«Светлая Пасха» в писательском особняке
На территории Республики Башкортостан уже несколько столетий в дружеском соседстве проживают представители разных религиозных конфессий. Все жители нашего региона знают главные праздники – Рождество и Пасху, Ураза-байрам и Курбан-байрам. Многие многонациональные семьи в кругу родных и друзей отмечают и те и другие торжества. В сложной современной ситуации бесконечных провокаций очень важно иметь конкретное представление об образе жизни и веровании своих «соседей». Разнообразные материалы выставки, которая открылась в Мемориальном доме-музее С.Т.Аксакова, – старинные праздничные открытки, декоративные ритуальные символы Пасхи, воспоминания известных жителей нашего города о подробностях подготовки и проведения «высокоторжественных» (как раньше говорили) дней – помогут каждому составить свое впечатление и представление об этом.
На сегодняшний день Мемориальный дом-музей С.Т.Аксакова – единственное в нашем городе место, где ежегодно проводится выставка, посвященная светлому празднику Пасхи. За более чем три десятилетия его существования собралась уникальная коллекция предметов, переданных в фонды жителями Уфы. Основу ее положило собрание старинных открыток и бытовых предметов уфимской семьи Гальяновых–Беляевых. В дальнейшем эта оригинальная коллекция пополнялась единичными поступлениями. Как говорится, с миру по нитке – и общими усилиями неравнодушных людей в Аксаковском доме (теперь уже в нескольких витринах) в канун самого главного и радостного православного праздника развернулась выставка, рассказывающая об истории и традициях Пасхи. Кстати, этой весной жительница Уфы Елена Анатольевна Улямаева преподнесла в дар музею несколько редких пасхальных открыток самого начала ХХ века.
В экспозиции представлено более ста экспонатов. Среди них коллекция замечательных по исполнению и тематике пасхальных открыток конца ХIХ-начала ХХ века. Вторая значительная праздничная коллекция музея – набор декоративных пасхальных яиц: стеклянных, керамических, авторских, бисерных, каменных (из золотистого оникса), деревянных, расписанных цветами.
Особый интерес представляют другие ритуальные предметы выставки – деревянные формы для творожной пасхи в виде Голгофы и фарфоровая масленка – барашек, жертвенный агнец, символизирующий кроткую смерть Христа. В Италии, например, на праздничном столе можно увидеть сахарного барашка. Заяц – также один из символов Пасхи. Так, в германской языческой мифологии заяц (или кролик) ассоциировался с Эострой (богиней зари, жизни и обновления природы). Дети, проживающие в этих странах, верят, что если они будут хорошо себя вести, накануне праздника к ним придет Пасхальный Кролик и положит в гнездо (его изображали детские шапочки, разложенные в укромных уголках дома) цветные яйца. Позже поиск пасхальных яиц стал называться «охотой на пасхального кролика». Того, кто первым находил синее яйцо, ожидали неприятности. Красное яйцо означало три дня удачи. Даже в семье знаменитого Гете в Веймаре происходили такие пасхальные игры. В Европе накануне Пасхи кроликов (зайцев) делают из шоколада, марципана, сахара, их шьют из плюша и меха, лепят из глины. «Кроличий» орнамент украшает многие пасхальные предметы: праздничные открытки, скатерти, салфетки, посуду.
Изюминка нынешней выставки – рассказ о паломнических поездках на Святую Землю в конце ХIХ – начале ХХ века. Экспонаты на эту тему предоставили – уфимский коллекционер Игорь Данилов, – это отреставрированный литографический лист 1904 года «Обряд раздачи священного огня в великую субботу в Храме Гроба Господня в Иерусалиме» с клеймами эпизодов земной жизни Иисуса Христа, – а также Ирина Николаевна Ентальцева, заведующая библиотекой Крестовоздвиженской церкви, передавшая на выставку коллекцию памятных открыток с видами городов и храмов конца ХIХ века, которые привозили русские паломники со Святой Земли, а также отдельные страницы «Паломнической книжки».
Для поддержки русских паломников в ХIХ веке был создан Палестинский комитет, а в 1892 году – Императорское Палестинское общество, которое с 1905 по 1917 год возглавляла Великая княгиня Елизавета Федоровна. Для удешевления проезда малоимущих при ней были введены паломнические книжки, по которым цены на транспорт и гостиницы были наполовину ниже. В них также содержались советы, где можно осмотреть святыни и где остановиться на ночлег. Для паломников, которые ходили в Иерусалим пешком, был возможен бесплатный проезд на пароходе из Одессы до Яффы. Известно, что святая Зосима Эннатская в возрасте за 60 лет неоднократно ходила пешком из Уфимской губернии в Иерусалим.
Выставка продлится до середины мая.
Галина ИВАНОВА,
старший научный сотрудник, хранитель музея.
Фото предоставлены автором.
старший научный сотрудник, хранитель музея.
Фото предоставлены автором.
17-04-2023 (0) Просмотров: 540 Номер: 26(13679) Версия для печати