Возвышенное и земное
Безусловно, поклонники музыки эпохи барокко знают арию Альмирены Lascia chio pianga… из оперы Георга Фридриха Генделя «Ринальдо» («Позволь мне оплакать грустную долю…»). Знают ее и поклонники Десятой музы, поскольку она коронно звучит в фильме Жерара Корбьо «Фаринелли-кастрат», удостоенном двух премий «Сезар», номинации на «Оскар» и «Золотого глобуса» («Лучший иностранный фильм»).
Но в киноленте, посвященной легендарному певцу XIII века Карло Броски по прозвищу Фаринелли, ария из оперы, либретто которой Джакомо Росси написал по эпической поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», голос (в диапазоне в две с половиной октавы) барочного певца, которого сыграл Стефано Дионизи, был реконструирован смешением звучания контртенора Дерека Ли Рэгина и женского сопрано Эвы Малас-Годлевской. То есть верхние ноты, которые контртенор был не способен исполнить, дополнили схожим по тембру женским голосом.
И вот представьте себе восторг части собравшихся в минувший воскресный вечер в амфитеатре Арт-Квадрата на концерт старинной музыки La Barocco, с подлинным наслаждением внимавших живому звучанию арии Lascia chio pianga…, которую подарил уфимцам уникальный певец, солист Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М.И.Глинки, приглашенный солист Мариинского театра, Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, Королевской оперы Версаля, лауреат международных конкурсов контртенор Артем Крутько. В контексте аномальной июльской жары и плавящегося под нещадными солнечными лучами асфальта это могло бы показаться миражом, который манит путника в раскаленной пустыне прохладой оазиса, если бы не происходило в реальном времени – здесь и сейчас, в не слишком, мягко говоря, приспособленном для подобных раритетных вечеров Арт-Квадрате, в коем проходная способность людей, лакомящихся фастфудом, вызывала чувство раздражения тех, кто, узнав о готовящемся событии, поспешил услышать музыку Вивальди, Генделя и Монтеверди… Да и бог с ними, жующими потоками, дефилирующими с довольным (и довольно глупым) видом мимо музыкантов, отправившихся «в люди». Артисты стоически и не без иронии воспринимали этот парад «простодушных», отдавая все эмоции и талант тем, кто устроился на деревянных лавочках амфитеатра, придя отнюдь не из любопытства, а именно из любви к Музыке. Повторюсь, открытые площадки Арт-Квадрата не приспособлены для подобных встреч. Возможно, в это пространство удачно вписываются представители бардовской песни, фольклорные коллективы, даже джазовые исполнители, но и у последних, мне кажется, качество звука теряется, и работать с такими исполнителями должен режиссер по саунду, имеющий категорию ультра-си… На вечере La Barocco звук тоже «плавал», порой заставляя знатоков морщиться, но… Но одаренность прекрасных артистов, не испугавшихся эксперимента и рискнувших вынести из камерных залов на истоптанный битум мостовых изысканную европейскую музыку XVII-XVIII веков (а слово barocco с итальянского переводится буквально как «вычурный», а с португальского – peopla barocca, от которого предположительно и происходит, как «жемчужина неправильной формы»), была настолько высока, что «подножки», каковые ставил sound, были не страшны.
Важно сказать, что еще одним просто драгоценным подарком слушателям, собравшимся на этот необычный вечер, стало выступление лауреата Национальной театральной премии России «Золотая Маска», обладательницы Гран-при Международного конкурса «Искусство XX века» и Международного конкурса оперных певцов в Тулузе, народной артистки Башкортостана, солистки БГТОиБ Диляры Идрисовой, буквально на днях вернувшейся из Перьми, где прошла премьера самой первой в творчестве Генделя оратории «Триумф времени и разочарования» (музыкальный руководитель и дирижер Дмитрий Синьковский), и, судя по отзывам заслуженного деятеля искусств России, народного артиста Башкортостана, лауреата Национальной театральной премии РФ «Золотая Маска», маэстро Валерия Платонова, который слушал в эти дни в Пермском театре оперы и балета имени
П.И.Чайковского «Триумф времени…», для Диляры эта премьера прошла триумфально. Так что лично меня однозначно удивил тот факт, что с великолепного океанского корабля премьерного успеха Диляра Марсовна сошла на исшарканный множеством ног причал Арт-Квадрата. Но человеческие качества и характер этой потрясающей молодой певицы таковы, что сей шаг, вызванный, видимо, предложением «забойщиков» необычного представления, вполне в моих глазах оправдан. В общем, несмотря на тысячу причин того, чтобы на подобное не соглашаться, певица Идрисова сказала: «Да!», и от этого выиграли все – и сама Диляра, завоевавшая сердца многих новых поклонников, открывших для себя музыку барокко, и, пожалуй, случайных слушателей из числа тех, кто даже не предполагал, какое наслаждение их ждет, и коллектив, мне думается, стоящий у истоков идеи соединить возвышенное и земное. А коллектив этот, творческим лидером коего является заслуженный артист Башкортостана, первая скрипка оркестра Башкирского государственного театра оперы и балета Алексей Воронин, носит название Anima, что в переводе с латинского означает «душа». Камерный оркестр, с коим в Арт-Квадрате пели Диляра Идрисова и ее коллега Артем Крутько, с которым, думаю, она выступает не в первый раз, начинал свою биографию с небольшого состава... По-моему, раньше этого был квартет, в каковой помимо Алексея Владимировича входили музыканты НСО РБ. Не знаю, когда коллектив разросся до размеров камерного оркестра, но для вечера La Barocco это идеальное количество музыкантов, в числе коих можно было узнать оркестрантов БГТОиБ и НСО... Они очень чутко аккомпанировали певцам (дирижер – солист вокальной труппы Башкирского оперного, лауреат и дипломант международных и российских конкурсов, художественный руководитель «СТУДенческой оперы» УГИИ Сергей Сидоров). Временами маэстро оставлял свой пульт, потому как все инструментальные вещи Anima исполнял, ведомый своим творческим лидером, неизменно надежным, стабильным и тонким в понимании сути произведения и замысла его творца Алексеем Ворониным. Камерный оркестр Anima всю свою душу вложил в этот музыкальный вечер, подарив собравшимся первые четыре из двенадцати концертов Антонио Вивальди для скрипки с оркестром, входящих в опус 8 «Спор гармонии с изобретением». Собственно, речь идет о «Временах года» – одном из наиболее известных произведений как Вивальди, так и в целом музыки барокко. Даже ухо обывателя хотя бы раз да слышало этот цикл. Тем больше спроса с исполнителей, поскольку уху опытному есть с чем и с кем сравнивать. Но оркестранты были на высоте.
Каждый концерт в этом цикле по всем правилам предваряется сонетом, и в данном аспекте все было продумано. Перед звучащим музыкальным фрагментом действо «анонсировал» Аскар Нигамедзянов, уроженец нашего города, некогда в течение двух лет учившийся на филфаке БГУ, затем продолживший свое образование в Санкт-Петербургском университете (один год), а позднее поступивший в школу-студию МХАТ. Он окончил славный вуз (лаборатория Дмитрия Брусникина) и в течение нескольких лет играл в спектаклях разных московских театров. Сейчас Аскар достаточно часто снимается в кино. Пишет стихи, иные из которых, перемежая ими лирику Блока, Киплинга, Высоцкого и оказавшийся в данном ряду один из сонетов Шекспира, были прочитаны в воскресный вечер в амфитеатре Арт-Квадрата. Не скажу, что я была в восторге от такого сопряжения далековатых идей, но… Не могу не согласиться с тем, что Нигамедзянов поэт, о чем свидетельствуют некоторые его строфы, а посему смирилась.
И конечно, Диляра и Артем порадовали собравшихся тем, что спели вместе. Это было восхитительно уже потому, сколь дивно сливаются их уникальные голоса! Завершили они вечер дуэтом Цезаря и Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте». А до этого погрузили разом притихший «зал» в изумительной красоты музыку Клаудио Монтеверди к опере «Коронация Поппеи». Ранее этот дуэт Нерона и Поппеи – Pur ti miro, pur ti godo («Тобою я любуюсь, тобою упиваюсь») мне доводилось слышать только в Сети в исполнении знаменитых Даниэль де Низ и Филиппа Жарусски… Уверяю вас, читатель, что из уст россиян Диляры Идрисовой и Артема Крутько он звучал ничуть не хуже.
Остается добавить, что режиссером этого концерта была лауреат международных конкурсов Лейсан Сафаргулова. И еще одно: соединение возвышенного и земного прошло на удивление естественно, и аудитория поклонников музыки эпохи барокко выросла в разы. Во всяком случае, мне очень хочется в это верить.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
Фото Александра ДАНИЛОВА.
11-07-2023 (0) Просмотров: 921 Номер: 47(13700) Версия для печати