$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Из рода настоящих Мастеров

Не счесть жемчужин в творчестве Салмасова...


 Не счесть жемчужин  в творчестве Салмасова...

В марте нынешнего года восемьдесят пять лет со дня рождения отметил заслуженный художник России, народный художник Башкортостана Павел Салмасов. Юбилею Павла Петровича посвящена открывшаяся в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Васильевича Нестерова выставка его произведений, отражающих творческое кредо и самобытный живописный талант большого мастера.

“В тебе живёт жемчужина живописи, не будешь работать - умрёт”, - сказал однажды своему ученику Павлу Салмасову его духовный наставник и учитель Александр Эрастович Тюлькин. Жемчужина не умерла. Павел Петрович взрастил её своим великолепным талантом, трудолюбием, душевной отдачей. И сегодня искусство этого художника - одна из ярчайших жемчужин в россыпи имён, составляющих славу башкирской живописи.
Павел Петрович живёт в Уфе с 1941 года. Сюда семья Салмасовых переехала вместе с эвакуированным заводом, на котором работал отец юбиляра Пётр Фёдорович. Их поселили в ветхом частном доме, в котором зимой трудно было согреться. Отец тяжело заболел и вскоре скончался от воспаления лёгких. “Жизнь нашей семьи сразу же изменилась: она стала настолько тяжёлой, что в 1944 году мне пришлось бросить школу и пойти работать на эвакуированный из Москвы завод № 49 электриком-оператором муфельной печи”, - вспоминает живописец. Закончив школу в послевоенные годы, Салмасов в 1948-м поступил на художественное отделение Уфимского театрально-художественного училища (ныне - Уфимское училище искусств). Перенесённые Салмасовым испытания сформировали в нём жизнестойкость, трудолюбие, а природа не обделила талантом.
Его творческая биография начиналась в Сибае, куда он приехал работать в 1955 году. Жил здесь Павел недолго, в 1957-м вернулся в Уфу. Ещё тогда он открыл для себя красоту этих мест - Зауралья. Многие годы возвращался сюда для работы - в поисках новых впечатлений и сюжетов, наблюдал, как новая мирная жизнь меняет этот край, делал множество этюдов и зарисовок.
Экспонирующиеся произведения демонстрируют, как постепенно Павел Салмасов взращивал “жемчужину живописи”. В числе ранних произведений на выставке представлены пейзажи “Сентябрь” (1966), “Новая ветка” (1967). Несмотря на некоторое влияние распространённого в те поры в советском искусстве “сурового” стиля, тяготеющего к монументализации пластики, обобщённости письма, очевидно, что в основе произведений художника лежит живописное начало, являющееся главным выразителем его поэзии, чувств и настроений.
В истории российского, башкирского искусства давно сложилась оценка творчества Павла Салмасова как художника, плодотворно работающего в различных направлениях. В экспозиции можно увидеть и жанровые полотна, которые родились в результате поездок по республике, знакомства и дружбы с людьми, живущими в деревнях Зауралья.
Из сделанного однажды в 67-м беглого наброска родилась картина “Материнство” с незатейливым на первый взгляд сюжетом. Но глубина её мудрости, теплота выходят за рамки сюжета, претворяясь в собирательный образ человеческого счастья, добра, домашнего уюта. Столько обаяния в этом полотне, обыгранном нарядными деталями убранства деревенского дома, звучанием мажорных красок!
В том же году Салмасов написал большой
холст “Хлебороб. Конец страды” с яркой звучностью цвета и ощущением праздника, который испытывает не только её молодой герой, но и сам автор, понимающий цену жизни, труду. Как и другие художники его поколения, на чью долю в годы войны выпали лишения и беды, Павел Петрович по-особому, с обострённым чувством воспринимал красоту мирной жизни, в чём убеждает зрителя и работа “Семья. Мирный сон” (1969-1987) с ее образной глубиной и эстетичностью подачи сюжета. Высокая простота этих картин наполнена глубоким человеческим смыслом, радостью, надеждой.
Созвучна им по содержанию и пейзажная живопись художника. Родники своего вдохновения он черпал в милом его сердцу Зауралье, где горы бывают розовыми или серебристо-сиреневыми, потому что сложены они из разноцветных уральских яшм. “Лучше этих мест ничего не видел, - говорит Павел Петрович. - Горы, степи, озёра, леса - всё здесь есть. На гору взойдёшь - такой простор открывается!”
Вот почему основными “действующими лицами” большинства полотен мастера с их широким картинным пространством стали переливающийся разноцветьем Ирендык, голубые озёра и чистые родники. В его полотнах “В горном ауле Гадельша” (1972), “Утро. Новая деревня” (1974), “В горах Ирендыка” (1984) - величие скал, широта земли, вольно раскинувшиеся леса. Мир этот непременно населён людьми - здесь пастух со стадом, отдыхающие доярки, путник, припавший к роднику... Стремление показать гармонию жизни человека и природы выступает как доминанта большинства произведений мастера.
Салмасов обладает удивительным даром поэтически просветлённого восприятия, умением видеть цветовое богатство окружающего мира. Его живопись насыщена множеством оттенков, декоративна. Он пишет тонко, добиваясь при сложной разработке цвета мягкости тональных переходов. Полифония его красок складывается в мажорную, светоносную гармонию, воплощающую мечтательно-поэтическую лирику художника.
В картине 1974 года “В теплицах химзавода” заключены размышления автора о деятельности на земле человека, который создаёт новый мир. Этот человек строит мощные современные предприятия и понимает главное - мир становится красивым по его воле, творится его руками. Кстати, в 1965-1967 годах Павел Петрович с группой художников Башкирии выполнял комплексное оформление Уфимского химического завода, и его длительные натурные наблюдения легли в основу этого большого полотна.
Павел Салмасов стал одним из зачинателей таких форм монументального искусства в республике, как мозаика, панно. В 1965 году фасад Уфимского химзавода украсило первое в республике мозаичное панно на тему “Нефтехимия”, исполненное им в соавторстве с Михаилом Назаровым, Борисом Палехой, Николаем Русских.
...За плечами мастера большая творческая жизнь. Более пятидесяти лет отдал он любимому делу - живописи. Настоящая выставка замечательного художника Павла Петровича Салмасова воспринимается как символ нетленности тех духовных идеалов, которые утверждали Михаил Васильевич Нестеров, Александр Эрастович Тюлькин, богатых живописных традиций, свойственных искусству Башкортостана. А еще она является подлинной школой для молодого поколения.

Валентина СОРОКИНА.
НА СНИМКАХ: Павел Салмасов на открытии своей персональной выставки; одна из его работ; возле Нестеровского музея.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.

 Не счесть жемчужин  в творчестве Салмасова...  Не счесть жемчужин  в творчестве Салмасова...

Дата создание новости 1-04-2015   Комментарии (0)   Просмотров: 2 101     Номер: 61(12709)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.