$ - 91.7791
€ - 98.0270

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

Когда лабораторная работа имеет статус ювелирной


Когда лабораторная работа имеет статус ювелирной

На излете лета в Туймазинском государственном татарском драматическом театре прошла режиссерская лаборатория, посвященная воплощению на сцене прозаических произведений. На театре обращение к прозе не есть новость, а в нынешнее время к подобным поискам тем и сюжетов, созвучных сегодняшнему дню, постановщики обращаются достаточно часто. Мне кажется, это можно объяснить тем, что прозаический текст в каком-то смысле дает и режиссеру, и самому театру больше свободы для творческой интерпретации произведения и насыщения его смыслами (не нарушая авторского замысла, естественно), которые столь важны именно здесь и сейчас.
Для работы с замечательной труппой Туймазинского театра были приглашены трое режиссеров из иных городов и весей. В состав этого трио вошли Дмитрий Акимов, который в свое время был главным режиссером Черемховского драматического театра имени Владимира Гуркина и Томского ТЮЗа. Ныне же выпускник Иркутского театрального училища (по специальности «актер драматического театра и кино» – курс Александра Булдакова) и факультета режиссуры московского Высшего театрального училища (института) имени Бориса Щукина (курс Михаила Борисова) стал главным режиссером Мотыгинского драматического театра. Второй в этой тройке – Булат Гатауллин, выпускник Казанского театрального училища. Ныне он служит в Казанском татарском государственном театре юного зрителя имени Габдуллы Кариева; его опыт как режиссера ныне самый небольшой в числе приглашенных в Туймазы постановщиков. И третьим стал Тимур Кулов, наиболее известный в Башкортостане из всех участников данной лаборатории, поставивший в Государственном академическом русском драматическом театре Республики Башкортостан завоевавший большой зрительский успех спектакль «Вредный элемент» по пьесе Василия Шкваркина. Он в свое время окончил Казанское театральное училище (специальность «актер театра и кино»), а затем московское Высшее театральное училище (институт) имени Бориса Щукина по специальности «режиссер драматического театра» (курс профессора, народного артиста России Леонида Хейфеца). Ныне режиссер Буинского государственного драматического театра и, по словам модератора проекта театрального критика, заведующего литературно-драматической частью Татарского государственного академического театра имени Галиаскара Камала, арт-директора фестиваля «Науруз» Нияза Игламова, Кулов – это человек, живущий между тремя городами – Казанью, Альметьевском и Москвой. Напомню читателям, что в 2021-м Тимур Кулов стал участником Творческой лаборатории современной режиссуры и драматургии «Свой путь», проводимой ГАРДТ РБ, и после работы над эскизом по пьесе Шкваркина был приглашен в Русский академический на постановку спектакля «Вредный элемент». На сегодняшний день этот режиссер весьма востребован в театрах России, и в том числе у него уже несколько приглашений из творческих коллективов Башкортостана, – среди коих тот же ГАРДТ, а также Стерлитамакский русский…
В общем, как вы уже поняли, читатель, даже судя по приехавшим в Туймазинский театр постановщикам, упомянутая уже лаборатория сулила массу ярких впечатлений как самому коллективу, так и зрителям города, население коего насчитывает примерно семьдесят тысяч человек.
Выбор литературного материала, думаю, стал прерогативой уже упомянутого Нияза Рауфовича Игламова. Безусловно, казанский гость согласовывал свои идеи с руководителями Туймазинского татарского – директором Русланом Вахитовым и главным режиссером Айдаром Зариповым, в чьих светлых головах и родились идея о лаборатории, которая бы смогла встряхнуть и активизировать труппу на новую, сродни эксперименту, работу, а также порадовать зрительскую аудиторию. Тем более что итоговые эскизы, времени на создание коих отводилось совсем немного, оценивали не только приглашенные эксперты – театральные критики: профессор кафедры истории и теории искусства УГИИ, доктор философских наук, кандидат искусствоведения Галина Вербицкая; заведующая кафедрой истории и теории искусства УГИИ, кандидат искусствоведения Айсылу Сагитова; театровед Дина Давлетшина, а также сам Нияз Игламов, но и фактически полный (несмотря на будний день) зал. И как тут не сказать о том, что публика Туймазинского татарского заслуживает отдельной строки – преданная, горячо любящая и сам театр, и его актеров, активно участвующая в жизни ТГТД, пустых залов в котором не бывает в принципе; приходящая на спектакли с цветами для своих кумиров!
Теперь о материале, который был преподнесен постановщикам для воплощения его в эскизах.
Дмитрий Акимов представил свое видение рассказа «Беспокойный день рождения», который написал лауреат Республиканской премии Татарстана имени Мусы Джалиля, победитель конкурса молодых писателей «Волжские чайки» (Гран-при), конкурса в сфере журналистики и масс-медиа «Хрустальное перо» (в номинации «Дебют»), член Союза писателей и Союза журналистов Татарстана Рустем Галиуллин.
Булат Гатауллин воплотил на Камерной сцене театра эскиз по рассказам Ркаила Зайдуллина «Салиара – название цветка», «Женщина с дурным глазом», «Белая собака». Добавлю, Ркаил Рафаилович Зайдуллин (Зайдулла) – татарский поэт, писатель, драматург, публицист, переводчик, журналист, литературный критик, Народный поэт Татарстана, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая, премии комсомола Татарстана имени Мусы Джалиля.
А Тимур Кулов стал автором эскиза по рассказу (а скорее, новелле, быть может, это даже маленькая повесть) «Верность» нашего земляка – поэта, писателя, драматурга, главного редактора журнала «Агидель», обладателя Гран-при Межрегионального поэтического фестиваля «Родники вдохновения»; Гран-при конкурса прозы на грант Главы Башкортостана «Новые горизонты», лауреата Всероссийского литературного конкурса короткого рассказа имени Василия Шукшина «Светлые души» Мунира Кунафина.
…Мунир Сахиуллович приехал на лабораторию в Туймазы, кстати, это не первая попытка поставить его новеллу на театральной сцене. Не так давно свою версию «Верности» привозил в Уфу Салаватский государственный башкирский театр…
…Театральная лаборатория – это всегда некий стресс для труппы, встряска, активизирующая в артистах все, чем богат их инструментарий, начиная от способа художественного мышления, мышечной активности, образной культуры, умения присвоить текст, а также судьбу того или иного персонажа, взглянуть сквозь призму размышлений автора на реалии сегодняшнего дня. В течение в прямом смысле слова нескольких суток (поскольку, работая над образом, артист не придерживается расписания, характерного для представителей иных профессий), ведомые своими наставниками, в тесном сотворчестве с ними исполнители – а занята в лаборатории была вся труппа Туймазинского татарского – трудились над созданием эскизов, иные из которых, возможно, со временем, доработанные и расширенные до размеров полноценного спектакля, пополнят афишу театра.
В итоге все три команды, коих сподвигли на творчество приглашенные режиссеры, показались блестяще, подарив чудесному туймазинскому зрителю множество «открытий чудных», несказанно, добавлю, порадовав и критиков, анализировавших эскизы сразу же после их представления залу. Но руководство театра, ценя свою публику и тонко понимая, что личное участие в процессе есть залог особой включенности зрителя в труды и дни творческого коллектива, также предложило высказаться и залу, что называется, с пылу, с жару. И столько интересного и крайне любопытного, наряду с традиционной комплиментарностью, касающейся «своих», и наивным «понравилось – не понравилось», прозвучало из уст тех, кто, презрев будничные заботы, устроился в чрезвычайно уютном и ухоженном зале театра, поспешив на целый день прийти на творческий отчет по итогам лабораторной работы, услышала я, волею судеб примкнувшая к десанту уфимских критиков! И это заставило меня внутренне восхититься вниманием, тонкостью восприятия и умением нашего народа зрить в корень поставленной проблемы!
Не стану цитировать критиков, выступавших в процессе обсуждения, каждый из них – хорош по-своему, и каждый сумел дать очень точные характеристики увиденному, начиная от эталонных «разборов» Галины Яковлевны Вербицкой, эмоциональных, исполненных импульсивности высказываний Айсылу Сантимировны Сагитовой, и заканчивая умением щепетильной и рассудительной Дины Гатуевны Давлетшиной вернуть на землю тех постановщиков и исполнителей, которые в порыве творчества могут потерять почву под ногами. Для того, чтобы оценить блеск мысли и великолепие глубоких выводов, остроумия, и эрудиции критиков, а также скромное обаяние народной мысли, прорвавшейся из зала, нужно было оказаться в пространстве Туймазинского театра. Мне в этом смысле повезло больше, чем Вам, читатель. Но я не рискну погружать Вас в тонкости анализа постановки… Позволю лишь себе несколько личных характеристик эскизов, созданных в процессе лаборатории.
Итак, «Беспокойный день рождения» Дмитрия Акимова по рассказу Рустема Галиуллина в первую очередь вызвал во мне некое фантомное ощущение знаменитой песни Марка Минкова на стихи Игоря Шаферана:
Еще до встречи вышла нам
разлука,
А все же о тебе я вижу сны,
Да разве мы б прожили
друг без друга,
Мой милый, если б
не было войны…
Вообще, эскиз пробудил в памяти массу ассоциаций, связанных с картиной или, как он сам говорит, «картинкой» российского графика и живописца Владимира Семеновича Любарова, круто изменившего свою, казалось бы, устоявшуюся жизнь, уехав из Москвы, поселившись в деревне Перемилово во Владимирской области и посвятив свое творчество ее жителям (основная серия – «Деревня Перемилово») – «У каждого свой Ангел». Именно этого Ангела, которого на плече несет по деревенской улочке мужичонка в замызганной кацавейке, напомнила мне героиня эскиза Минниса, роль каковой трогательно и тонко, нешумно исполнила заслуженная артистка РБ Расима Салимгареева. А еще увиденное вернуло меня к карикатурам времен Великой Отечественной, созданным коллективом советских художников, работавших под псевдонимом Кукрыниксы, во всяком случае, бесцеремонные искатели «квадратных метров» тихой и не умеющей постоять за себя Миннисы, после войны так и не нашедшей своей второй половинки, очень уж похожи были на те рисунки Кукрыниксов, на которых они изображали гитлеровцев…
И страшным откровением для всех прозвучал на обсуждении вопрос Галины Яковлевны Вербицкой: «Так ради кого наши деды и отцы боролись с фашистами?!»
Вот и снятся приближающейся к краю своей земной жизни, истаявшей, словно свеча на ветру, Миннисе сны о том, что возлюбленный, пообещавший вернуться с войны и не сдержавший слова, сгинувший в огне сражений, стучит в дверь ее одинокой, исполненной запахом опрятной старости квартирки и, подняв невесту на руки, как в любаровской картине, несет подальше от распоясовшегося воронья куда-то туда, в направлении несбывшегося счастья… И в моей памяти всплывает сцена из замечательной пьесы Тансулпан Хизбулловны Гариповой «Убежавшие в счастье»:
Какой бы мы красивой
были парой,
мой милый, если б
не было войны…
Эскиз второй, основанный на образности рассказов Ркаиля Зайдуллы, увел меня, не удивляйтесь, в мир героев великого аргентинца Хорхе Луиса Борхеса. В его игру на грани правды и вымысла, к его фактам и мистификациям, маскирующим за счет жанровой природы рассуждения о серьезных философских проблемах, к его обращению к проблематике человеческой памяти – все это увлекло начинающего режиссера и, судя по всему, человека тонкой духовной организации Булата Гатауллина, и он по следам своих ощущений от творчества Зайдуллы, а также Борхеса, Мартина, возможно, Толкиена и многих-многих других, вплоть до Сергея Параджанова, создал на Камерной сцене Туймазинского татарского театра свой мир, в котором пылает огнем загадочный цветок по имени Салиара; по деревне проходит, ни на кого не глядя (но взоры из-за любой калитки, из-за любых ставень следят за ее шагом, провожая роковую красавицу), Женщина в Красном (прекрасная Алсу Валеева), в каждом местечке, в каждом селе или городе есть такая загадочная Дама, к которой устремляются взгляды и помыслы всех мужчин; а еще в темноте опустившейся ночи колдует, читая предсказания одной ей ведомой силы, Бабка Шантай в потрясающем исполнении заслуженной артистки Башкортостана и Татарстана блистательной Римы Ключаревой; и пытается сохранить разум и спокойствие, не потеряться в этом ирреальном мире герой народного артиста РБ, невероятно органичного Айрата Султанова… Я смотрела и думала о том, как этот почти еще мальчик, юный, эмоциональный, влюбляющийся в текст, в образ, в актеров, с коими работает, сумел повести за собой такую мощную, коллекционно подобранную труппу Туймазинского театра?! Как он сумел увлечь их в то пространство вымысла и яви (по образному выражению Нияза Игламова, в любой деревне есть «опасное место», про которое старожилы говорят: «плохое, сюда ходить нельзя»), в коем все эти мастера проявили себя столь ярко и незаштампованно, что я вспомнила фильм великого Сергея Параджанова «Тени забытых предков» и его героев… Эти загадочные миры создавали не только Борхес и Параджанов, Толкиен, Желязны и Джордж Мартин… Мы можем вспомнить сейчас писателя Фазиля Искандера, кинорежиссера Алексея Федорченко и его потрясающий фильм «Небесные жены луговых мари», Эмиля Кустурицу… Да, в конце концов, мордовский, чувашский, башкирский, сербский фольклор! Если артист и режиссер готовы работать с образностью иного порядка, готовы идти на художественный эксперимент, то национальная принадлежность здесь не играет доминирующей роли. Ведь главная национальность на театре – это талант!
Когда лабораторная работа имеет статус ювелирной

И третий эскиз, каковой автор этих строк ждал с особым волнением. Потому, что благодаря спектаклю «Вредный элемент», о котором упомянуто в самом начале, я являюсь поклонницей режиссера Тимура Кулова. И потому еще, что я с большим уважением и интересом отношусь к творчеству Мунира Кунафина и после того, как салаватцы показали в Уфе свою версию его новеллы «Верность», я нашла сам текст и, прочитав его, поняла, что их решение далеко, на мой взгляд, от того, о чем писал Мунир Сахиуллович. Мне кажется, что он человек чрезвычайно тонкий, и все в его произведениях, в частности в «Верности», о которой идет речь, пропитано этими свойственными ему душевной чуткостью и деликатностью… Что же сделает Кулов, смеховая культура в спектакле коего по пьесе Шкваркина доводит до исступления и гомерического смеха публику Русского академического театра?..
Тимур Кулов, соприкоснувшись с таким материалом, оказался режиссером столь же деликатным, сколь деликатен был и автор новеллы «Верность», связанной с убийственной тоской страстно любящей мужа женщины по материнству. И тоска эта невероятно велика. И Нафиса (актриса Динара Вахитова) готова семя будущей жизни принять от человека, которого она выберет сама, лишь бы в ее доме, доселе не слышавшем топота ножек маленького человечка, зазвучал детский смех… Подобно прародительнице Еве, она соблазняет юного внука одной из деревенских соседок Сары (заслуженная артистка РБ Лира Сулейманова), изредка приезжающего навестить бабушку. Но у Сары свои «скелеты в шкафу»… И не менее трагическая история некогда молодой женщины, решившейся на несколько ночей завладеть фронтовиком, вернувшимся на побывку в родную деревню, мужское население которой подчистую полегло на полях боев, обернулись тем, что юный Расуль, ее внук (актер Булат Исламов), некогда лишился дара речи. И возникает мотив того, что однажды совершенный грех не имеет конца, длясь во времени и откликнется внезапными бедами в последующих поколениях… Но Нафиса не задумывается об этом, и даже одуряющий аромат яблонь, цветущих в их любимом с Идрисом (актер Ильсур Миннигалин) саду не подсказал сердцу женщины, задумавшей то, что откликнется в ее судьбе невероятной болью, об опасности первородного греха, в коем замешан невинный человек… Немой полюбивший Нафису Расуль, который не сможет никому ничего рассказать, изгнан; от что-то подозревающей Сары героиня закрылась, словно броней; новорожденный ребенок спит в колыбельке, которую своими руками смастерил отдалившийся от супруги, с трудом переживший ее поступок виноватящий себя Идрис, а беда уже стучит в резные ставни дома, в котором некогда жило счастье…
Когда лабораторная работа имеет статус ювелирной

И что делает Кулов? Дабы не опрокинуться в мелодраму с привкусом восточных сластей, он сажает на авансцене уникального актера, народного артиста РБ Данила Нуриханова, который играет роль Баяниста – эдакого деревенского философа, который, подобно местному летописцу в опорках и комментирует все, что происходит в родной деревне. Аккомпанируя себе на баяне, он то исполняет песни, характерные для той или иной эпохи, то сыплет в зал частушки-нескладушки, поговорки и словечки, характерные для подобных «акынов»… Только-только градус мелодрамы достигает в эскизе режиссера Кулова критической отметки, как меха видавшего виды инструмента начинают дышать с хрипотцой, и озорной, но очень внимательный свидетель того, что происходит в селе, выдает нам очередной «пассаж», исполненный деревенского юмора, устаканивая этим самым действо и двигая его дальше… Айсылу Сантимировна Сагитова в процессе обсуждения поделилась тем, что углядела в баянисте рожденного Нафисой от немого Расуля сына, который знает эту историю лучше всех. Мысль с точки зрения режиссерского решения, безусловно, интересная и нестандартная, но меня не отпускало знание того, чем завершается новелла писателя Кунафина «Верность», и собственно то, насколько парадоксально Мунир Сахиуллович закольцовывает постулат о том, что однажды свершенный грех отнюдь не конечен.
…Нафиса и Идрис, который дал согласие и даже понял, кто отец ребенка, чувствовали, что жить в родных местах будет невозможно (достаточно сказать, что Расуль, узнавший о рождении мальчика, живым укором стоял перед их мысленным взором), они покинули Акмурун. А к концу первого года жизни выяснилось, что мальчик у Нафисы родился слепым и глухим. И в тот день, когда доктор вынес страшный вердикт, немой Расуль, который остался у бабушки на зиму, вдруг заговорил…
Вот, собственно, и все, уважаемый читатель. Мне кажется, что из каждого отрывка может получиться интересный спектакль, но решать это будут руководители театра, ставшие идеологами лаборатории, давшей мощнейший творческий импульс чудесной труппе Туймазинского татарского. Притом провели эту лабораторную работу не на грант, не на какие-то выделенные средства! Напротив, все рассчитав и взвесив, рискнули, организовав уникальное событие своими собственными силами. Волновались? Да! Рисковали? Да! Но Вы ведь понимаете, читатель, кто не рискует, тот не выигрывает. А в данном случае в выигрыше оказались все. Так что будем ждать результатов.
Если позовут еще, уже знакомиться с окончательными итогами трудов, я обязательно вновь поеду в Туймазы.
Илюзя КАПКАЕВА.
Снимки предоставлены Туймазинским театром.

Дата создание новости 23-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 253     Номер: 74(13727)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.