Тридцать три удовольствия
В один из главных праздников православного мира, 7 января, Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова провела традиционный благотворительный Рождественский утренник.
И вновь БГФ пригласила на этот праздник ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, словно откликаясь на то, что новый, 2024 год пройдет в Башкортостане под знаком поддержки людей с ОВЗ. В нашем регионе всегда лояльно, если не сказать с большим сочувствием и пониманием относятся к тем, с кем судьба обошлась не слишком ласково, тем больше согревает сердце сама мысль о том, что особенные граждане Башкортостана ныне окажутся в зоне повышенного внимания. И праздник, который прошел в филармонии в Рождество, являющееся символом радости, покоя, сочувствия к близким и поддержки страждущих, словно подтвердил это.
Ныне на приглашение филармонии откликнулись подопечные Центра «Семья», наших отделений Всероссийского общества слепых и Всероссийского общества инвалидов, социальных центров обслуживания населения из разных районов столицы Башкортостана, а также дети участников СВО…
…Народа, особенно юного, было столько, что фойе, которое стало своеобразной стартовой площадкой празднества, бурлило мощным потоком, все буквально сносившим на своем пути. Для начала детвора освоила каждый уголок обширной фотозоны, в самых экзотических позах запечатлевшись на память об этом радостном дне. Но центром притяжения племени младого стала, конечно, стройная елка, украшенная огромными золотыми и лазурными шарами, а также фигурными звездами, снежинками и праздничной канителью… Именно к пушистой красавице устремились ручейки, сливавшиеся в бурный поток, водоворотом закружившийся возле небольшого подиума, над которым возвышалась лесная гостья. Мгновение, другое… Словно по сигналу, распахиваются двери, из которых, приветствуя гостей, появляются Снегурочка и ее помощницы – две Елочки и две барышни в нарядных кокошниках, символизирующие, как мне показалось, ожившие снежинки. И началось истинное веселье, к которому юный народец был уже готов. Фойе хором отгадывало загадки, повторяло все движения Снегурки и ее помощниц, пело, танцевало и нетерпеливо ждало Деда Мороза, который не заставил себя долго ждать, появившись с песней «Три белых коня»… Как вы понимаете, уважаемый читатель, коли действо происходит в главной концертной организации республики, то и Дед Мороз здесь должен быть поющим. Так что ничего удивительного… Морозко, времени не тратя даром, зажег огни на елке, помог своей внучке и ее сопровождению разгадать тайну загадочной посылки, в которой оказалось замерзшее сердце символа 2024 года, с помощью ребятни отогреть его… и вот уже сам Дракон, разительно напоминающий своих собратьев из Поднебесной, в чешуе, как жар горя, разворачивает свои яркие кольца в центре малышового круга.
На самом деле скованное льдом сердце символа 2024 года есть некая метафора, своеобразный дивертисмент, послуживший прологом к главному подарку этого праздника, который Башкирская государственная филармония приготовила для своих гостей. Речь о музыкальном спектакле «Снежная королева», который шел на Большой сцене при аншлаговом зале.
Именно эту постановку БГФ ныне выпустила специально к новогодним торжествам, стартовав на широкого зрителя 23 декабря. И 7 января, в Рождество, а тот, кто хорошо помнит сказку великого датчанина Ганса Христиана Андерсена, понимает, что это абсолютно рождественская история, сей спектакль завершал елочный марафон. Добавим, уникальная «Снежная королева», показанная на Рождественском утреннике, была тридцать третьей по счету. А посему, опираясь на восторженные отзывы как маленьких, так и взрослых зрителей, сопровождавших своих возлюбленных чад, каждый спектакль был аудитории в радость, и заголовок к этому материалу имеет под собой твердую почву приязни, полученного удовольствия и народной любви.
…Если честно, то я уже и не помню того, какое количество сценических версий данного сюжета мне выпало увидеть (в том числе и в театрах нашего региона). Это не считая известных всем экранизаций и анимационных вариантов…
И вот откликнулась на известный во всем мире сюжет Башкирская государственная филармония. Режиссером-постановщиком музыкального спектакля стал заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Александр Родионов, который уже не первый раз сотрудничает с БГФ. Большинство уфимцев знает Александра Александровича как руководителя народного театра танца «Ренессанс», как балетмейстера-постановщика спектаклей в Национальном Молодежном театре РБ («Аладдин», «Датская история», «Синяя птица», «Оскар», «Три сестры»)... В филармонии в этом статусе Александр Родионов работал над такими постановками, как «Аленький цветочек», «Королевство волшебных струн», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях». Не говорю уж о том, что на счету балетмейстера Родионова участие в постановке новогодних представлений в ГКЗ «Башкортостан», в Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури, все в той же филармонии. И режиссерский опыт у Сан Саныча, как называют его друзья, не первый, поскольку в творческой копилке Родионова есть пластические спектакли в театре танца «Ренессанс», например, «Дворик», «Мир №0», «Галерея поп-арт, или Закрыто на реставрацию», «Прототип»...
Идею поставить именно «Снежную королеву» предложила Александру Родионову сама филармония. И поскольку Сан Саныч об этом сюжете, как мне кажется, ранее размышлял, имея в своем творческом и, быть может, жизненном багаже какую-то реальную историю, то он предложение принял, изначально написав либретто «Ледяная королева». А автором текста пьесы стал драматург Владимир Аношкин. В итоге по мотивам андерсеновского сочинения родилась оригинальная сказка, в которой появляются герои, адаптирующие фабулу «Снежной королевы» к местной почве, даже подчас погружающие ее в национальный контекст, характерный для нашего края.
На такие параллели наводит история дочери озерного царя, поведением своим напоминающей андерсеновскую Маленькую разбойницу, а вместо Северного оленя появляется крылатый Толпар; Лапландку и Старую финку, которых Герда встречает на своем пути, в этой версии заменяет Шаманка, по менталитету, думаю, более понятная маленьким уроженцам Башкортостана…
Но это так, пока мои предположения; на самом деле, мне бы хотелось подробнее поговорить с Александром Родионовым, но, скорее всего, это произойдет только после завершения всех праздников…
Музыку к спектаклю написали Олег Жданов и Рамиль Агишев, оба, кстати, работают в Башкирской государственной филармонии.
И сам Родионов тесно с ними сотрудничал, имея и собственное видение, и собственные музыкальные идеи. Имел Сан Саныч прямое отношение и к текстам песен, а для финальной композиции стихи Александр Родионов писал совместно с Владимиром Аношкиным.
Сценография – прерогатива художника Светланы Степановой, она же автор видеографики вместе с Уралом Махияновым; костюмы – Наталья Бирюкова; пластическое решение – сам Александр Родионов (в спектакле, между прочим, заняты и участники возглавляемого им театра танца «Ренессанс»).
В «Снежной королеве» работают (и прекрасно работают!) артисты Башкирского государственной филармонии – поющие, танцующие, носители художественного слова, те, кто относится к такой сфере, как эстрада, занятые в программах лектория БГФ. Думаю, им было не просто, поскольку владение драматическим искусством предполагает несколько иную базу, наличие каковой чувствуется не у всех. Думаю, выкладываться пришлось не только артистам, но и самому Родионову. Но в итоге все они – огромные молодцы!
Никого не хочу задеть, но наиболее органичной показалась мне Олеся Исламова, одна из исполнительниц роли Герды (я смотрела спектакль имено с ней). Думаю, это связано с тем, что в свое время Олеся училась на театральном факультете УГИИ на курсе Михаила Исаковича Рабиновича – школу она прошла хорошую и науку эту непростую усвоила крепко. Роль Кая исполняет Роман Галимов. Оба героя трогательны, обаятельны. Мне кажется, читателю будут интересны отзывы молодых артистов о работе в спектакле.
Олеся Исламова: «Изумительные сказки Андерсена мне знакомы с детства – помню, у бабушки читали старую толстую книгу, и хорошо помню, как живо рождались в моем сознании картины того, о чем шел рассказ… Это светлые, теплые, исполненные надежды истории! Поэтому музыкальный спектакль по мотивам «Снежной королевы» Андерсена стал для меня особенным. Я исполняю роль Герды, ведомой светлым, сильным чувством девочки, которая смогла преодолеть все преграды ради близкого человека, друга.
…Так приятно, так радостно слышать во время спектакля детские голоса, раздающиеся из зала: «Герда, Кая увела Снежная королева! Он там!» И такое счастье видеть в финале малышей, устремляющих на тебя полные доверия и восторга глаза. Самоотверженность и чистота Герды – это пример для всех нас, независимо от возраста. И особенно для тех, чьи маленькие ручонки мы держим в своих ладонях…»
Роман Галимов: «Предложение стать участником сказочного спектакля изначально мне показалось очень непростым делом. Я даже немного пугался, понимая, какую ответственность это возлагает на меня. Ведь на мою долю выпала одна из главных ролей в этой истории – роль Кая. Но изначально прочитав текст пьесы, затем что-то уяснив, когда со мной побеседовал режиссер, а потом, пообщавшись с артистами и пройдя первые репетиции, я понял, что это настоящее творчество. Незаметно страх ушел, и появилось огромное желание проявить себя, соответствовать тому профессиональному составу, с которым мне посчастливилось работать.
…В целом мюзикл очень интересный, и с каждым разом в нем находишь что-то новое, какие-то уже иначе расставленные акценты вдруг открывают тебе суть представления с иной стороны. Каждая сцена по-своему прекрасна! Особенно захватывает одна из первых картин – момент превращения Феи Весны в Снежную королеву. И конечно, в финальной сцене у меня захватывает дух, особенно в прекраснейшем вокализе Герды! Это кульминация всего представления: сила любви и дружбы способна растопить ледяное царство и помочь перевоплощению заблудших героев.
Для меня эта сказка – возможность испытать прекрасные чувства. А еще меня согревает реакция зрителей, которая дает вдохновение каждый раз делать что-то новое, искать иные способы выражения. Считаю, что наш спектакль взывает к прекрасным чувствам не только детей, но и взрослых!»
…История о том, что любовь, чистота и свет души способны растопить заледеневшее сердце, стала на встрече в БГФ символом Рождества. И как бы ни неистовствовал зал, устроив артистам в финале овацию, домой ребятня расходилась притихшей, похоже, поняв для себя что-то самое главное.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Ляйсан МИННИХАНОВОЙ.
Фото Ляйсан МИННИХАНОВОЙ.
9-01-2024 (0) Просмотров: 163 Номер: 1(13745) Версия для печати