$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Красота вернулась!

В столице Башкортостана возобновляется постоянная выставка, посвященная золоту сарматов


Красота вернулась!

Золотые олени из Филипповского курганного могильника V-VI веков до нашей эры, завоевав сердца посетителей Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, после шестимесячного отсутствия вернулись из столицы России в Уфу.
Что в себя вобрали эти полгода? Потрясающую экспозицию «Золото сарматских вождей», покорившую Москву, и более полумиллиона просмотров… А в свою очередь выставку «Золото Трои» в процессе этой акции обмена коллекциями нашего Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева УФИЦ РАН и ГМИИ имени А.С.Пушкина посмотрели в Уфе двенадцать тысяч зрителей. Для сравнения – ранее за примерно такой же период количество посещений музея равнялось трем тысячам… Ну и еще то, что наши «Золотые олени» были центром экспозиции в контексте данного события, к которому присоединилась и мощная часть сокровищ из собрания Оренбургского музея (Уфа представила сто двадцать шесть предметов), они не сходили с экранов ТВ, красуясь на всех новостных каналах, стали предметом обсуждения программы «Моя любовь – Россия», главными героями тифлооперы «Сарматский бестиарий» композитора Петра Айду, в конце концов, вытащили из своих «нор» всех наших московских друзей, которые давно уже не ходили ни в один музей, а тут, поддавшись на уговоры земляков, отправились в ГМИИ и затем разразились в WhatsApp восторженными откликами!..
И вот пришел этот час – «Золото Трои» отправилось в Москву, в ГМИИ, а наше «Золото сарматов» в специальных бронированных машинах со всеми мерами предосторожности прибыло в Уфу, и с 24 октября в уже упомянутом Музее археологии и этнографии ИЭИ УФИЦ РАН (улица Карла Маркса, 6) возобновлена постоянная экспозиция, посвященная материалам Филипповского некрополя.
Красота вернулась!

…В минувшую пятницу, придя в музей, мы были несказанно удивлены тем обстоятельством, что в залах особняка в стиле модерн, каковой некогда принадлежал купчихе Елене Поносовой-Молло, а ныне к тому же занял свое почетное место на тысячерублевой купюре, уже идет экскурсия, и внимает пояснениям кандидата исторических наук, научного сотрудника Эльвира Камалеева «племя младое незнакомое». Словно завороженные ходили за Эльвиром Венеровичем маленькие ученики из частной школы «Гармония». А чуть позже их сменили ребята постарше, это были приехавшие на экскурсию из села Бакалы питомцы его школы №1. Подростков сопровождала в путешествие в мир кочевников Великой степи старший научный сотрудник отдела этнографии ИЭИ УФИЦ РАН, кандидат исторических наук Зифа Фаритовна Хасанова. Надо сказать, что и сам музей, и Институт этнологических исследований имени Раиля Гумеровича Кузеева активно работают с подрастающим поколением и молодежью, став для них своеобразным проводником в минувшие эпохи. (Благо и Пушкинская карта помогает в том нашим ученым.)
Когда же мы наконец оторвались от рассказов экскурсоводов и ступили в зал, где в витринах и в подсвеченных кубах, в лучах голубого света взору нашему предстали знаменитые Золотые олени, а их в музее, возраст коего на сегодня достигает уже сорока семи лет, шестнадцать плоскостных и десять двухплоскостных, то первая мысль, мелькнувшая в наших головах, была заимствованной – из забавного детского анимационного фильма, герой которого, испытывая чувство восторга, кричит: «Красота вернулась!»
Именно так, глядя на эти дивные создания рук человеческих, вырезанные из дерева и покрытые золотыми пластинами, с коронами ветвистых рогов, хранящие тайну своих творцов, изумительное чувство формы у коих было врожденным, мы лишь смотрели в онемении на Оленей Золотые рога и повторяли мысленно: «Красота вернулась!» Вернулась домой, в Уфу! А вспомнил фильм-сказку кинорежиссера Александра Роу «Олень – золотые рога» кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник научно-вспомогательного отдела учета и хранения научных фондов Виталий Кимович Федоров, участник знаменитой экспедиции в Илекский район Оренбургской области, где и были обнаружены нашими археологами реликвии, принадлежавшие кочевникам-сарматам, упомянутым в древних письменных источниках V-IV веков до нашей эры. Филипповский могильник состоял из двадцати девяти курганов, в том числе двух так называемых царских. Один из них, за которым закрепилось название «Большой Филипповский курган», был исследован в 1987-1988 годах экспедицией Башкирского филиала академии наук СССР под руководством Анатолия Харитоновича Пшеничнюка. Находки были переданы ученым из Башкирии. На их основе были созданы выставки, которые побывали в музее «Метрополитен» (Нью-Йорк), в «Палаццо Реаль» (Милан), в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург) и в Государственном историческом музее (Москва). Так что поездка в ГМИИ – это не первое путешествие наших Золотых оленей в Первопрестольный град.
…В 2004 году раскопки Филипповского могильника были возобновлены Приуральской экспедицией Института археологии Российской академии наук. Экспедицию возглавил доктор исторических наук, заведующий Отделом скифо-сарматской археологии Института археологии РАН, археолог и палеантрополог Леонид Теодорович Яблонский, полученные материалы уже поступили на хранение в Оренбургский областной историко-краеведческий музей… Но обо всем этом вам более подробно и со знанием дела расскажут экскурсоводы – научные сотрудники музея и ИЭИ УФИЦ РАН.
Нас же гораздо больше ведет эмоция, поскольку мастера минувших эпох, создавшие шедевры, кои вам предстоит увидеть, обладали несомненным талантом и абсолютной свободой и незашоренностью, позволяющим им нарушить существовавший в мире творчества канон (а кто, собственно, знает, что являлось каноном для воинственных кочевников?..), и подарили миру подлинные произведения искусства.
Повторимся, в эти залы необходимо приходить самому, смотреть, размышлять, задавать вопросы специалистам, слушать их и сопоставлять события, факты и какие-то скупые сведения из сохранившихся документов извне.

Красота вернулась!

Красота вернулась!

Красота вернулась!


Сарматы не владели письменностью, они не оставили документальных свидетельств о своих трудах и днях. Спросить не у кого, как говорит Виталий Федоров, авторы и очевидцы давным-давно сошли с исторической арены… Сошли, оставив нам огромное количество загадок. В частности, одна из них заключается в том, что каких-то материальных свидетельств того, что они занимались ремеслом, не осталось вообще, ни каких-то деталей, напоминающих фрагменты мастерских, ни металлургического комплекса, если уж речь идет о работе с золотом, серебром и бронзой, из коих изготовлены находки, обнаруженные в Филипповском могильнике. А анализ показал, отметил в беседе с журналистами директор Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева УФИЦ РАН, профессор Сергей Михайлович Емелин, что все эти металлы – местного, уральского происхождения…
В свое время о сенсационных находках из Филипповского могильника в «Вечерке» много и подробно писала наша уже ушедшая из жизни коллега Тамара Ивановна Рыбченко-Нефедова, поддерживавшая дружеские, теплые отношения и с Анатолием Харитоновичем Пшеничнюком, и с Виталием Кимовичем Федоровым. Тамара Ивановна также рассказывала читателям о Федорове-коллекционере; а я и просто помню ту пору, когда Виталий Кимович, умница, эрудит и книгочей, активно выступал за команду телезрителей в «битвах» интеллектуального клуба знатоков «Что? Где? Когда?».
Поэтому именно ему был адресован вопрос о том, почему в «звериной коллекции» из наследия ранних кочевников (архары, медведь, верблюды и так далее) доминирует именно олень?
…Олень – символ очень древний, присутствующий фактически во всех исторических традициях, он весьма благоприятно влияет на тех, кто с его изображением когда-либо сталкивался, ассоциируется с солнцем, светом, восходом, чистотой, обновлением, возрождением, созиданием, духовностью. Взрослый олень-самец – это солнечная эмблема изобилия. Во все времена люди испытывали особые чувства, видя благородного оленя, близкие к восхищению. Не обошла своим вниманием образ оленя и литература, не стану приводить невероятное количество охотничьих рассказов, разве что вспомним в этой связи одну из многочисленных историй Рудольфа Эриха Распе, посвященных приключениям барона Мюнхгаузена, сказки Андерсена, а также сказочную пьесу итальянского драматурга Карло Гоцци «Король-олень». Если углубиться в сию тему, то примеров обращения к образу этого замечательного животного мы найдем массу. Упомянем из числа наших любимых повесть Чингиза Торекуловича Айтматова «Белый пароход», изначально вышедшую под названием «После сказки». В этой пронзительной истории фигурирует образ рогатой матери-оленихи, покровительницы рода: киргизы исстари почитали маралов священными животными… На Русском Севере тоже высоко ценили оленей. Достаточно вспомнить о том, что образ этого животного неоднократно встречается в традиционных для северян вышивках, в резьбе по дереву. Ну а знаменитая дымковская игрушка! Кто помнит, какое количество нарядных оленей с вызолоченными рогами подарил нам этот не имеющий аналогов в мире вятский промысел?.. Не говорим уж о сказах Павла Петровича Бажова. Кому из нас в детстве родители не читали его «Серебряное копытце»… И хоть дед Кокованя рассказывает девочке Дарёнке о том, что Серебряное копытце – это козлик, но сам же и оговаривается: мол, на рожках у него по пяти веточек. А сие значит, что все-таки речь идет об олененке…
И пожалуй, последнее в этом небольшом экскурсе в отображение образа оленя в искусстве: минуя произведения Дюрера и других великих живописцев, обратимся ко времени, нам гораздо более близкому, а точнее к картине Стивена Фрирза «Королева», снятой в 2006 году и удостоенной «Оскара» и «Золотого глобуса» (исполнительница роли Елизаветы II Хелен Миррен), а также ставшей лауреатом премии BAFTA в категории «Лучший фильм» и номинированной на «Оскар» по той же позиции. Если кто-то видел эту замечательную ленту, то вспомнит потрясающий эпизод встречи Елизаветы, приехавшей на охоту, с королевским оленем и их безмолвный диалог; и вновь представит себе лицо Хелен Миррен, чья героиня на следующий день узнает о том, что мужчины подстрелили оленя, которого первая леди Британии собственно отпустила на свободу… Мы, кстати, не раз пересматривали обе сцены…
…Виталий же Кимович, соглашаясь с тем, что образ оленя достаточно распространен в культуре разных народов, все же был очень осторожен в предположениях, потому что он, как настоящий ученый, считает, видимо: любая гипотеза зиждется на жестком фундаменте факта. А фактов, подтверждающих все наши домыслы по поводу того, что у сарматов олень был своего рода посредником между мирами, помогая умершему попасть в загробную жизнь, нет. Кстати, основанием для фигурок сарматских оленей являются челны, лодки; а, как известно, в мир иной, потусторонний, человек отправлялся по реке…
Далее чрезвычайно интересно то, что оленей археологи нашли в тайниках в демонтированном состоянии, на них даже остались следы своего рода реставрации, нечто вроде попыток привести изображение в порядок – и это следы из именно той эпохи, в которую они были изготовлены. То есть данными изображениями сарматы пользовались неоднократно. И как знать, не своеобразные ли это портреты тех вождей, которые, исповедуя при жизни культ оленя, ушли в мир иной. А их потомки хранили эти своего рода «парсуны» в память о великих воителях?.. Впрочем, все это фантазии посетителей уникального музея, восхищенных увиденным и хоть так, в примитивной, быть может, форме, рискнувших прикоснуться к сенсационным находкам. Не ориентируйтесь на нас, читатель! Идите в музей археологии и этнографии и смотрите на подлинные образцы искусства древних мастеров, впитывайте слова экскурсоводов, и, быть может, это поможет вам при погружении в процесс создания своих собственных версий о том, что было на земле, когда никого из нас еще не существовало даже в генеральном проекте…
Добавим также, что те, кто раньше уже видел выставку, посвященную Золоту сарматов, оценит обновления, коими теперь отличается экспозиция, кстати, дополненная образцами из фондов Музея археологии и этнографии, ведь зритель видит далеко не все, что найдено археологами… Добавим, впервые на выставке представлены и тактильные макеты экспонатов – оленя, медведя с чашей. Данными образцами поделились с уфимскими коллегами представители ГМИИ имени Пушкина. Пока на полгода, а там, бог даст, останутся у нас московские «гости», столь необходимые для того, чтобы слабовидящие или незрячие люди смогли ощутить всю красоту работ древних сарматских мастеров…
…А после нашей затянувшейся экскурсии (честное слово, не хотелось уходить из этих залов!) в музее состоялась небольшая пресс-конференция, как раз и посвященная возобновлению постоянной выставки «Золото сарматов». Директор Института этнологических исследований имени Р.Г.Кузеева УФИЦ РАН, профессор Сергей Михайлович Емелин напомнил собравшимся о значимости столь резонансного события в жизни Башкортостана и Уфы. Ведь это был первый, причем вполне успешный, опыт межкультурного взаимодействия с центральными музеями Российской Федерации. Он добавил, что следующий перспективный музейный проект совместно с ГМИИ имени Пушкина будет посвящен истории Древнего Востока. И это событие ничуть не менее интересно и специалистам, ученым, и рядовым зрителям.
Илюзя КАПКАЕВА,
Лилия ЗАГИРОВА (фото).

Дата создание новости 30-10-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 213     Номер: 76(13729)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.