$ - 92.0538
€ - 98.6447

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Возможно подтопление – все службы начеку

Международный Нуреевский фестиваль в лицах

Готовить любят все!

Неравнодушие спасает миллионы

«Аленький цветочек» в режиме non stop



В воскресенье, 26 ноября, на Малой сцене Башкирского государственного театра оперы и балета (улица Ленина, 5/1) пройдет премьера спектакля Башкирского государственного театра кукол «Аленький цветочек» по знаменитой сказке Сергея Тимофеевича Аксакова (инсценировка Светланы Чураевой). Начало в 12 и 14 часов (6+).
Режиссер-постановщик очередной сценической версии этой сказки – заслуженная артистка России народная артистка Башкортостана Ольга Шарафутдинова, художник-сценограф – Светлана Степанова, художник по куклам – Наталья Бирюкова, композитор – Владислав Савватеев, тексты песен – Светлана Чураева, хореограф – Сулпан Аскарова, компьютерная графика – Светлана Степанова и Андрей Давыдов.
Постановка этого спектакля стала возможной благодаря гранту партии «Единая Россия» в рамках федеральной программы «Культура малой родины».
…У театра кукол сейчас очень много дел. Во-первых, к стадии завершения подходят работы, связанные с реконструкцией стационарного здания БГТК, а это значит, что на горизонте явственно замаячили проблемы, касающиеся возвращения в родные стены, а это всегда хлопотно, тем более что, вернувшись в свой дом, БГТК сразу же примется осваивать новейшее оборудование, коим оснастили театр, то есть придется переформатировать спектакли текущего репертуара с учетом всех новаций машинерии, световой и звуковой техники, а это потребует и времени, и усилий. Тем более что коллектив театра знает о том, что уфимцы, вдохновленные явственным и замеченным всем городом преображением здания БГТК, очень активно раскупают билеты на спектакли, вошедшие в уже сверстанную афишу грядущих месяцев, в том числе и связанные с новогодними каникулами. Есть названия, поделились в БГТК, на которые уже не осталось свободных мест! (Кстати, не только на интересы детей ориентируются зрители, большая часть таковых стремится попасть в реконструированный кукольный дом, чтобы своими глазами увидеть и оценить его преображение.)
В общем, понимая, что интерес к театру растет все сильнее, коллектив БГТК, не успев с огромным успехом отыграть премьеру спектакля «Сабантуй», который директор театра, режиссер Альберт Имамутдинов поставил по пьесе Владимира Аношкина, коллектив уже с головой погрузился в иную стихию. В год 165-летнего юбилея выхода в свет аксаковской сказки «Аленький цветочек» БГТК не мог не отозваться на такое событие, что вполне логично для города, в котором Сергей Тимофеевич родился. Это первая причина. Вторую я тоже не могу не назвать: ведь нынешний «Аленький цветочек» – это уже четвертое воплощение известнейшей сказки на сцене Башкирского государственного театра кукол, то есть речь идет о традиции, и прекрасной, скажу я вам, традиции, корнями уходящей не только в историю Уфы и ее великих уроженцев, но и в историю театра, напомню, уже перешагнувшего через девяностолетие и мало-помалу приближающегося к своему вековому юбилею. А история театра – это в первую очередь люди, истинные мастера и подлинные творцы, некогда остановившие свой выбор на сказке, являющейся одним из вариантов известного во всем мире бродячего сюжета «Красавица и Чудовище», который в нашем отечестве обрел уникальные черты славянства и самобытность, свойственную именно России.
Первым спектакль «Аленький цветочек» поставил здесь выдающийся театральный режиссер и педагог, заслуженный деятель искусств Башкортостана, некогда возглавлявший БГТК как главный режиссер и собственно принесший нашему театру Государственную премию Индии имени Джавахарлала Неру (снискал эту почетную награду спектакль Павла Романовича «Индийская легенда», созданный по индийскому эпосу «Рамаяна»). Времени с той первой версии «Аленького цветочка» утекло много, но какие-
то подробности, безусловно, помнят благодарные ученики педагога Мельниченко – и та же Ольга Шарафутдинова, и заслуженная артистка Башкортостана и Республики Крым Ольга Дудка, занятая в нынешней сценической трактовке сказки. Скорее всего, автором пьесы, взятой Павлом Романовичем за основу, был драматург Александр Баранов, с которым много и плодотворно сотрудничал БГТК, достаточно вспомнить великий спектакль Владимира Штейна «Белый пароход» по произведению Чингиза Айтматова… Впрочем, иных уж нет, а те – далече… Поэтому воспоминания у всех разные, и знаки вопроса все-таки остаются… Художником в этой редакции был российский живописец, график и сценограф Игорь Дмитриевич Четвертков. В его «послужном списке» в интернете уфимский «Аленький цветочек» значится как спектакль 1982 года. Так вот, по просьбе артистов куклу Купца Игорь Дмитриевич наградил чертами Павла Романовича Мельниченко… Сходство было просто поразительным, и к разговору об упомянутой кукле мы еще вернемся. Это был прекрасный спектакль, в котором были использованы тростевые куклы и задействованы все звезды театра прошлых лет (нынешние же звезды БГТК в те поры только-только начинали что-то узнавать об искусстве третьего жанра).
Время спустя, когда постановка Павла Мельниченко уже сошла со сцены, театр решил вернуть в репертуар столь любимую ребятней сказку, сохраняющую самобытность и очарование русской речи и несшую в себе мощный нравственный заряд. Вторую версию воплотил на сцене «куколки» приезжий режиссер Александр Иванов, как вспоминает Ольга Юрьевна, он тоже обращался к барановской пьесе, но сделал некоторые купюры, поскольку в его спектакле уже не было домоправительницы Пелагеи, очень забавного персонажа, вносящего изрядное оживление и долю народного юмора во все происходящее. В нынешнем спектакле данная роль выпала актрисе Екатерине Кочуровой, и попадание в образ оказалось стопроцентно точным. Нет, читатель, это не та ключница Пелагея, которая самой первой рассказала юному Сереже Аксакову сказку про Аленький цветочек. Персонаж Екатерины Михайловны тоже владеет ключами от всего купеческого дома и ведет хозяйство семьи отца с тремя дочерьми. Но она – абсолютно народный типаж, суетливый, забавный, но невероятно добрый и всем сердцем любящий и Настеньку, и даже ее злыдней-сестриц. А еще с Пелагеей связан мощный пласт бытующей в народе смеховой культуры, и это придает новому спектаклю особое обаяние…
А вот песни, звучавшие в спектакле Иванова, были написаны на стихи Баранова, что хорошо запомнила Ольга Юрьевна… Во второй редакции постановки тоже были задействованы лучшие силы труппы БГТК и уже привлекались понемногу нынешние мастера сцены «куколки»… Не берусь утверждать, но кажется, это было в 90-е годы. Режиссер, он же сам выступил в роли художника, использовал разные системы кукол, в том числе и тростевые, и штоковые марионетки…
Третья версия, чье появление столь же логично продиктовали ранее упомянутые причины – актуальность, связь с историей Уфы и зрительская любовь, принадлежала двум Ольгам – Шарафутдиновой и Дудка, обратившимся к данному сюжету, где-то в 1997-1998 годах… Время было сложное, вспоминают они, отнюдь не денежное, поэтому кукол постановщики взяли с одного из предыдущих спектаклей, а что касается сценографии, то это была епархия Натальи Харисовны Бирюковой, которая, как уже было сказано, работает и над четвертой версией «Аленького цветочка».
И по просьбе режиссера Шарафутдиновой художник Бирюкова, безусловно, ориентируясь на фотографии Павла Мельниченко, при создании эскиза куклы Купца вновь использовала прием Игоря Дмитриевича Четверткова. Так в «Аленьком цветочке-2023» появился Павел Романович, улыбчивый, бородатый, кудрявый, такой, каким сохранили его в своей душе и ученики, и коллектив театра, который и доныне любит и чтит Мастера. В голосе Купца внимательный поклонник БГТК узнает обертона и тембральные краски, свойственные актеру Марату Гиниятуллину и заслуженному артисту Башкортостана Виталию Щербакову. И Марат Фаритович, и Виталий Александрович очень бережны по отношению к своему герою, поскольку оба тонко понимают, что в руки им дана не просто кукла, а своего рода воплощенная память.







…В минувшие выходные я побывала во временной резиденции БГТК на улице Ленина, 10, напросившись на репетицию. Впрочем, я попала на читку пьесы. Ведь в воскресенье на Малой сцене оперного только начался процесс монтировки декораций премьерного спектакля, для которого режиссер Шарафутдинова вместе с художниками избрали тростевых кукол и маски, а последние, собственно, предполагают живой план, для чего и возникла острая необходимость в хореографе Аскаровой. Сулпан Раиловне, скажем, предстоит поставить танец необычных птиц, которых видит Купец в прекрасном саду Чудища… Зрителя ждет встреча с очень симпатичными куклами, вот только Настеньку мне пока так толком и не показали – похоже, это приятный сюрприз. А волшебства в «Аленьком цветочке-2023» для юной (да и взрослой!) аудитории заготовлено немало. Достаточно сказать про необычные деревья, которые будут теснить Купца в загадочном лесу, стараясь направить его к изумительной красоты терему страшного обликом хозяина здешних мест, а еще про корабли Купца, а также парусные суда морских разбойников, напавших на него и его дружину, отправившуюся с героем в далекое путешествие.
В «куколке» сейчас все работают в режиме повышенной боевой готовности – через пять дней премьера! Каждый цех занят под завязку – все во главе с художниками трудятся, не поднимая головы. Про актеров я уже просто не говорю, тем более что выездных спектаклей никто не отменял… Не буду раскрывать всех секретов – советую прийти в Малый зал БГТОиБ и все увидеть своими глазами.
…А читка произвела на меня очень хорошее впечатление, работают артисты с большим удовольствием. Режиссер Шарафутдинова следит за каждой интонацией, за тем, правильно ли поставлено во фразе логическое ударение – в этом она очень точно следует заветам своего Учителя, помня все его наставления и пожелания… Я сидела и слушала, как в процессе читки артисты старались распределить реплики своих персонажей так, чтобы текст точно попадал в тот музыкальный отрывок, каковой прописан композитором именно для этой мизансцены. Звучала фонограмма, которую из треков, присланных Савватеевым, свел в общую партитуру звукорежиссер Алексей Лабунский, также присутствующий на репетиции. То есть своих секретов и выразительных средств у творческой команды хватает… Но артисты и вся постановочная группа, безусловно, вдохновлены.
Да, читатель, я назвала далеко не всех участников! Итак, роль Настеньки в паре будут играть актрисы – Надежда Прошина и Райля Гизатуллина; Чудище – прерогатива Василия Вольского и Филиппа Трощенко; в спектакле также заняты Надежда Беззубова, Кристина Латыпова; сама Ольга Шарафутдинова, Виктория Щербакова и Ольга Дудка; будут участвовать в «Аленьком цветочке» и другие актеры русской труппы, их зритель не увидит, но поверьте, без труда этих специалистов не обойдется ни один спектакль.
И напоследок: композитор Владислав Савватеев создал к «Аленькому цветочку» прекрасную музыку, просто пронизанную фольклорными мотивами, а Светлана Чураева написала очень выразительные стихи, также исполненные народной поэтической традицией. Вот вам, читатель, для примера фрагмент из пролога, который условно можно назвать «Сон Настеньки»:
Расплелись, расплелись косы русые.
Разлились, разлились воды вешние.
И рассыпались алыми бусами
дни девичьи твои безмятежные.

***
Ты росла, сиротинка, без маменьки,
без тепла без ее, без участия.
Поведет пусть цветок тебя аленький
к твоему настоящему счастию…

Что же касается лично меня, то я с нетерпением считаю дни до премьеры, поскольку нас ждет прекрасная полнящаяся волшебства и истинной красоты версия «Аленького цветочка».
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ и Дианы ГАРАЕВОЙ.

Дата создание новости 21-11-2023   Комментарии (0)   Просмотров: 4     Номер: 81(13734)     Версия для печати

26 апреля 2024 г. №29(13773)


«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.