Лабораторная работа
Мнение зрителя тоже учитывается…
Я не могу сказать, что меня поразило количество зрителей, в выходной день собравшихся на показы «опытов» съехавшихся в Уфу постановщиков, ставших участниками очередной Творческой лаборатории современной драматургии и режиссуры «XIX-XXI», реализованной благодаря гранту Союза театральных деятелей России. Добавим, что проект был поддержан российским Минкультом. Так вот, по поводу заполняемости зала: где-то я уже писала, что так называемые лабы, стартовавшие в ГАРДТ в 2013 году, всегда проходят у «русичей» просто блестяще. И зрители, особенно из числа тех, кто регулярно бывает на спектаклях Русского театра, стараются этих «лабораторных» занятий не пропускать. Не покривлю душой и ныне, поскольку лаборатория вновь стала ярчайшим событием в жизни не только самого ГАРДТ, но и в театральной жизни республики и ее столицы. «Лаба» в Русском академическом – это особая культура, в том числе и общения, особая атмосфера – душевности, приязни, радушия, и особый уровень мышления. Недаром же именно ГАРДТ стал «забойщиком» всех «лабораторий» в республике.
Жаль, что энтузиазма, который переполняет обычную публику, недостает коллегам Русского академического по цеху, а в числе тех, кто в эти три дня заполнял залы Большой и Камерной сцен, я обнаружила лишь одну-единственную актрису НМТ, похоже, что остальные (помимо, естественно, тех, кого реально заели текущие дела) ленивы и нелюбопытны. Жаль, поскольку было на что посмотреть и о чем подумать! Увы, никого не заинтересовали загадочные цифры в названии нынешней лаборатории «XIX-XXI», которые думающему режиссеру говорят о том, что, допустим, произведения Александра Сухово-Кобылина ничуть не менее современны, чем пьесы, скажем, Михаила Дурненкова. И данное, для кого-то, быть может, странное, соседство давало лаборатории иной объем и особую глубину. Не обязательно гнаться за нашумевшим модным романом, «прививая его черенок» к стволу театрального древа, дабы завоевать сиюминутную славу в творческом пространстве России. Иногда гораздо большее уважение вызывает погружение постановщика в классику ради поиска в ней ответов на то, что в политических дебатах называют ныне вызовами времени.
В этом смысле на меня сильнейшее впечатление произвел эскиз «Смерть Тарелкина» выпускника РГИСИ Антона Свита, в котором замечательно работали наши известные актеры Вячеслав Виноградов, Александр Федеряев, Сергей Басов и практически еще «новобранец» Сергей Пахомов.
…Думаю, что с особым чувством публика голосовала за эскиз петербургского крымчанина Игоря Лебедева, остановившего свой выбор на произведении Сергея Довлатова «Компромисс». Напомню: по итогам зрительского голосования руководство театра позднее определит, кто из режиссеров получит право постановки на сцене ГАРДТ. То есть разовьет свой эскиз до уровня полноценного спектакля.
В качестве отступления скажу: все, что связано с постановкой каких-то историй о журналистах, для меня сложно – я не очень люблю это смотреть, поскольку мои отданные «Вечерней Уфе» тридцать с лишним лет позволяют мне различать неправду и непонимание того, за что взялись и исполнители, и режиссер. Когда мне впервые попал в руки «Компромисс», я хохотала до последней степени изнеможения, ведь сей свод миниатюр из редакционной жизни писал мой собрат по газетному делу… Но когда я вижу практически карикатурные краски, в коих создатель переборщил с акцентами, я не готова принять это, памятуя фразу Михаила Жванецкого «Дураков нет даже наверху» и на собственной шкуре испытав, что за идиотизмом, случающимся в журналистской жизни, стоит то, что актерам неведомо, и любой изображаемый ими болван тоньше, чем они это себе представляют. Возможно, подобное происходит постольку, поскольку на «лабу» было отведено катастрофически короткое время – эскизы создавались в рекордные два-три дня и о том, чтобы начать размышлять в своем отрывке на уровне тонких тел, никто не думал… Впрочем, я не Баба-яга и просто отмолчалась в процессе «Компромисса», ведь мне и Лебедев симпатичен, и артисты, занятые в эскизе по Довлатову. Они работали с азартом, честно, страстно полюбив предложенный им материал и чуть вусмерть не расшибив молодого актера Антона Болдырева, коего роняли на доски сцены бессчетное количество раз…
И не могу не сказать следующего: сермяжная правда в том, что в Уфе – городе, где родился Сергей Донатович Довлатов, - спектакль по одному из его произведений был бы более чем уместен.
Вчера проходил заключительный этап лаборатории ГАРДТ, и я писала эти строки, не предполагая, чем завершится трехдневный марафон, в коем артисты Русского академического показали себя истинными мастерами. Об этом говорили не только восемь режиссеров, съехавшихся из разных уголков страны, но и критики: заведующая литературной частью Московского ТЮЗа, педагог ГИТИСа, член жюри российских фестивалей Владислава Куприна и доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент УГИИ Галина Вербицкая.
Завершая этот текст, который будет продолжен по итогам лаборатории Русского академического театра, мне остается лишь напомнить читателям, что любой подобного рода проект дает коллективу невероятный творческий импульс и пополняет репертуар новыми спектаклями. В ситуации с ГАРДТ – это «Бесконечный апрель», «Ставангер», «Анна Франк», «Кофейный блюз», «Улыбайтесь, господа!». Согласитесь, немало. Теперь будем ждать результатов лаборатории-2018.
Илюзя КАПКАЕВА.
На снимках: фрагменты эскиза «Смерть Тарелкина»; Галина Вербицкая и Владислава Куприна.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
На снимках: фрагменты эскиза «Смерть Тарелкина»; Галина Вербицкая и Владислава Куприна.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ
и Булата ГАЙНЕТДИНОВА.
13-11-2018 (0) Просмотров: 1 353 Номер: 91(13271) Версия для печати