Живописное посвящение родине
Хатип Сарварович Фазылов сегодня – признанный мастер живописи в нашей стране. Он носит высокие звания заслуженного художника Российской Федерации и Республики Башкортостан. Является обладателем Серебряной медали «Традиции, духовность, мастерство» Секретариата Союза художников РФ (2008). С 2005 года возглавляет правление Регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан.
В этом году художник отметил свой шестидесятилетний юбилей. Он родился в 1960 году в одном из красивейших уголков Башкортостана – в деревне Янаулово Абзелиловского района, где пологие цепи холмов сменяются широкими долинами с реками, по весне бурными, а летом с плавным течением прозрачных вод. Пейзажи родных мест затем найдут отражение во многих поэтических полотнах живописца. С детства он был старательным, так же, как и его братья, сестра приучен к сельскому труду.
«Рисовать я любил всегда. Однажды, - рассказывает Хатип Сарварович, – когда был еще подростком, я увидел в журнале репродукцию с картины Лутфуллина «Праздник в ауле», которая открыла для меня новый мир – мир искусства, способный так интересно отразить жизнь башкирского народа. Я стал делать наброски, как портретные, так и отдельных сцен, сделал много зарисовок на сабантуе. Видя любовь к рисованию, мои родители не препятствовали моему желанию стать художником, и после восьми классов мама отвезла меня в Уфу, я стал учиться в Республиканской художественной школе-интернате, которая теперь носит имя Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева». Затем были четыре года учебы в Уфимском училище искусств, в 1979-м – успешная защита диплома.
Главным своим учителем Фазылов считает Ахмата Фаткулловича Лутфуллина, в мастерскую которого он приходил каждую неделю, будучи студентом, и наблюдал, как рождаются полотна мастера.
Как будто сама земля объединила двух башкирских художников, уроженцев Абзелиловского района, Ахмата Лутфуллина и Хатипа Фазылова в их стремлении к многогранному раскрытию в искусстве жизни, истории, судеб родного народа, края. Знакомство с крупнейшим живописцем А.Ф.Лутфуллиным и его творчеством оказало бесспорное влияние на становление творчества молодого художника, на формирование его духовного мира. Вместе с тем Фазылов сумел найти собственные сюжеты, интонации, изобразительные приемы в раскрытии этих тем.
Юбилею Хатипа Сарваровича Фазылова Башкирский государственный художественный музей имени Михаила Васильевича Нестерова посвятил выставку его произведений из собрания музея и самого автора.
Среди них - серии ранних работ Фазылова – натурные пейзажи «Гора Корьятмас», «Зауралье в декабре» (обе 1983). В них уже заложена творческая концепция автора: его умение, отойдя от прямого копирования натуры, создать в произведении поэтический живописный образ. Динамические развороты пространства, смелый, широкий мазок, плотность глубоких красок – все находится в гармонии с драматургией работ.
В экспозиции представлена пейзажная живопись художника разных лет, что говорит о его приверженности этому жанру – «В степи» 1995, «Урал-тау» 1998, «В горах Зауралья» 2006, «Осень» 2007. Глядя на них, понимаешь, сколь пронзительны чувства любви автора к своей малой родине. Характерные мотивы башкирских степей, гор получают в его полотнах многообразную колористическую композиционную оранжировку. «Здесь каждый холм, каждый камень имеют свою историю», - говорит художник, рассказывая о своей родине. Потому его пейзажи неизменно эпичны, дышат ощущением величия, извечности существования этого мира. Особой романтической красотой отличаются композиции Фазылова последних лет «Абзелиловские горы» (2016), «Затмение» (2018) с их акцентированной цветовой насыщенностью. Их символико-метафорический смысл олицетворяет размышления автора об истории и красоте родной земли.
Непростыми для нашего искусства были перестроечные 1980-е, начало 1990-х годов, когда, утратив идеологическую заданность, оно обрело неожиданную свободу, и не каждый художник мог найти свою нишу в этом открывшемся пространстве. Для Хатипа Фазылова никогда не стоял вопрос – о чем писать? Он целиком погрузился в тот мир, с которым кровно и духовно связан.
С начала 1980-х годов он обращается к жанровой живописи, темами которой становится сельская жизнь в ее сегодняшнем («Сенокос», 1984) и историческом преломлении («Старая печь», «Стан тамьянцев», обе – 1996).
Талант художника нашел признание. Работа 24-летнего живописца «Сенокос» экспонировалась в Москве на выставке «Советская Россия» и была приобретена Министерством культуры РФ и затем передана в фонды Нестеровского музея. Бытовые сюжеты в трактовке художника обретают характер священного действа, определяющего жизненные устои, традиции башкирского народа. Колористическое решение полотен созвучно стилистике башкирской школы живописи с ее традиционным вниманием к декоративной выразительности произведений.
Размышления автора о мудрости, достоинстве родного народа звучат в композициях «Еренсэ сэсэн» (1998), «Мугалим. Народный учитель» (1997). Глубина постижения стойкости и величия народного духа – в полотне «Рогервикский марш» (2003), посвященном памяти узников Рогервикской крепости, где томились в неволе Салават Юлаев и его сподвижники; а также в портрете «Комбриг Муса Муртазин» (1998).
Реалистическая в своей основе живопись художника в работах «Автопортрет. Сквозь времена» (1998), «Абдрахман» (2000) обретает несколько стилизованные формы цвета и пластики, что обусловлено их символико-метафорическим смыслом. Романтическая окраска авторских интонаций углубляет поэтику полотен.
Несмотря на свою загруженность общественной работой в должности председателя Союза художников Башкортостана, Хатип Сарварович Фазылов не сбавляет творческий ритм, на каждой республиканской выставке мы видим его новые работы. Так случилось и с картиной «Мы вернемся» (2010), экспонировавшейся на выставке, посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ее лейтмотив – вера народа в неизбежную Победу - воплощен всем жизнеутверждающим строем полотна. Неподдельная искренность, ясность, внутренняя чистота, которые свойствены картине – непременные составные его творческого метода.
Сущность многогранного творчества мастера – в его самобытности, в исконно национальном характере и мироощущении, которые исходят от жизненных впечатлений автора, берущих начала у истоков народной жизни.
Произведения Хатипа Сарваровича Фазылова находятся в собраниях Башкирского государственного художественного музея имени имени Михаила Васильевича Нестерова, картинных галерей Магнитогорска, Набережных Челнов, Когалыма (Тюменская область), Полномочных Представительств Республики Башкортостан в Москве, Челябинске, Генеральной Дирекции «ТЮРКСОЙ» (Анкара), краеведческого музея Туймазов, Дома дружбы народов (Уфа), в частных собраниях в России, Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Испании, Франции, Югославии, Японии...
Валентина СОРОКИНА.
На снимках: работы Хатипа Фазылова «Автопортрет. Сквозь времена»; «Мугалим. Народный учитель»; «Вечер. Стан тамьянцев».
На снимках: работы Хатипа Фазылова «Автопортрет. Сквозь времена»; «Мугалим. Народный учитель»; «Вечер. Стан тамьянцев».
22-09-2020 (0) Просмотров: 993 Номер: 66(13445) Версия для печати