С чего начинается «Родина»
Когда, проходя по улице Ленина, ты видишь кинотеатр «Родина», то на душе сразу становится необыкновенно тепло, возникает ощущение уюта и тебя омывает волной замечательных воспоминаний.
В общем, ты испытываешь те чувства, которые тебе дарит встреча с очень близким, родным человеком. И ведь «Родина» – это такое дорогое всем нам слово, такое важное в нашей жизни, душевное, свое, родное!.. Подчас я думаю, что, возможно, подобные чувства при взгляде на кинотеатр испытываю только я, но нет… Уверен, это изумительное по красоте здание, построенное в стиле сталинского ампира, этот дом кино, где тебя любят и всегда ждут, вызывает огромную приязнь у многих-многих уфимцев, для которых наш лучший кинотеатр является символом города и подлинного искусства, недаром же он имеет статус Центра российской кинематографии.
Я приехал в Уфу в 1983 году, и в те поры основными точками притяжения для меня, центрами культурной жизни стали Государственный академический русский драматический театр и кинотеатр «Родина». Именно они сразу же произвели на меня огромное впечатление и вошли в мою жизнь навсегда. Почему, скажем, именно «Родина»? Потому что меня поразило само здание, сразу притягивающее взгляд, необыкновенная атмосфера, царившая внутри, и, не удивляйтесь, люди, которые приходили на киносеансы, казались мне особенными. Не случайно именно в «Родине» появился уголок любителей джазовой музыки – «Братья Люмьер», а затем возникла «Желтая субмарина», собиравшая поклонников рока; именно в «Родине» стали действовать первые дискуссионные клубы, в которых серьезнейшим образом обсуждались все новинки кинематографа. А помните то время, когда в «Родине» стали активно показывать зарубежные фильмы?! Помните кассы, расположенные со стороны улицы Чернышевского, помните километровые очереди на премьеры кинолент?! И если ты с улицы попал в помещение кассы, то это уже было гарантией, что в кино пройти удастся… А ведь тогда на руки давали ограниченное количество билетов. И студенты УГИИ бегали сменять своих замерзающих на зимнем морозе товарищей, занявших очередь в кассу… Никогда не забуду очередь на фильм японца Сёхэя Имамуры «Легенда о Нараяме» или на картину Серджо Леоне «Однажды в Америке» – кассы брали с боем!..
Именно в «Родине» с особой душевностью проходили уникальные встречи с отечественными кинематографистами, приезжавшими на премьеры своих картин!
Вообще, то, что «Родине» исполняется семьдесят лет, – это, на мой взгляд, огромное событие! Сам факт того, что единственный государственный кинотеатр выжил в такое сложное время и остается востребованным и любимым, – уникален. Как уникальны и люди, работающие в нем! Директор «Родины» Татьяна Анатольевна Разина отмечена почетным званием «Заслуженный кинематографист Республики Башкортостан», она верой и правдой служит возглавляемому ею кинотеатру и искусству уже тридцать лет!
В этом кинотеатре всегда были свои традиции, в нем всегда ценили не только хорошее кино, но и человека, ставя на первое место запросы зрительской аудитории! И коллектив «Родины» все эти годы входил в число активных членов профсоюза работников культуры, у них даже мысли не возникало покинуть наши ряды. Такая верность тоже очень ценна. Желаю кинотеатру процветания, еще очень долгих лет активной творческой жизни и неизменной народной любви!
Александр КУЗЬМЕНКО,
председатель Республиканского комитета профсоюза работников культуры, народный артист Башкортостана.
председатель Республиканского комитета профсоюза работников культуры, народный артист Башкортостана.
***
…Первые воспоминания в жизни – это наша квартира в доме, который до сих пор называют «Океан», по улице Цюрупы. Я – четвертый ребенок в семье, в окружении родных и двоюродных братьев и сестер. И вот наш клан выстраивается в большую очередь к полукруглым окошечкам кассы кинотеатра «Родина», мы рассаживаемся в один ряд, и начинается «Ну, погоди!..»
Затем был переезд в другой конец города, но каждый выходной мы садились на автобус №18, выходили у «Детского мира», покупали мороженое у дяди Миши и шли к нашему кинотеатру. Помню оркестр, который играл в фойе, загадочных, красиво одетых мужчин и женщин, которые приходили специально слушать эту необычную музыку, иногда танцевали парами. Как выяснилось позже, это был высокопрофессиональный джазово-эстрадный оркестр шанхайских музыкантов, которые решили не уезжать с Лундстремом в Казань, а осели в Уфе…
Помню, как на афишах «Танцора Диско» было написано 16+, и мы не смогли попасть. Очередь, кажется, была в два кольца вокруг кинотеатра. Пришлось плестись в темноватый и мрачный «Йондоз»…
Так мы взрослели вместе с репертуаром нашей «Родины». Учеба в Москве и трудные 90-е отдалили меня на время от кинотеатра – он тоже переживал тяжелые времена… Но благодаря тому коллективу, который работает и поныне, он стал тем центром притяжения всех уфимцев, которые хотят видеть на экране подлинные образцы киноискусства. Как только я вернулась из Москвы, местом нашего паломничества стал клуб «Желтая субмарина», пятничные киновечера от Владимира Жерехова. А моя работа на киностудии уже помогла общению с работниками кинопроката, с директором Татьяной Анатольевной, незабвенными Нарифом Фаязовичем и Фаритом Фатиховичем… Затем наступила история Союза кинематографистов Башкортостана, позже – эра правления Фарита Фатиховича Габитова, и мы стали почти жить в «Родине» – все наши события, показы, презентации, выставки, фестивали проходят здесь. Я видела подобные кинотеатры в Казани, в других городах – нет, по широкому и светлому фойе, по местоположению в центре, по атмосфере, которую более тридцати лет берегут директор Татьяна Разина и ее команда, – это лучший кинотеатр в России! Пока из величественных кинотеатров постройки 50-х годов лучше не видела, честно.
Да, трое моих детей тоже выросли здесь. И премьеры фильмов они также стараются смотреть именно здесь.
Желаю нашему любимому кинотеатру «Родина» оставаться таким же ярким символом Уфы исторической, Уфы интеллектуальной, Уфы кинематографической!
Зухра БУРАКАЕВА,
председатель Союза кинематографистов Республики Башкортостан, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича и Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, сценарист, писатель, драматург.
председатель Союза кинематографистов Республики Башкортостан, лауреат Государственной молодежной премии РБ имени Шайхзады Бабича и Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, сценарист, писатель, драматург.
***
Дело в том, что о «Родине» я впервые узнала от своей мамы, которая некогда жила в доме, располагавшемся напротив этого кинотеатра, и являлась просто его завсегдатаем. Мой отец был военным, в связи с его службой мы переезжали из гарнизона в гарнизон и в Уфе осели, когда я уже ходила в школу.
И вот она – прекрасная во всех отношениях, уже полюбившаяся мне заочно «Родина»! Для меня она стала кинотеатром кинотеатров. И не только потому, что изумительное по красоте здание «Родины» сразу же обращает на себя внимание, но и потому, что в «Родине» было целых три зала, из которых я больше всего любила Зеленый. В каком-то смысле именно благодаря ему я выбрала свою профессию.
В 1969 году в Зеленом зале показывали документальный фильм, посвященный Первому международному конкурсу артистов балета, который проходил в Москве, в Большом театре. И в этом фильме я впервые увидела Михаила Барышникова, исполнявшего удивительный, потрясший меня номер, в коем он постоянно менял маски: танцовщик проводит рукой по лицу, и вот уже на нем другая маска – и так насколько раз... Миниатюра называлась «Вестрис» – во Франции на стыке XVII и XVIII веков был знаменит танцовщик Гаэтано Вестрис. В свое время его прозвали «Богом танца». И выдающийся балетмейстер Леонид Якобсон поставил на 21-летнего Барышникова миниатюрный балет, он длился около 7 минут, заказав молодому композитору Геннадию Банщикову музыку. Якобсон создал виртуозный изящный мужской танец. Михаил Барышников получил тогда первый приз и Золотую медаль, а номер прочно вошел в его репертуар.
И кто бы мог подумать, что для меня со временем идолом станет Леонид Якобсон! А основной предмет – «основы композиции» будет вести у меня человек, на которого Якобсон делал свои номера. Это Александр Григорьевич Лившиц, мой мастер, первый исполнитель знаменитой хореографической миниатюры «Баба-Яга» на музыку Мусоргского. Он меня и взял на балетмейстерское отделение Ленинградского института культуры имени Крупской...
И в Зеленом зале я в первый раз увидела Надю Павлову – в этом же пространстве шел фильм, посвященный очередному Международному конкурсу артистов балета, проходившему в Большом театре!
Следующим открытием стал демонстрировавшийся здесь фильм «Индийские йоги, кто они?». Потрясению моему тогда не было предела – оказывается, возможности человеческого тела безграничны!..
А через какое-то время я смотрела здесь киноверсию рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда», помню, он шел с субтитрами. И это тоже стало откровением!
Далее были фильмы Тарковского, Бергмана, Феллини...
Благодаря атмосфере Зеленого зала и моим открытиям в нем, переехав в Москву, я стала намеренно выбирать кинотеатры повторного фильма, антуражем напоминающие мне об Уфе, ведь отправной точкой стало пространство «Родины».
И конечно, я помню, как мы семьей (ведь «Родина» всегда была семейным кинотеатром) ходили сюда, стараясь не опоздать и не пропустить выступления в фойе музыкантов, и никогда не забуду самое вкусное в мире мороженое, с дивно хрустящим стаканчиком, а если при закладке в него шарика он ломался пополам, то тебе давали второй – и это было счастье!
Ирина ФИЛИППОВА,
балетмейстер, профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств России и Кабардино-Балкарии, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
балетмейстер, профессор кафедры пластической выразительности Высшего театрального училища имени Бориса Щукина, заслуженный деятель искусств России и Кабардино-Балкарии, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева.
***
В 2016 году я обратилась к Татьяне Анатольевне Разиной с предложением о сотрудничестве в области экологического просвещения. В 2019 и 2020 годах мы провели в фойе кинотеатра двадцать девять «Эко-фемели уикендов».
Поначалу это был шеринг, а если сказать проще – «барахолки», где уфимцы обменивались добротными, но не нужными им вещами. А потом к нам подключились единомышленники – авторы всевозможных мастер-классов, интересные спикеры и даже артисты – как профессиональные, так и самодеятельные. Дирекция кинотеатра всегда выручала, предоставляя нам свою аппаратуру.
В рамках уикендов проходили «Добрые экоуроки» – мы рассказывали о необходимости раздельного сбора мусора, используя мультимедийные средства, викторины, а самым активным участникам вручали пригласительные билеты в кино также благодаря спонсорской помощи «Родины».
За эти два года мы очень сплотились, подружились. Как забыть экологическую елку в «Родине» и другие праздники!?
Добрых проектов было немало. Например, в фойе «Родины» состоялось открытие выставки «Ангелы, которых мы заслужили» фотохудожника Елены Башлачевой. Мы хотели привлечь внимание к проблемам раздельного сбора бытового мусора, его вторичной переработки или использования. Моделями стали красивые люди Уфы, которые разделяют наши убеждения и выступают за бережное отношение к природе. Крылья наших ангелов создавались из бытового мусора, который мы превратили в материал для творчества.
А что сейчас? Раз в месяц мы проводим в «Родине» экологические «Зеленые субботы», куда уфимцы приносят не нужные им, но добротные вещи. Наша дружба с коллективом кинотеатра продолжается, и это, пожалуй, единственная площадка в городе, которая искренне поддерживает просветительскую деятельность, при этом на благотворительной основе. И поскольку мы – не единственные, с кем «Родина» реализует замечательные проекты, то я назвала бы эту огромную работу кинотеатра редким культурным явлением.
Вероника ТРЕГУБОВА,
автор проекта «Добрые экоуроки», куратор регионального проекта «Зеленая суббота».
автор проекта «Добрые экоуроки», куратор регионального проекта «Зеленая суббота».
Полосу подготовила Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА
и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА
и Лилии ЗАГИРОВОЙ.
27-07-2023 (0) Просмотров: 738 Номер: 52(13705) Версия для печати