$ - 91.6918
€ - 98.5602

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

С позывным «Кайтыр»

Если вместо вьюнка выросла ипомея трёхцветная…

«Вид прекрасного хора вещей»

Ильдар Абдразаков вновь приедет к нам

Спиннинг: не всё однозначно!

Мир духовности и гармонии художника Рашита Хабирова


Мир духовности и гармонии художника Рашита Хабирова

«Творчество – это жизнь». Именно так определяет характер своей деятельности заслуженный художник Российской Федерации и Республики Башкортостан, член-корреспондент Российской академии художеств Рашит Султанович Хабиров, отмечающий нынешним летом свое 70-летие.
Рашит Хабиров - представитель той плеяды ведущих мастеров башкирского изобразительного искусства конца ХХ-начала ХХI веков, которых отличает внутренняя культура, интеллект. Его искусство концентрирует в себе высокое профессиональное мастерство, широкий спектр тем философско-нравственного содержания, воплощённых в различных жанрах живописи – в картине, портрете, пейзаже, натюрморте. Это цельный, трудолюбивый человек, последовательно проводящий линию реалистического искусства. Блестящий рисовальщик, он именно рисунок закладывает в основу своих произведений, всегда добиваясь их композиционной, пластической законченности.
Родился Рашит Хабиров в Уфе в 1953 году. Он получил замечательное профессиональное образование первоначально в художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, закончил которую в
1971-м. Затем, в 1977 году, закончил отделение станковой живописи этого института, где занимался у педагога Виктора Григорьевича Цыплакова, учившего студентов не только мастерству, но стараясь зажечь в их душах огонь творчества. Годы пребывания в Москве с её крупнейшими в мире музеями, концертными залами, с фанатической отдачей учебному процессу многое дали молодому художнику для его профессионального и интеллектуального развития. «Меня всегда привлекала классическая академическая живопись мастеров позднего Возрождения, малых голландцев, чьи работы я копировал в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В Третьяковской галерее я особенно пристально всматривался в пленэрную живопись Александра Иванова. Увлекался техникой и технологией живописи, и, копируя работу Питера Брейгеля, соблюдал его приёмы письма на деревянной доске. В Уфе в художественном музее я также изучал полотна классиков, живопись Михаила Васильевича Нестерова», - вспоминает Рашит Султанович.
Не последнюю роль в становлении художника сыграла неоднократная работа на творческой даче «Академическая», где он пользовался советами видных мастеров советского искусства А. Горского, А. Левитина, Ю. Кугача.
Возвратившись в 1977 году в Уфу, Рашит окунулся в активную творческую атмосферу жизни сообщества башкирских художников. Это было интересное время, когда рядом работали такие самобытные, известные в стране мастера, как Ахмат Лутфуллин, Борис Домашников, Рашит Нурмухаметов, Александр Бурзянцев, Адия Ситдикова, Павел Салмасов, обладающие своим поэтическим и живописным почерком, и чьи произведения всегда несли высоко нравственное содержание. Это заставляло думать и много работать.
За более чем сорок лет творческой деятельности Рашит Хабиров сумел создать в произведениях свой художественный мир, отражающий его размышления о смысле, красоте бытия. Сегодня характер дарования этого замечательного живописца по степени серьёзности философско-нравственной позиции и профессионального уровня как нельзя более точно определяет понятие «мастер».
Уже с первых работ молодой автор заявил себя приверженцем портретного жанра. Хабиров создал серию портретов выдающихся деятелей искусства республики, продолжив тем самым традицию, основанную башкирскими мастерами старших поколений – Касимом Девлеткильдеевым, Ахматом Лутфуллиным. В этой серии – полотна, воссоздающие образы композитора Загира Исмагилова, актрисы Зайтуны Бикбулатовой, балерины Зайтуны Насретдиновой, художника Бориса Домашникова (все - 1989), пианиста Сергея Дукачёва (1990)… Все эти произведения отличает в известной степени лаконизм композиционного решения. Нейтральный фон позволяет автору подчеркнуть выразительность силуэтов и поз героев, а приближенное к зрителю их изображение – вглядеться в их глаза и лица. И лишь в некоторые работы художник вводит одну-две детали, акцентирующие сферу деятельности героя. Живописец мастерски пишет портреты, добиваясь совершенства рисунка, убедительной передачи портретного сходства, а главное, наполняя полотна образной глубиной. Он выявляет в своих героях интеллект, одухотворённость.

Мир духовности и гармонии художника Рашита Хабирова[/center]
«Память» (1982).


Мир духовности и гармонии художника Рашита Хабирова
[center]Портрет Зайтуны Бикбулатовой (1989).


Позже Рашит Султанович открыл новую страницу этого альбома, создав галерею портретов ведущих артистов современного башкирского балета – Елены Фоминой, Руслана Мухаметова (оба - 2003), Гульсины Мавлюкасовой (2004), а также большое количество композиций, объединенных темой «Балет». Они стали результатом почти трёхлетней его работы непосредственно в театре, где он наблюдал работу своих героев в спектаклях, делал натурные зарисовки артисток балета в пачках, пуантах, отдыхающих после репетиций или готовящихся к выступлению. Выявляя их возвышенность, грацию, изящество, автор в то же время в ряде работ подчёркивает атмосферу постоянного, напряжённого труда, в результате которого рождается искусство.
Народного артиста Башкортостана Руслана Мухаметова художник изображает в сценическом костюме властного повелителя Арсланбая из балета «Журавлиная песнь» Льва Степанова. Он словно улавливает то мгновение, когда артист в момент паузы между выходами на сцену отдыхает в гримёрке. Его поза несколько расслаблена, но лицо, взгляд выдают состояние глубокой сосредоточенности, размышления. Костюм героя подчёркивает мужественность образа, что акцентировано и колоритом портрета с сочетанием активных белых, черных, красных тонов. Выразительное лицо артиста, его красивые руки и фигура, тонкое письмо и рисунок портрета – всё это замечательно выявляет его одухотворённое начало.
Одна из лучших работ мастера этого цикла и «Портрет Рудольфа Нуреева» (2004), чья карьера начиналась в Уфе. Произведение находится в коллекции мемориального музея прославленного артиста в Башкирском государственном театре оперы и балета.
Эти произведения Рашита Хабирова вошли в историю башкирской живописи наряду с другими произведениями, воплощающими одну из основных тенденций изобразительного искусства республики, направленных на отражение национальных тем, колорита и жизни родного народа. Этой тематикой объединён цикл произведений мастера, среди которых композиции-натюрморты, в коих запечатлены элементы старинных башкирских женских и мужских костюмов, портретные полотна «Айсылу, дочь Амира» (2007), «Гузель из племени Кубаляк» (2016) и другие. Название последней говорит о том, что автор стремится к созданию типического образа представительницы определённого рода башкир, и его задачей является убедительная достоверность в передаче её облика. В том, с каким эстетизмом, вниманием написаны детали костюма героини, её лицо, звучат чувства любви и уважения художника к народным традициям, к людям, достойно их сохраняющих.
Композиционный портрет «Алпамыша-батыр» (2015) воплощает размышления художника о стойкости, мужестве и красоте башкирского народа. Его персонаж – герой башкирского эпоса, богатырь, который боролся и побеждал в борьбе за порядок и справедливость на своей родине. Слито с природой изображение присевшего на одно колено батыра, уверенным жестом натягивающего тетиву лука. Его гибкая, подвижная фигура, движение рук, выражение лица – олицетворение уверенности и мужественной собранности. Полыхающие краски осеннего пейзажа на фоне привносят в композицию героическое звучание.
С приятным ностальгическим чувством воспринимаем мы сегодня реализм Рашита Хабирова, создателя ряда жанровых, духовно наполненных полотен – «Художник и время» (1987) с её лейтмотивом размышлений о миссии художника в истории, «Письмо из города» (1999), «Сон» (2006), выражающих сокровенные мысли автора о тепле и уюте родного дома. В них все гармонично - и продуманный сюжет, и ясное развитие действия. Картины мастера основательны во всём – в умении глубоко прочувствовать содержание образов, неспешно и поэтично показать их зрителю, в его совершенной манере письма, крепкого рисунка, композиции, лишённой случайностей.
Лирические, романтические ноты в творчестве мастера с наибольшей силой находят выражение в его натюрмортах, пейзажах.
В Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова собрана замечательная коллекция произведений живописца. Среди них самые ранние работы 1984 года - натюрморты «Завтрак», «Раскрытая книга», «Тромплёйль». Название последнего, ассоциирующегося с русским термином «обманка» (от фр. trompe-l’oeil – обманчивый глаз, обманчивая видимость), говорит само за себя. Молодой автор словно испытывает себя на мастерство и достигает необычайной тонкости, иллюзорности передачи предметов. Одновременно, есть в этой работе качества, которые определяют и иные её достоинства, ставшие характерными для других его произведений. Для Рашита Хабирова никогда не было самоцелью передать только достоверность натуры. В своих произведениях он строит новую реальность, в которой каждый предмет несёт поэтическую, смысловую нагрузку. Их режиссура такова, что она даёт возможность зрителю понять духовный, эстетический посыл художника.
…В 1991 году Рашит Хабиров построил дом в тех излюбленных местах, что рядом с творческой дачей «Академическая», в деревне Вели Тверской области, где живёт и работает в тёплое время года. Близость к природе обусловила новый подход к композиционному решению натюрмортов, составной частью коих теперь стал пейзаж, вид на который открывается из больших окон террасы дома.
Воспроизведённый им окружающий мир в полотнах «Башкирский мёд» (1998), «Ветка рябины» (2000), «Самовар и колокольчики» (2001) согрет столь светлыми и проникновенными чувствами автора, что воспринимается неповторимым в своей красоте и трогательной чистоте. В них – широкое картинное пространство, открывающее окно в мир, напоённый романтическими ароматами жизни. Светоносность цвета, изящество формы воспринимаются как пластическое откровение живописца, умеющего вызвать у зрителя ассоциации, воспоминания. Одновременно, мастерство автора позволяет ему с предельной ясностью отразить своё мироощущение, свою незыблемую веру в вечность красоты жизни, природы. Земное и духовное начала здесь слиты в единое, исполненное нравственного содержания. Всё это сближает искусство Рашита Хабирова с лучшими традициями русской реалистической школы живописи.
В рамки этих традиций вписываются и его чисто пейзажные композиции, созданные здесь же, в деревне Вели. В них – чуткость к живой красоте и многообразию природы. Щемящим душу ностальгическим чувством пронизан холст «Новый забор у бабы Зины» (1996), поэтическое любование натурой – в работе «Жара на Мсте» (2010). Последний созерцателен по настроению, но это то созерцание, когда художник без суетности останавливает мгновение, заставляя зрителя задержать свой бег и внимание, вдуматься в то, сколь величественна и благородна природа во всех своих проявлениях.
В Велях родились, кроме названных, многие другие произведения «деревенского» цикла, чьими героями стали «Русская печка» (1994), «Короб и коромысла» (1998), «Красная смородина» (2000)… В них за каждым предметом встаёт своя жизнь, и их внимательное, с особым тщанием изображение очеловечивает такие понятия, как дом, доброта. В этом мире царят уют и свет, он наполнен духовностью и чистотой. Полотна художника открывают его отзывчивую натуру с тонкой душевной организацией. Произведения этой серии воспринимаются как откровение, как признание любви к Отечеству, к России, и её традициям.
Образы, рожденные живописцем, говорят о зрелости таланта Рашита Хабирова, гуманизме и гражданственности его искусства.
Рашит Султанович Хабиров – с 1977 года участник всесоюзных, всероссийских, зарубежных, республиканских выставок, в 1991-1993 годах его произведения были представлены на Парижском Всемирном осеннем художественном Салоне в Гранд Палас в столице Франции. С персональными выставками он объехал ряд европейских стран. В его активе также участие в масштабных международных проектах – к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (2005) в Москве, «Единение» (2007) в Нижнем Новгороде и другие. Сегодня Рашит Хабиров уже сам является опытным руководителем тех групп молодых художников, которые приезжают работать на творческую дачу «Академическая».
В июле нынешнего года в Российской академии художеств прошла персональная выставка его произведений, юбиляр был отмечен высокими наградами – золотыми медалями Российской академии художеств и Союза художников Российской Федерации имени В.И. Сурикова, которая сопровождена формулировкой: «За выдающийся вклад в развитие российского изобразительного искусства».
Валентина СОРОКИНА, заслуженный работник культуры России и Башкортостана, лауреат премии имени Павла Третьякова.
Снимки предоставлены автором и из открытых источников.

Дата создание новости 14-08-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 289     Номер: 56(13709)     Версия для печати

03 мая 2024 г. №30(13774)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.