$ - 102.5761
€ - 107.4252

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»


«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»

Студенты с педагогами и коллективом БГТК.


В минувший понедельник, 3 июля, на театральном факультете Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова прошел экзамен студентов третьего курса (студия Башкирского государственного театра кукол).
Экзамен сей, венчающий учебный год, подводил итоги занятий школяров по мастерству актера в театре кукол и технике кукловождения и проходил в двух частях. В первой юная смена «куколки» (художественный руководитель курса – директор БГТК, режиссер Альберт Имамутдинов) демонстрировала свой навык, а точнее, как было указано в программке, «первые шаги по освоению куклы-марионетки», далее пятеро третьекурсников должны были представить экзаменационной комиссии свои успехи в овладении техникой кукловождения (речь уже идет о кукле тростевой), порадовав зал отрывками, поставленными по произведениям Чехова.
А в третьей части публике был предложен целый спектакль: кстати, народу на экзамен собралось великое множество, причем не только студентов с одного с испытуемыми потока, но пришла и добрая половина труппы БГТК, с большой любовью относящегося к этой молодежи, каковая со временем пополнит ряды славного коллектива, родные, близкие и друзья экзаменуемых, а также болельщики из числа тех, кто внимательно отслеживает все, что связано с искусством третьего жанра и с жизнью любимого театра. Первый этап проходил в родном классе курса будущих мастеров кукловождения, на двери которого указан номер 109. Аудитория небольшая, но преимущество ее заключается в том, что в ней есть невысокая, в два вершка, сцена и занавес, что само по себе уже большой подарок для тех, кто со временем станет профессиональным артистом.
…Все началось с шествия штоковых марионеток, ведомых квинтетом третьекурсников – Айзилей Туркменовой, Зульхизой Максютовой, Ксенией Харитоновой, Филиппом Трощенко и Айгизом Баймухаметовым. Не без помощи старших товарищей уникальные человечки и животные, своим мерным шагом и чинным поклоном поразившие зрителей и вызвавшие улыбки на их лицах, свершив свой чинный круг, отправились под аплодисменты на отдых до начала сентября. А шествие человекообразных и звероподобных сменила ширма, явившая битковому «залу» весьма занятные отрывки из таких рассказов Антона Павловича, как «Размазня», «Верочка», «Ионыч», и фрагмент его небольшой пьесы «Свадьба» (в последнем был занят весь курс). Поясню непосвященным: рождение куклы для того или иного спектакля – процесс чрезвычайно сложный, трудоемкий и нескорый. Подчас творец очередного, необычного воплощения персонажа для постановки, рожденного с помощью дерева, папье-маше, тканей и так далее, вынашивает свой замысел, нет, не девять месяцев, конечно, но тем не менее долго и, не скрою, иногда мучительно. Это я к тому, что кукол нашему квинтету для обучения и освоения разных систем таковых (а их множество) предоставил театр, вручив студентам «героев» уже ушедших в небытие спектаклей… Поэтому чеховский текст был отдан «персонажам», весьма опосредованное отношение имевшим к той эпохе, в которой были созданы герои произведений «Человека без селезенки», и к тому социальному статусу, с коим типажи из его сочинений «рифмовались». И вот тут все зависело от самих молодых людей, державших экзамен на профессиональную пригодность. Их педагог по мастерству актера – заслуженная артистка России и народная артистка Башкортостана, уникальная актриса Ольга Шарафутдинова сделала все для того, чтобы куклы из подбора сумели в руках ее подопечных донести до нас мысль, чувство, эмоцию, заложенные автором в самих произведениях. Ольга Юрьевна добивалась от ребят того, чтобы жест у куклы не был деланным, запрограммированным изначально, а рождался, сподвигнутый отношением, разумением, раздумьями и страстью самого актера, пусть пока и будущего. Потом, безусловно, можно сей порыв закрепить. Но изначально он должен родиться. И этого волшебства педагог от студентов добилась – аудитория грустила, охала, вздыхала и от души смеялась над «хулиганствами» иных из экзаменуемых… Скажем, Ионыч, текст коего был отдан кукле, обликом уводящей нас к образу сказочного арабского шейха, заговорил вдруг с распевными восточными интонациями и забавным средиземноморским акцентом…

«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»

«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»

«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»

«Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил…»


Под аплодисменты горячо откликнувшихся на эти метаморфозы зрителей первый этап завершился, и собравшиеся во главе с членами экзаменационной комиссии, в состав коей помимо педагогов – уже упомянутых Альберта Имамутдинова и Ольги Шарафутдиновой, вошли декан театрального факультета УГИИ Рамзис Зайдуллин, заведующие кафедрой режиссуры и мастерства актера, профессор, народная артистка России, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева Тансулпан Бабичева, а также другие наставники испытуемых – по сценической речи, по вокальному мастерству и прочим не менее важным дисциплинам, а также еще один педагог наших юных героев от театра – актриса БГТК, заслуженная артистка Башкортостана, режиссер Виктория Щербакова, в общем, все они переместились в Учебный театр института искусств, на сцене которого, равняющейся размерами подмосткам иных профессиональных театров, студийцы «куколки» должны были показать аудитории спектакль «Сказка синего моря» (фантазию по мотивам новеллы Бориса Заходера «Отшельник и Роза»). Некогда «Сказку синего моря» поставил в нашем театре кукол режиссер из Челябинска Борис Ходырев. И, кстати, воплощал он эту новеллу на сцене не единожды, что лично меня очень смущало, поскольку у автора сих строк подобного рода переносы с одних подмостков на другие не вызывают больших симпатий – у постановщика теряется свежесть восприятия уже не раз «отработанного» им сюжета, актеры лишены возможности импровизировать, поскольку режиссер требует от новых исполнителей четкого следования уже существующей схеме…
Театр наш, поразмыслив, решил, что постановки, ныне ушедшие из репертуара, но сохранившие свою, простите за слог, «матчасть» (декорации, кукол и тому подобное), можно отдать «на откуп» своим студийцам, дабы начинающие учились существовать в спектакле – распределяться, уметь ощущать время на подмостках и не «рассиживаться» в каких-то мизансценах, но главное – чувствовать партнера, взаимодействовать с ним и работать в ансамбле. В общем, несколько названий отошли в актив студентов, о которых идет речь. И одним из них и стала «Сказка синего моря». Но то, что я увидела в минувший понедельник на сцене Учебного театра УГИИ, просто поразило меня, поскольку я не узнала помолодевший, посвежевший и лишившийся налета нафталина спектакль, каковой знала хорошо. Педагог студийцев «куколки», уже упомянутая Виктория Александровна Щербакова очень творчески подошла к этому переносу, создав иную, на мой взгляд, сценическую редакцию спектакля, и версия уже зарекомендовавшего себя режиссера Щербаковой показалась мне более логичной, прозрачной и поучительной, но без налета заунывной дидактики. Возможно, это связано и с молодостью исполнителей, их незашоренностью, а также со страстным желанием начинающих получить свой проект. Мне кажется, в тот день все у студенческого квинтета сложилось, несмотря на то, что при кажущейся легкости постановки, в коей использованы опять-таки самые разные типы кукол, молодежи было не так-то просто. И все же они, возможно, даже волнуясь, сумели сохранить ощущение легкости и того, что слово и движение рождались здесь и сейчас, а не были затвержены изначально – сие всегда угнетающе действует на зрителя… И это действительно была сказка, сказка синего моря, переливающегося всеми оттенками ультрамарина! Важно также сказать, что невероятно обаятельным юным артистам активно помогали сотрудники БГТК – главный художник театра заслуженный работник культуры России и Башкортостана потрясающий мастер Андрей Волков; художник по свету Ильнара Куватова, звукорежиссер Роббер Усманов.
Зал аплодировал испытуемым так, словно в Учебном театре УГИИ выступали звезды уровня знаменитого Государственного академического Центрального театра кукол имени Сергея Владимировича Образцова. И это было вполне заслуженно. Забегая вперед, скажу, что вся пятерка сдала экзамен на законные пятерки и с честью перешла на четвертый выпускной курс.
…А теперь вернемся на три года назад, в те летние дни 2020-го, когда двенадцать абитуриентов пытали судьбу, стремясь поступить на театральный факультет УГИИ на специальность «актер театра кукол». Помню, что в числе претендентов были не только уфимцы – на вступительные испытания съехались представители Ижевска и Орска, Нефтекамска, Стерлитамака, Толбазов, Абзелиловского, Илишевского и Мелеузовского районов… Экзаменаторы были чрезвычайно бережны по отношению к ним – внимательно слушали их отрывки, задавали корректные вопросы, пытаясь составить представление о кругозоре абитуриентов… Но конкурс, как вы понимаете, есть конкурс. Точки над i должны были расставить эксперты из Башкирского государственного театра кукол, согласовав затем свое мнение с членами приемной комиссии. В БГТК соискателей бюджетных мест очень жестко проверили, словно музыкантов, на индивидуальную приспособленность к «инструменту», сиречь к кукле. В итоге осталось шестеро – и они были, что называется, лучшими из лучших.
Сейчас из тех шести на курсе учатся четверо. Пятый, Айгиз Баймухаметов, ранее поступивший на театральный факультет по специальности «актер драматического театра», год отслужил в армии и вернулся в alma mater, вынужденно попав к «кукловодам», поскольку его однокашники уже ушли далеко вперед. Поначалу Айгиз сопротивлялся и впадал в уныние, но постепенно привык, полюбив своих новых одногруппников и куклу, с которой, как уверяет мастер курса, Баймухаметов и родился, держа ее в руках. Вот ведь как бывает. А теперь и его невеста Алсу, изначально поступавшая с ним на «драму», уже окончившая институт и дождавшаяся жениха со службы (по секрету: 11 августа молодые люди сыграют свадьбу), захотела прийти работать в «куколку». Причем не она одна...
Добавлю также: Филипп Трощенко на собеседовании, помню, рассказал комиссии, что несколько лет пытался поступить в московские театральные вузы. Экзаменаторы спросили, понимает ли он, что ему придется работать за ширмой? И молодой человек очень серьезно ответил: «Какая разница – за ширмой или перед ней… Я просто очень хочу работать именно в театре». Так вот Филипп Трощенко, продолжая учиться, теперь действительно работает в театре – Башкирском государственном театре кукол. Пока на полставки, но он уже играет в спектаклях – «Золушка», «Каменный гость», а скоро его вместо уволившегося актера будут вводить в постановку «Терем-теремок», о которой «Вечерняя Уфа» рассказывала своим читателям. Да и две прелестные девушки – Айзиля Туркменова и Зульхиза Максютова тоже запомнились зрителям Учебного театра УГИИ, который носит название «Театр на Цюрупы» и собирает полные залы. Обе прекрасно работают вместе со своими «драматическими» товарищами по потоку в спектакле режиссера-педагога, доцента Римы Харисовой «Буренушка», каковой в жанре storytelling поставлен по одноименному роману-эпопее Тансулпан Гариповой, не так давно побывав на Всероссийском фестивале театральных школ и удостоившись прекрасных отзывов и диплома.
…Поразительно, но актеров-кукловодов любит, относясь с большим уважением и восхищаясь ими, все театральное братство!.. Я думаю, это потому, что кукловоды умеют то, что не дано ни одному из представителей сопредельных им театральных профессий… Мастер, виртуозно работающий с куклой, может выйти на сцену и в драматическом спектакле, в «куколке» это называется – «в живом плане», причем не потеряется, не стушуется, примеров на театре тому множество. А вот дай драматическому куклу, он не справится. Чтобы освоить этот древнейший вид искусства, надо очень долго учиться, да и кукла не всегда принимает человека – как, скажем, скрипка или виолончель – они ведь тоже даются далеко не каждому…
А еще мастеров кукловождения любят за то, что они всю жизнь сохраняют в своей душе крохотный огонек детства и связанные с ним чистоту и прекрасные порывы; и потому, добавлю, что искусство кукловода очень близко к миссии Творца всего живого. Такой актер, прямо по тексту Окуджавы, из «какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил» либо из щепотки первородной глины, оживших вдруг и ставших куклой, извлекает подлинное чувство, транслируя его залу и заставляя людей грустить, улыбаться, рыдать и смеяться…
Помните об этом, дорогие студийцы БГТК! Теперь уже увидимся на вашем выпускном экзамене (или в театре)!
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.

Дата создание новости 7-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 372     Номер: 46(13699)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.