$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Аксаковский музей расширяет круг друзей


Аксаковский музей расширяет круг друзей

Если кто-то наивно полагает, что в жаркие летние дни, когда основная масса жителей Уфы, коих влечет речная прохлада и тенистое пространство леса, устремляется в пригороды, на свои садовые участки, залы музеев, действующих в столице Башкортостана, пустуют, то этот человек глубоко ошибается.

Дабы окончательно убедить такого невежду в ошибочности его умозаключений, корреспонденты «Вечерней Уфы» направили свои стопы в старинную писательскую усадьбу, расположившуюся совсем рядом с центральными воротами в Сад имени Салавата Юлаева, отлитыми из чугуна и сохранившимися с тех самых пор, когда в июне 1900 года был торжественно открыт этот зеленый уголок с облагороженным спуском к реке и засаженный дубами, соснами, березами, а также белой и розовой сиренью. В те самые поры он, основанный, кстати, в 1873-м, получил название Сад на Случевской горе, Случевской сад (которое затем несколько раз менялось – Сад Николая Богдановича, Сад Егора Сазонова, Сад имени Салавата, Сад имени Крупской). Названия менялись, но неизменной оставалась любовь горожан к этому островку прохлады и отдохновения, где располагается единственный у нас Висячий мост, а со смотровых площадок сада, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, открывался прекрасный вид на Старую Уфу и Оренбургскую переправу… И доныне сюда устремляются множество уфимцев и гостей нашего города, которых восхищает уникальный ансамбль, сложившийся здесь и дающий людям зримое представление о патриархальной прелести и гармоничном бытовании Уфы, уже ушедшей в вечность…
Главный вход в сад, расположившийся рядышком уфимский Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова органично соединяются со знаменитой Софьюшкиной аллеей, уводящей прогуливающихся в Ушаковский парк, который ныне носит имя вождя мировой революции, а затем в Театральный сад (ранее называвшийся в Уфе Софьин, Софьюшкин, Софийский) – фактически первый общественный сад в нашем городе, основанный в 1860 году, а в 1861-м на его территории был построен деревянный зимний театр на 400 мест, сгоревший в 1867-м. В 1875 году на его месте был возведен новый – деревянный двухэтажный театр на 800 мест по проекту Рудольфа Иосифовича Кардовского. Увы, он тоже сгорел в 1877-м… Историю этого столь знакового для нашего города пространства можно продолжать и продолжать, но… Цель нашего визита была другой, и мы, отрешившись от суеты редакционных буден, прошли по Софьюшкиной аллее, которая всегда упорядочивает мысли прогуливающихся по ней горожан, к дому коллежского советника, товарища наместника Николая Степановича Зубова – деда мальчика Сережи, коему впоследствии суждено стать классиком русской литературы Сергеем Тимофеевичем Аксаковым… Дом этот, известный, не побоюсь сказать, во всем мире, является образцом деревянной архитектуры конца XVIII века. Будущий памятник истории и архитектуры возвели из уральской лиственницы, и анфиладное построение комнат в нем сохранилось и доныне. Часть усадьбы была отдана под канцелярию, а во второй половине расположились жилые комнаты. С 1795-го по 1797 год в особняке, который Сергей Тимофеевич в своей книге «Детские годы Багрова-внука» называл «громадой Зубинского дома», проживала семья Аксаковых (дочь Николая Степановича – Мария Николаевна Зубова – в 1877 году вышла замуж за прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова)…
Аксаковский музей расширяет круг друзей

Впрочем, обо всем этом вам поведают гораздо подробнее и ярче замечательные сотрудники Мемориального дома-музея Сергея Тимофеевича Аксакова, который несмотря на (по образному выражению Чехова) сонную одурь лета, работает в традиционном режиме, каждый день принимая все новых и новых посетителей, жаждущих прикоснуться к святыням, связанным с могучим влиянием на мировую литературу живого великорусского языка. Визит журналистов «ВУ» не был запланирован, и посему какое-то время мы самостоятельно бродили по старинному особняку, прислушиваясь к голосу научного сотрудника музея Людмилы Юрьевны Усовой, водившей из комнаты в комнату, из зала в зал очередную группу посетителей. Не успела завершиться эта экскурсия, как в дом-музей нагрянули еще гости. Поток людей все лето не прекращается, приходят то поодиночке, то парами, с детьми, а то по очереди вытирает ноги у входа целая «команда»… Буквально на днях, рассказали нам служители, приехал огромный автобус из подмосковного Зеленограда, доставив в писательскую усадьбу многочисленный отряд почитателей отечественной литературы и истории, относящихся к категории людей серебряного возраста. И подобное ныне не редкость. Не так давно, например, наведались гости из Екатеринбурга – Павел и Валентина Шулёвы. Специально приехали в Уфу, чтобы познакомиться с экспозицией Мемориального дома-музея, и сына старшеклассника с собой привезли. Кстати, проект «Башкирское долголетие. Туризм» также активно пополняет число друзей и поклонников Аксаковского дома…
Аксаковский музей расширяет круг друзей

Мы тихонько двигаемся за группой, которую «ведет» Людмила Юрьевна, и в этот момент ухо мое улавливает какой-то посторонний шорох на площадке над лестницей, ведущей на второй этаж. Переглядываемся с Лилей Загировой, фотокорреспондентом «ВУ», и тихонечко поднимаемся по ступенькам, врасплох застав старшего научного сотрудника, хранителя музея Галину Иванову, активно сотрудничающую с главной городской газетой и часто публикующуюся на ее страницах. Галина Олеговна готовила выставку, посвященную Серафиму Саровскому – иеромонаху Саровского монастыря, основателю и руководителю Дивеевской женской обители, великому подвижнику Русской церкви и одному из наиболее почитаемых монахов в ее истории (прославлен Русской православной церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II). На свет Серафим Саровский появился 30 июля 1754 года, и хотя дата со дня его рождения не круглая (269 лет), Галина Олеговна, нашедшая, благодаря краеведам и друзьям дома-музея, материалы, указывающие на отображение в уфимской жизни великого пути одного из наиболее почитаемых в истории Русской церкви монахов, собрала небольшую по количеству экспонатов, но весьма емкую по глубине и по подлинности источников выставку, о которой сразу же стала нам рассказывать. Я не стану цитировать Галину Иванову, хранителя одного из интереснейших уфимских музеев, в поле зрения коего попадают не только события, связанные с судьбой и творчеством Сергея Тимофеевича Аксакова, но и те факты, каковые являются частью истории Государства Российского и жизни нашего родного города, хотя бы уже потому, что она сама напишет прекрасный материал о столь важном и праведном событии. Это прерогатива Галины Олеговны, которая, найдя какой-то новый источник информации или знаменательный факт, всегда загорается, и я просто завидую тем посетителям музея, которым предстоит слушать Галин (мы очень давно знакомы друг с другом, еще по учебе в университете) рассказ, посвященный преподобному.
Себе же позволю коротко напомнить читателю, что в июне 2018 года в столицу Башкирии принесли икону Табынской Божьей Матери и частицу мощей Серафима Саровского. Но это, что называется, из новейшей истории, а на выставке вас ждут факты, уходящие в глубь веков. И еще: в свое время, побывав впервые на празднике Николы Вешнего в селе Николо-Березовка, на который меня пригласил Аксаковский фонд, я привезла в Уфу крохотный образ Серафима Саровского – специально для выдающегося театрального педагога, в те поры главного режиссера Башкирского государственного театра кукол Павла Романовича Мельниченко, в гостеприимном доме которого часто бывала. Мастер серьезно болел, и опрятная старушка из церковной лавки при знаменитом Никольском храме, вручившая мне образок из легкого металла на простеньком гайтане, уверяла, что это облегчит страдания… Помню, Павел Романович, приняв иконку, поцеловал тогда ее и надел на себя, определив ей место рядом с нательным крестом…
…Делаем несколько шагов влево и… попадаем в подлинный мир детства. И действительно, выставка, которую, собрав по крупицам, подготовила, поработав и над экспозицией, тоже Галина Олеговна, получила название «Мир нашего детства». Газета «Вечерняя Уфа» не так давно публиковала материал старшего научного сотрудника музея Ивановой об экспозиции, открытие которой было приурочено к Дню защиты детей. Попав сюда, невозможно не отозваться на свет доброты, безмятежности и чудесных воспоминаний, который излучает необычный вернисаж. Хотя бы уже потому, что, простите за банальность, все мы родом из детства и в этом едины. И попадая в небольшой музейный зал, мы вдруг на какие-то мгновения возвращаемся в мир, билета в который взрослый человек купить не сможет никогда… И это такая радость, такая свежесть эмоций и чувств, что передать свое состояние словом просто невозможно. Нужно просто прийти сюда и вспомнить то время, когда деревья были большими, мама – молодой, а каждый новый день открывал что-то новое… Самое поразительное, что вся экспозиция создана на уфимском материале, в нее вошли игрушки в солидном уже возрасте (от сорока до семидесяти лет, а подчас им и больше…), фотографии, детские портреты из собраний коллекционера Игоря Данилова, журналиста Анатолия Чечухи и из фондов самого дома-музея. Большинство из них отреставрированы Борисом Конюховым. Иным из этих снимков более ста лет, а герои, запечатленные на них, все так же юны, непосредственны и прелестны. Уникальность сей галереи детских портретов заключается еще и в том, что в нее вошли работы известных в Уфе фотоателье – «Модерн», О.Ф.Германа, И.Волкова (Большая Казанская, 3), В.Ф.Петрова (Казанская улица, дом Деевых), Б.Шперлинга, Л.Фон-Бергхольца, В.Орлова (Егора Сазонова, 43 – бывшая Успенская – 20-е годы).
Аксаковский музей расширяет круг друзей

Дом-музей, в экспозиции коего есть пространства, посвященные юным годам Сережи Аксакова, с особой бережностью относится к теме детства. Потому появление такой выставки в этих стенах очень логично и естественно.
На ней посетитель обнаружит не только игрушки – всевозможных кукол, мягких «зверят», машинки и паровозики всех мастей, крохотные мебельные гарнитуры и сервизы (и многое будет ему хорошо знакомо!), но и детскую одежду, безусловно, книги, которые все мы читали на заре туманной юности. И есть в этом зале немногочисленные экспонаты, чудом сохранившиеся в семьях горожан. Детские альбомчики с оригинальными рисунками, иногда подписанными незамысловатыми стихами; печатные издания – скажем, ежемесячное иллюстрированное приложение к журналу «Нива» за 1917 год – «Детский журнал»; а еще популярные в конце XIX – начале XX века «картонки» – яркие разноцветные картинки, имеющие объемную форму. Они печатались в Германии и выходили разнообразными сериями – бабочки, цветы, животные, птицы, ангелочки, европейские пейзажи…
Выставка собиралась сотрудниками писательской усадьбы в течение тридцати лет. Пополнили ее фонд и друзья дома-музея – Анна Викторовна Соколова из уфимского рода Аксаковых, Лариса Викторовна Матвеева, Александр Васильевич Норец (отреставрировавший к тому же многие экспонаты), Ирина Ахатовна Фролова (Ганеева) и многие другие. Часть экспонатов (а это почти половина коллекции) любезно предоставлены лишь на время работы экспозиции уфимцами Владимиром Сергеевичем Агте, Эндже Мосгутовной Ивановой, Артуром Латыповым, Игорем Владимировичем Даниловым, Николаем Петровичем Исаевым… В подготовке выставки приняли также участие Музей истории города Уфы, Городская библиотека №17 и Уфимская Крестовоздвиженская церковь.
…Попав в небольшой зал на втором этаже, трудно оторваться от экспозиции. Понимая, какое воздействие она оказывает на посетителей, сотрудники музея даже обустроили в данном пространстве некую фотозону, напоминающую уголок квартиры, той самой, в которой довелось некогда жить многим из нас… Не удержались и мы с Лилей, захотев вновь окунуться в атмосферу собственного детства, но пока мы позировали Галине Олеговне, в зале появились новые гости – родители, которые привели сюда своего сына: с порога они стали охать, узнавая в экспонатах игрушки своей поры, и наперебой рассказывать что-то мальчику… Не став им мешать, мы тихонечко вышли…
…Спустившись на первый этаж, обнаружили, что по музею ходит уже несколько групп, внимавших пояснениям и рассказам экскурсоводов. Но завершить сей текст мне хотелось бы все-таки не этим… Для тех, кто часто наведывается в Мемориальный дом-музей нашего знаменитого земляка, не является секретом тот факт, что помимо экскурсионной деятельности его сотрудники ведут научную работу, и это огромный пласт жизни наших аксаковцев. И не секрет для завсегдатаев то, что обитатели старинного писательского особняка поддерживают связи со всем миром, получая весточки из самых отдаленных уголков России и из разных стран мира, в коих чтут творческое наследие Сергея Тимофеевича Аксакова. Последняя весточка пришла в дом-музей из… Австралии. Сначала музейщики получили по электронной почте письмо, за ним последовала посылочка с книгами, в которую вошли дореволюционные издания произведений Сергея Тимофеевича – «Семейные хроники» и литературные воспоминания, в 1914 году вышедшие в Санкт-Петербурге (издательский дом «Копейка») – два томика из полного собрания сочинений писателя. Их отправил в Уфу живущий в Австралии Алексей Лингардович Изотов. Уфимцы созвонились с дарителем, и завязалась дружба с человеком, который, живя на чужбине, продолжает ценить русскую речь, российскую словесность и культуру своего Отечества.
Алексей Лингардович родился в Иркутске в 1964 году, мать работала в архиве… Наш соотечественник, вспоминая в разговоре с аксаковцами эпизод из своего детства, рассказал, что в школе им давали задания – пионеры должны были собрать сведения об интересных людях… И мама порекомендовала ему несколько адресов и имен таких людей, и мальчик, как умел, брал интервью у тех из них, кто согласился с ним поговорить. И вот ему довелось беседовать с человеком, который участвовал в расстреле руководителя Белого движения во время Гражданской войны в России, Верховного правителя России и Верховного главнокомандующего Русской армией, адмирала Александра Васильевича Колчака и его премьер-министра Виктора Николаевича Пепеляева.
Как известно, 7 февраля 1920 года Колчак был расстрелян – без суда и следствия и до окончания расследования по постановлению Иркутского военно-революционного комитета, возглавляемого большевиками и действовавшего по личному указанию председателя Совета народных комиссаров РСФСР Владимира Ленина. Общее руководство расстрелом осуществлял председатель губчека Самуил Чудновский, расстрельной командой руководил начальник гарнизона и одновременно комендант Иркутска Иван Бурсак (Борис Яковлевич Блатлиндер).
Видимо, если верить рассказу человека, который поведал это мальчику, группу рабочих с местной ТЭЦ, которой предстояло нести дежурство по городу, в срочном порядке отправили в распоряжение начальника гарнизона Ивана Бурсака, и ничего не подозревающие работяги стали свидетелями этой ужасающей истории. Человек, беседовавший с Алешей, вспоминал, что убитых сбросили в прорубь на слиянии рек Ушаковки и Ангары… Полынья была узкой, так что пришлось проталкивать тела, которые затем унесло течением…
Алексей Лингардович, поскольку в момент беседы ему было совсем немного лет, даже фамилии этого человека не запомнил, сказал сотрудникам Аксаковского дома-музея, что имя у интервьюируемого было очень простым. «То ли Иванов, то ли Макаров…», а через три месяца после встречи с мальчиком он умер… Помнит Изотов о том, что рабочий этот рассказал ему также: в расстреле Колчака и Пепеляева участие принимал и бывший белый офицер по фамилии Нестеров, перешедший на сторону большевиков в тот период, когда страны АНТАНТЫ, ополчившись на Россию, активизировались. Нестеров тогда счел своим долгом встать на защиту Отечества. В 1928 году его арестовали, и до 1961 года он сидел в лагерях. Выйдя на свободу, общался с матерью Алексея Лингардовича, и по его воспоминаниям, Нестеров знал огромное количество языков, был всегда подтянут, опрятен, интеллигентен. По его облику и подумать было нельзя о том, что он столько лет провел в местах лишения свободы…
…Сам Алексей Лингардович Изотов в свое время получил медицинское образование и три года был практикующим врачом. В начале 90-х его семья переехала в Сидней, и Алексей устроился в аэропорт, в коем уже порядка двадцати семи лет работает в службе безопасности. Медициной заниматься не стал, поскольку его диплом в Австралии был недействителен, а на подтверждение требовалось много времени… Он работает еще и переводчиком, навещая в различных больницах старичков-эмигрантов, занимаясь нуждами тех, кто переехал в Сидней из Харбина, Шанхая… И все они делятся с любезным, приятным человеком историями своей жизни, и каждый рассказ – уникален. Думаю, что со временем Галина Олеговна Иванова, которая и общается с Изотовым, напишет об этом в «Вечернюю Уфу».
Также Алексей Изотов стал в Сиднее членом «Русского клуба», при коем действует библиотека, хранящая лучшие образцы российской словесности. Как говорит Алексей Лингардович, дети, внуки и правнуки представителей той волны эмиграции, которые переехали в Австралию из Шанхая и Харбина, прекрасно знают русский, говорят весьма чисто, на прекрасном литературном языке и очень гордятся своими корнями и российской культурой. Вот они-то постоянно пользовались и пользуются услугами библиотеки… А те, кто приехал на «великую южную землю» в 90-е, в период перестройки, разительно отличаются от первых мигрантов, их отпрыски уже не знают родного языка, не интересуются теми сокровищами культуры, которые подарила миру «шестая часть земли с названьем кратким Русь». Эти люди, по выражению Алексея Лингардовича, приехали «за колбасой», и книги из библиотеки «Русского дома» им не нужны. В общем, в связи с невостребованностью фонд библиотеки сокращается, и Изотов стал писать в разные музеи и архивы с предложением принять хотя бы какую-нибудь часть книг. Так он вышел и на наш дом-музей, после разговора с сотрудниками которого предложил им составить список тех произведений и тех имен в литературе, кои их интересуют. Так что у аксаковцев появилась связь с Австралией, и круг их друзей еще больше расширился. Впрочем, мы время спустя вернемся к этой удивительной истории, тем более что в запасе у нас еще остались потрясающие рассказы Алексея Лингардовича Изотова о людях русского зарубежья и их судьбах…
А вам советуем не забывать дорогу в Мемориальный дом-музей Сергея Тимофеевича Аксакова, в котором вас всегда ждет что-то необычное, интересное, а подчас и загадочное.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и Людмилы УСОВОЙ.

Дата создание новости 27-07-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 940     Номер: 52(13705)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.