$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Возвышенное и земное


Возвышенное и земное

Безусловно, поклонники музыки эпохи барокко знают арию Альмирены Lascia chio pianga… из оперы Георга Фридриха Генделя «Ринальдо» («Позволь мне оплакать грустную долю…»). Знают ее и поклонники Десятой музы, поскольку она коронно звучит в фильме Жерара Корбьо «Фаринелли-кастрат», удостоенном двух премий «Сезар», номинации на «Оскар» и «Золотого глобуса» («Лучший иностранный фильм»).
Но в киноленте, посвященной легендарному певцу XIII века Карло Броски по прозвищу Фаринелли, ария из оперы, либретто которой Джакомо Росси написал по эпической поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», голос (в диапазоне в две с половиной октавы) барочного певца, которого сыграл Стефано Дионизи, был реконструирован смешением звучания контртенора Дерека Ли Рэгина и женского сопрано Эвы Малас-Годлевской. То есть верхние ноты, которые контртенор был не способен исполнить, дополнили схожим по тембру женским голосом.
И вот представьте себе восторг части собравшихся в минувший воскресный вечер в амфитеатре Арт-Квадрата на концерт старинной музыки La Barocco, с подлинным наслаждением внимавших живому звучанию арии Lascia chio pianga…, которую подарил уфимцам уникальный певец, солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И.Глинки, приглашенный солист Мариинского театра, Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, Королевской оперы Версаля, лауреат международных конкурсов контртенор Артем Крутько. В контексте аномальной июльской жары и плавящегося под нещадными солнечными лучами асфальта это могло бы показаться миражом, который манит путника в раскаленной пустыне прохладой оазиса, если бы не происходило в реальном времени – здесь и сейчас, в не слишком, мягко говоря, приспособленном для подобных раритетных вечеров Арт-Квадрате, в коем проходная способность людей, лакомящихся фастфудом, вызывала чувство раздражения тех, кто, узнав о готовящемся событии, поспешил услышать музыку Вивальди, Генделя и Монтеверди… Да и бог с ними, жующими потоками, дефилирующими с довольным (и довольно глупым) видом мимо музыкантов, отправившихся «в люди». Артисты стоически и не без иронии воспринимали этот парад «простодушных», отдавая все эмоции и талант тем, кто устроился на деревянных лавочках амфитеатра, придя отнюдь не из любопытства, а именно из любви к Музыке. Повторюсь, открытые площадки Арт-Квадрата не приспособлены для подобных встреч. Возможно, в это пространство удачно вписываются представители бардовской песни, фольклорные коллективы, даже джазовые исполнители, но и у последних, мне кажется, качество звука теряется, и работать с такими исполнителями должен режиссер по саунду, имеющий категорию ультра-си… На вечере La Barocco звук тоже «плавал», порой заставляя знатоков морщиться, но… Но одаренность прекрасных артистов, не испугавшихся эксперимента и рискнувших вынести из камерных залов на истоптанный битум мостовых изысканную европейскую музыку XVII-XVIII веков (а слово barocco с итальянского переводится буквально как «вычурный», а с португальского – peopla barocca, от которого предположительно и происходит, как «жемчужина неправильной формы»), была настолько высока, что «подножки», каковые ставил sound, были не страшны.
Возвышенное и земное

Важно сказать, что еще одним просто драгоценным подарком слушателям, собравшимся на этот необычный вечер, стало выступление лауреата Национальной театральной премии России «Золотая Маска», обладательницы Гран-при Международного конкурса «Искусство XX века» и Международного конкурса оперных певцов в Тулузе, народной артистки Башкортостана, солистки БГТОиБ Диляры Идрисовой, буквально на днях вернувшейся из Перьми, где прошла премьера самой первой в творчестве Генделя оратории «Триумф времени и разочарования» (музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Синьковский), и, судя по отзывам заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Башкортостана, лауреата Национальной театральной премии РФ «Золотая Маска», маэстро Валерия Платонова, который слушал в эти дни в Пермском театре оперы и балета имени
П.И.Чайковского «Триумф времени…», для Диляры эта премьера прошла триумфально. Так что лично меня однозначно удивил тот факт, что с великолепного океанского корабля премьерного успеха Диляра Марсовна сошла на исшарканный множеством ног причал Арт-Квадрата. Но человеческие качества и характер этой потрясающей молодой певицы таковы, что сей шаг, вызванный, видимо, предложением «забойщиков» необычного представления, вполне в моих глазах оправдан. В общем, несмотря на тысячу причин того, чтобы на подобное не соглашаться, певица Идрисова сказала: «Да!», и от этого выиграли все – и сама Диляра, завоевавшая сердца многих новых поклонников, открывших для себя музыку барокко, и, пожалуй, случайных слушателей из числа тех, кто даже не предполагал, какое наслаждение их ждет, и коллектив, мне думается, стоящий у истоков идеи соединить возвышенное и земное. А коллектив этот, творческим лидером коего является заслуженный артист Башкортостана, первая скрипка оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета Алексей Воронин, носит название Anima, что в переводе с латинского означает «душа». Камерный оркестр, с коим в Арт-Квадрате пели Диляра Идрисова и ее коллега Артем Крутько, с которым, думаю, она выступает не в первый раз, начинал свою биографию с небольшого состава... По-моему, раньше этого был квартет, в каковой помимо Алексея Владимировича входили музыканты НСО РБ. Не знаю, когда коллектив разросся до размеров камерного оркестра, но для вечера La Barocco это идеальное количество музыкантов, в числе коих можно было узнать оркестрантов БГТОиБ и НСО... Они очень чутко аккомпанировали певцам (дирижер – солист вокальной труппы Башкирского оперного, лауреат и дипломант международных и российских конкурсов, художественный руководитель «СТУДенческой оперы» УГИИ Сергей Сидоров). Временами маэстро оставлял свой пульт, потому как все инструментальные вещи Anima исполнял, ведомый своим творческим лидером, неизменно надежным, стабильным и тонким в понимании сути произведения и замысла его творца Алексеем Ворониным. Камерный оркестр Anima всю свою душу вложил в этот музыкальный вечер, подарив собравшимся первые четыре из двенадцати концертов Антонио Вивальди для скрипки с оркестром, входящих в опус 8 «Спор гармонии с изобретением». Собственно, речь идет о «Временах года» – одном из наиболее известных произведений как Вивальди, так и в целом музыки барокко. Даже ухо обывателя хотя бы раз да слышало этот цикл. Тем больше спроса с исполнителей, поскольку уху опытному есть с чем и с кем сравнивать. Но оркестранты были на высоте.
Возвышенное и земное

Каждый концерт в этом цикле по всем правилам предваряется сонетом, и в данном аспекте все было продумано. Перед звучащим музыкальным фрагментом действо «анонсировал» Аскар Нигамедзянов, уроженец нашего города, некогда в течение двух лет учившийся на филфаке БГУ, затем продолживший свое образование в Санкт-Петербургском университете (один год), а позднее поступивший в школу-студию МХАТ. Он окончил славный вуз (лаборатория Дмитрия Брусникина) и в течение нескольких лет играл в спектаклях разных московских театров. Сейчас Аскар достаточно часто снимается в кино. Пишет стихи, иные из которых, перемежая ими лирику Блока, Киплинга, Высоцкого и оказавшийся в данном ряду один из сонетов Шекспира, были прочитаны в воскресный вечер в амфитеатре Арт-Квадрата. Не скажу, что я была в восторге от такого сопряжения далековатых идей, но… Не могу не согласиться с тем, что Нигамедзянов поэт, о чем свидетельствуют некоторые его строфы, а посему смирилась.
И конечно, Диляра и Артем порадовали собравшихся тем, что спели вместе. Это было восхитительно уже потому, сколь дивно сливаются их уникальные голоса! Завершили они вечер дуэтом Цезаря и Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте». А до этого погрузили разом притихший «зал» в изумительной красоты музыку Клаудио Монтеверди к опере «Коронация Поппеи». Ранее этот дуэт Нерона и Поппеи – Pur ti miro, pur ti godo («Тобою я любуюсь, тобою упиваюсь») мне доводилось слышать только в Сети в исполнении знаменитых Даниэль де Низ и Филиппа Жарусски… Уверяю вас, читатель, что из уст россиян Диляры Идрисовой и Артема Крутько он звучал ничуть не хуже.
Остается добавить, что режиссером этого концерта была лауреат международных конкурсов Лейсан Сафаргулова. И еще одно: соединение возвышенного и земного прошло на удивление естественно, и аудитория поклонников музыки эпохи барокко выросла в разы. Во всяком случае, мне очень хочется в это верить.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.

Дата создание новости 11-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 921     Номер: 47(13700)     Версия для печати

22 ноября 2024 г. №82(13826)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.