$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Счастливые часов не наблюдают!


Счастливые часов не наблюдают!

С раннего утра и до позднего вечера весь коллектив Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан – все его актеры и цеха находятся в режиме максимальной концентрации сил и эмоций. Уже завтра премьерой спектакля «Горе от ума» откроется 162-й очередной творческий сезон.
Самому Александру Грибоедову не дано было увидеть свою комедию на сцене – цензоры не разрешили ее постановку. Зато пьесу читали – и еще как! Сорок пять тысяч рукописных экземпляров передавались из рук в руки по всей России!
Читали и мы с вами. Знаем хлесткие монологи и меткие цитаты, половина из которых, по верному пушкинскому пророчеству, вошла в пословицы: «Счастливые часов не наблюдают!», «А судьи кто?..», «Свежо предание, а верится с трудом…», «Карету мне, карету!..» Помним вкратце и содержание: «Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку…»
А дальше что? Дальше начинается сегодняшняя жизнь пьесы на театральной сцене. В спектакле заняты все до единого актеры театра, а также балетная группа! Ведь здесь, на этом вселенском маскараде, решается поистине бытийный вопрос: удастся ли Александру Андреевичу Чацкому противостоять всему фамусовскому свету или конец его пути неотвратим?..
Режиссер Игорь Селин знаком уфимскому зрителю по спектаклю «Маскарад». Драму Михаила Юрьевича Лермонтова он поставил в ГАРДТ в 2010 году, но она до сих пор продолжает собирать аншлаговые залы.
Что касается новой работы, то Игорь Геннадьевич, не любящий давать долгих интервью, в коротких перерывах между репетициями поделился некоторыми своими размышлениями:
«Мне кажется, «Горе от ума» (или, как интерпретировали это название – «Горе уму», а сегодня его надо трактовать, скорее, как «Горе ума») – вневременная пьеса. Александр Сергеевич Грибоедов написал всего одно большое драматическое произведение, ставшее великим и не теряющее своей актуальности. Мне кажется, что это было какое-то гениальное откровение.
Грибоедов – это, прежде всего, человек, который был бесконечно предан России. И эта актуальность, которую он трансформировал в свой гениальный текст, попадает в любую эпоху. Сегодня «Горе от ума» звучит, мне кажется, не то что современно, а суперсовременно! Любая фраза, любая реплика попадает не в бровь, а в глаз!
Счастливые часов не наблюдают!

Что касается Чацкого, то каждое время, каждая эпоха трактует сей образ по-разному. Я не впервые обращаюсь к этому материалу, и даже то, что я думал десять-пятнадцать лет назад, сегодня претерпело изменения. Но определяющие вещи, как мне кажется, остаются неизменными. Чацкий – это человек с неравнодушным сердцем, у которого болит душа за то, что происходит на его Родине. И эта тема, несомненно, сближает его с автором, поскольку и Александр Сергеевич Грибоедов был истинным патриотом своего Отечества, в прямом смысле отдавшим за него свою жизнь.
Сегодня его пьеса как нельзя лучше и точнее попадает в любого из нас, потому что всегда наступает момент, когда человек должен определиться, с кем и где он... Чацкий как раз определился! И он, конечно же, личность!
Эта пьеса про молодых – ведь перед нами молодое поколение: Чацкий, Софья, Молчалин, Скалозуб, Лиза. Это поколение, которое вступает в жизнь, которое определяет будущее. И от того, как оно формирует себя, настраивает себя, зависит, что будет ждать нас дальше.
Режиссер материал пропускает через себя и преломляет хрестоматийность драматургии, некий стандартный взгляд на нее. У зрителя ведь тоже есть свое представление о пьесе: «Горе от ума», ну, все
понятно…
Сегодняшний театр должен быть нужным – он должен слышать время! Не хвататься за модные атрибуты, а поднимать серьезные темы, и Грибоедов, безусловно, это делает. Мы должны предложить неожиданное – не вывернутое наизнанку, а именно неожиданное! – видение классики. Тогда возникает момент творчества, ради которого и существует театр!»
Роль Чацкого в спектакле режиссер доверил двум исполнителям, которые будут играть в очередь, – заслуженному артисту Республики Башкортостан Вячеславу Виноградову и Вадиму Магасумову. В роли Павла Афанасьевича Фамусова – заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан Александр Федеряев. Молчалин – актер Антон Болдырев. А вот решение образа Софьи Павловны весьма неожиданно – ее репетируют сразу три актрисы: Анна Коренько, Юлия Тоненко и Олеся Шибко. Впрочем, не будем раскрывать всех секретов постановки. Поверьте, что они будут, ведь творческая фантазия режиссера неисчерпаема!
Билеты на все четыре октябрьских показа были раскуплены буквально за считаные дни, а это значит, что зрительский интерес к классике, как и прежде, не угасает!
А уже 26 октября состоится следующая премьера. Молодой постановщик Павел Пронин, выпускник режиссерского факультета Российского института театрального искусства – ГИТИС (мастерская народного артиста России Леонида Хейфеца), работает над спектаклем «Звездопад» по знаменитой повести Виктора Астафьева. Эта постановка – дань памяти большому писателю, чей столетний юбилей будет отмечаться в мае будущего года.
В начале 1980-х на сцене Русского театра шел спектакль «Прости меня». Он был поставлен режиссером Валерием Бароновым, а в основу его легла инсценировка повести «Звездопад», сделанная самим Виктором Петровичем. Главную роль в том спектакле играл Владимир Сергеевич Абросимов.
Прошло время, и театр снова вернулся к этому материалу, в котором будут играть совсем молодые артисты, недавно пополнившие труппу Русского академического…
Счастливые часов не наблюдают!

…Третий год Великой Отечественной войны. Тыловой госпиталь. Девятнадцатилетний Миша Ерофеев, еще не видевший жизни, но уже знакомый со смертью, приходит в себя после операции. В теплом, приглушенном свете настольной лампы он видит совсем юную медсестру Лиду.
«Любовь – старая штука, но каждое сердце обновляет ее по-своему», – вспомнит слова какого-то поэта Миша. «Не ко времени все это у вас», – скажет мать Лиды, ведь до конца войны еще далеко, и рядовой Ерофеев должен будет вернуться на передовую. «Пусть остановится война на день, на час, на минуту!» – будет шептать Лида…
А пока над головами влюбленных мерцают и перемигиваются бессонные, добрые звезды…
Третьей премьерой 162-го сезона театра станет добрая лирическая история «Джек». Пьесу Виктора Ольшанского репетирует хорошо знакомый уфимцам режиссер Игорь Черкашин. Эта трогательная история об одиночестве, отношении людей к жизни, об обретении смысла и, конечно же, о всепобеждающей любви наполнена мудрым и мягким
юмором. Светлая и душевная сказка станет прекрасным подарком зрителям в преддверии новогодних праздников.
…Открытие сезона – это всегда точка отсчета, волнующий момент, который задаст тон новому театральному году. В Русском драматическом счет идет на часы. Впрочем, когда люди заняты любимым делом, на циферблаты смотреть некогда. Это ли не счастье?!
Елена ПОПОВА.
НА СНИМКАХ: фрагменты репетиции.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


P.S. В этот вечер театр приглашает своих гостей прийти пораньше, ведь в 17.20 в фойе нас ждет феерическое выступление одной из лучших джазовых вокалисток России – Ирины ОСТИН и ее потрясающей команды - Сергея ОСЬКИНА (контрабас) и Игоря АТАПИНА (клавишные). Великолепное трио заслуженных артистов Республики Башкортостан создаст неповторимую атмосферу и сделает наш театральный вечер незабываемым!

Дата создание новости 6-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 227     Номер: 69(13722)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.