедиографом из всех существующих».
Трагические уроки Второй мировой войны, ощущение бессмысленности бытия, несостоятельности надежд на изменение жизни сделали трагикомический фарс востребованным жанром.
Режиссер Уланбек Баялиев говорил: «Пьеса «Ромул Великий» не обросла сценическими штампами, ее нечасто вспоминают. Она написана современно, остроумно, но здесь нужен большой артист на главную роль. Владимир Симонов – один из немногих, кто в равной степени владеет комическим и трагическим жанрами. Он заинтересовался текстом, начались репетиции. Восторг от первого прочтения сменялся тотальным непониманием: как с этим быть? Мы назвали приемы Дюрренматта «перельмановской игрой». Вроде все просто, но это уже высшая математика, и решение задачи лежит совсем в иной плоскости.
В конечном итоге это история не про императора Римской империи, она про нас, про театр. Этот спектакль о человеке, у которого есть власть и есть идея, замысел обустройства мира. Все это надо перевести в пространство театра и увидеть послание Дюрренматта. Задача сложная и интересная».
Финальными аккордами нынешних гастролей Театра Вахтангова в Уфе 12, 13 апреля станут спектакли «Ветер шумит в тополях» (на сцене ГАРДТ РБ) и «Наш класс» (на сцене Театра «Нур»).
Автор пьесы «Ветер шумит в тополях» – современный французский драматург Жеральд Сиблейрас. Мастер остроумного диалога, философ и провокатор, он почти неизвестен в России, что несправедливо.
Римас Туминас поставил философичный и одновременно очень смешной спектакль. Рене, Фернан и Густав – амбициозные чудаки, их самоирония беспощадна, а мечтательность наивна. У каждого из них свое прошлое, но их неотвратимо тянет друг к другу. Они ежедневно собираются, обсуждают новости, балагурят, шумят, строят фантастические планы. Они уже немолоды, хотя и не похожи на уходящую натуру. В бесконечных перепалках друг с другом протекают мгновения их жизни. Они мечтают о том, что не может случиться и каждое утро приходят на террасу, как герои Беккета к засохшему дереву, понимая, что впереди у них, как и у каждого их нас, – вечность.
Историю трех чудаков поведают нам актеры Владимир Вдовиченков, Артур Иванов, Владимир Симонов.
В 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории – «Наш класс. История в четырнадцати уроках». У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне.
Первый звонок… Первый школьный день… Кто из нас не помнит его? Мальчики и девочки, полные жизни и радости, полные надежд, рассказывают о себе, о родителях, о своих мечтах. Так начинается их общая биография. Так начинается пьеса «Наш класс». С этими десятью ребятами за время спектакля мы проживем десять жизней. Они будут дружить, веселиться, ссориться, мириться, драться. Они будут спасать и предавать друг друга, любить, ревновать, ненавидеть. И только одного они никогда не смогут – разорвать ту невидимую нить, которою связаны их жизни. Ибо – «одноклассник все равно что родственник».
Режиссер спектакля Наталья Ковалева рассказывает: «В 2000 году вышла книга Яна Томаша Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря: желавших и не желавших признать свою вину. Для поляков это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история – и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?» И оправдание, которое звучит у героев пьесы «А что я мог сделать?», не есть ответ. Так что для меня – это история общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком – он становится волком, обложенным красными флажками: от страха он сеет зло вокруг себя и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки?.. Тадеуш Слободзянек не летописец, который «добру и злу внимает равнодушно». Он глубоко встревожен вечными вопросами, он ведет битву за человека…»
Эту едва ли не глобальную тему у вахтанговцев воплощают совсем молодые артисты, объединившиеся под эгидой Первой Студии театра. Важно сказать и то, что пластическое решение спектакля «Наш класс» – это прерогатива балетмейстера, которого хорошо знают в Уфе. Речь о лауреате Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, профессоре Высшего театрального училища имени Бориса Щукина (alma mater вахтанговцев) Ирине Филипповой.
Легендарный театр имени Евгения Вахтангова – это сочетание яркой формы и глубокого содержания; это жанровое разнообразие – от классической трагедии до озорного водевиля; это прекрасная труппа, в составе которой известные в России и за ее пределами актеры. Потому гастроли вахтанговцев в Уфе – это роскошный подарок всем зрителям в преддверии 450-летия нашей столицы!
Елена ПОПОВА.
Снимки предоставлены театром имени Евгения Вахтангова.
Снимки предоставлены театром имени Евгения Вахтангова.
17-03-2023 (0) Просмотров: 703 Номер: 18(13671) Версия для печати