Семь глав истории БГАТОиБ
Итак, 2 января великий хореограф современности Юрий Николаевич Григорович отметил день своего рождения. И это событие заставило нас вновь перелистать страницы истории взаимоотношений Григоровича с БГАТОиБ…
Поэтическая строка Бориса Пастернака «Цель творчества – самоотдача» стала девизом Юрия Григоровича. Его самоотверженность в работе не только потрясает, но и заражает всех, кто с ним соприкасается. Сотрудничество с Юрием Николаевичем – незабываемое событие в жизни балетной труппы и всего коллектива Башкирского государственного академического театра оперы и балета.
Впервые это случилось, когда Юрий Николаевич ушел из Большого театра и по приглашению тогдашнего директора БГАТОиБ – талантливого певца, неординарного человека Радика Гареева стал активно работать с башкирской труппой.
И более трех десятков лет уфимцы и гости города не устают смотреть балеты «Тщетная предосторожность», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» в хореографии Григоровича. Вместе с «Корсаром», «Спартаком», «Легендой о любви», поставленными после некоторого перерыва, этот список насчитывает уже семь спектаклей. Если не считать Краснодара, в котором Юрий Николаевич создал свой театр и воплотил на сцене практически все свои балеты, сцена БГАТОиБ – единственная в России, где идет столько постановок Мастера. Они с непременным успехом участвуют в различных фестивалях, гастрольных турах. Это поднимает престиж нашего театра, который всегда, со времени своего рождения, считался одним из крупнейших музыкальных центров российских регионов.
– Все началось еще в 1993 году, когда меня позвали в Башкирский театр принять участие в подготовке к балетному фестивалю, – рассказывает Юрий Николаевич. – А тут произошло трагическое событие – смерть Нуреева. Фестиваль как-то естественно стал фестивалем памяти Рудика Нуреева, с которым я дружил и работал. Мы, можно сказать, зачинатели Нуреевских фестивалей…
Маэстро приехал тогда в Уфу со своей молодой труппой «Григорович-балет». У нас уже шел его балет «Тщетная предосторожность» на музыку Петера Людвига Гертеля, сценически воплощенный учеником и ассистентом Юрия Николаевича Андреем Меланьиным.
В день рождения Рудольфа Хамитовича, 17 марта, Юрий Николаевич прямо со сцены рассказал о своей дружбе с выдающимся танцовщиком и предложил считать эти гастроли первым фестивалем памяти Рудольфа Нуреева, проводить такие праздники ежегодно во славу танца. Так с легкой руки Мастера и повелось. В декабре 2021 года прошел уже двадцать третий по счету фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, давно завоевавший статус международного. А в последние годы уже традицией становятся «Нуреевские сезоны».
В 1995 году Юрий Григорович поставил в Башкирском театре балеты «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», в 1998 году – новые редакции «Щелкунчика» и «Лебединого». Театр гордится тем, что его афишу украшают спектакли, оформленные уникальным сценографом Симоном Вирсаладзе, соратником Григоровича в течение тридцати лет. Эти постановки увидели в США, Голландии, Италии, Египте, Португалии, Тайланде…
Друг Юрия Григоровича, балетный критик, ученый, педагог Эмилия Ивановна Шумилова, супруга замечательного дирижера Ярослава Вощака, который в свое время поставил в Уфе оперы «Аида», «Дон Карлос» и «Салават Юлаев», приезжала на премьеру григоровичевского «Лебединого озера».
– Это, конечно, великое историческое событие, что Григорович здесь творит, – сказала в беседе Эмилия Ивановна. – Он – Пигмалион, который вдохнул душу, преобразил башкирский балет.
Время работы с Мастером незабываемо. Установился такой творческий контакт, о каком можно только мечтать. Взаимопонимание и взаимоотдача – потрясающие. Молодые танцовщики получили уроки творчества, мастерства великого Грига. Так его называли за глаза в Большом театре, уфимские артисты подхватили, Юрий Николаевич знает об этом и не обижается.
Шамиль Терегулов не скрывал, что для него образец творчества – Юрий Николаевич. Ему было близко кредо Мастера о самоотдаче в творчестве. С благодарностью Шамиль Ахмедович говорил о том, как много получил от совместной работы с мэтром.
– И наверное, мой спектакль «Журавлиная песнь» получился, – признавался Терегулов, – благодаря влиянию Григоровича. Когда он работал у нас, я постоянно находился рядом. Он – великий режиссер балета. В общении с ним начинаешь постигать ход его размышлений, понимать, что и как нужно делать в балете. Приятно, что и Юрий Николаевич ценил творческую устремленность и профессиональную подготовку нашей труппы.
Каждый балет Григоровича – шедевр хореографии, образец бережного отношения к наследию классики.
Искромётный «Дон Кихот»
Его второй (после «Тщетной предосторожности») спектакль в Уфе – «Дон Кихот» Людвига Минкуса (художник Валерий Левенталь). В премьере – 19 апреля 1995 года – Китри танцевала Людмила Шапкина, Базиля – украинский танцовщик Виктор Яременко, Мерседес – Беата Терегулова, Уличную танцовщицу – Татьяна Краснова, тореадора Эспада – Айдар Шайдуллин, роль Дон Кихота сыграл Альберт Валеев. Музыкальный руководитель и дирижер – Валерий Платонов.
Спектакль, идущий на сцене театра почти три десятка лет, не утратил премьерной праздничности. На «Дон Кихота» не всегда можно попасть, зал обычно полон – вплоть до галерки. Это название присутствует в программе почти каждого Нуреевского фестиваля. В нем блистают и приглашенные звезды, и свои артисты.
Такая зрительская любовь понятна. Это самый яркий, жизнерадостный и самый массовый спектакль. В нем участвует почти вся труппа, все перед глазами, невольно начинаешь вспоминать, сравнивать, анализировать…
И солисты, и кордебалет танцуют с таким азартом, что кажется, будто площадь испанского города расширяется, действие переносится в зал, и каждый зритель становится участником народного праздника, вливается в общее ликование и веселье.
Герои балета молоды, жизнерадостны, полны задора, юмора, они влюблены и добиваются счастья. Чтобы передать все это в искрометном танце, пластике, нужны свободное владение техникой, сценический опыт, темперамент, драматическое дарование. Солисты труппы БГАТОиБ – воспитанники ленинградской и башкирской школ обладают этими качествами.
Сказка о юности и мечте
Балет Юрия Григоровича «Щелкунчик» не похож на все прежние постановки. Там сюжет существует отдельно от танца. Впрочем, у Григоровича все взаимосвязано: драматургия, музыка, пластика. Даже если идет дивертисмент, он о чем-то говорит, играет на сюжет, образы. Хореограф признался, что его вдохновляет грандиозная, как он сказал, музыка Чайковского. Это последний балет композитора, в котором Петр Ильич сумел удивительно тонко прочувствовать детскость, постепенно переходящую в юность со своими мечтами о светлой, прекрасной жизни, о перспективах, открывающихся перед молодым человеком.
– Это путешествие по елке в небо, – рассказывает Юрий Николаевич, – как у меня сделано – в уютной маленькой комнате, украшенной в честь Сочельника; символично. Стены как бы раздвигаются, и ты попадаешь на волю, в снег, в бурю… С приключениями, разумеется, связанными с Крысиным королем, который преследует наших прекрасных кукол и, естественно, героев. Эта удивительная вещь, созданная Чайковским и Гофманом, очень хорошо ложится на балет. У меня с этим спектаклем много связано, и я очень люблю его. Ставил «Щелкунчика» в Вене, Праге, Хельсинки – в Королевском театре.
В репертуаре БГАТОиБ это один из самый востребованных спектаклей. На серию новогодних «Щелкунчиков» билеты, как правило, раскупают еще в сентябре.
Колдовское озеро
Начиная разговор о «Лебедином озере», мне хочется снова привести компетентное мнение Эмилии Ивановны Шумиловой (светлая ей память!):
– С этим спектаклем связана, конечно, проблема прочтения классики сегодня. И не просто прочтения, и не просто реставрации – очень много проблем… Речь о творческом отношении к прошлому. Чтобы сохранить то, что мы ценим в нашем искусстве, нужно быть таким талантом, как Григорович. Некоторые поверхностные балетмейстеры думают: ну что особенного – поставить «Лебединое озеро»?! Возьму два акта от Льва Иванова, немного от Петипа, а все остальное как-нибудь склею… Это компиляторы, не творческие люди. Юрий же Николаевич – созидатель, творец, вдохновенный художник.
«Лебединое озеро» – чистейший и совершеннейший образец русского классического танца. Станцевать в этом балете – значит, получить своеобразный аттестат зрелости на мастерство. И для солистов, и для артистов кордебалета. И, кроме всего, это просто Красота. Красота движений, линий, пластики. Оживленные бессмертной музыкой Петра Чайковского, они рождают танцевальное действо, приносящее истинное эстетическое наслаждение. Это красота мечты, стремление к счастью, апофеоз победы над злым гением, торжество любви и добра.
Проявив уважение к классическому наследию, Григорович оставил в неприкосновенности знаменитый лебединый акт Льва Иванова и некоторые моменты творений Горского и Петипа. Но в остальных эпизодах он создал свою оригинальную и талантливую хореографию. В частности, отказался от чисто дивертисментного акта с национальными танцами. В его редакции их исполняют невесты, представляемые Принцу, и несут смысловую нагрузку, участвуя в действе. Хореографа не удовлетворило старое, далеко не совершенное либретто, и он переписал его по-своему. В спектакле интересна лаконичная, концентрированная драматургия: четырехактный балет преобразован в динамичный двухактный спектакль. В уфимском «Лебедином» – оптимистичный финал: Одетта спасает Принца, герои не погибают, а наоборот, обретают счастье и любовь.
Характерные танцы исполняются на пуантах – в этом также новаторство балетмейстера.
Хочется напомнить, что впервые Григорович поставил «Лебединое озеро» более полувека назад – в 1969 году. С тех пор постановка переносилась на многие сцены мира. Но перенос не был механическим. Каждое поколение танцовщиков привносит свое мироощущение, свое восприятие музыки и понимание драматургии образов и спектакля в целом. Поэтому балет «Лебединое озеро» вечно молод. Не устаревают и великолепные, изысканно утонченные декорации и костюмы Симона Вирсаладзе. Благодаря щедрости Юрия Николаевича это богатство принадлежит теперь Башкирскому театру.
«Лебединое озеро» - спектакль, в котором одна из главных ролей отведена кордебалету. Лебединые сцены всегда волнуют и захватывают, и здесь особенно важно соблюдать строгость и чистоту рисунка, линий, синхронность движений. Уфимский кордебалет – тоже одно из чудес волшебника Григоровича. И хотя «лебединая стая» постоянно обновляется, молодеет, приходят новые артистки балета, выучка Мастера сохраняется, передается из поколения в поколение.
Возвращение
Летят годы… Балеты, поставленные на уфимской сцене великим хореографом Юрием Григоровичем, пользуются неизменным успехом у публики и приносят творческое удовлетворение артистам. Новые поколения исполнителей осваивают хореографию и саму атмосферу спектаклей, учатся, совершенствуются. Казалось, что пребывание Мастера в Уфе стало просто замечательным событием в истории башкирского искусства. А еще остался неизгладимый след в душах всех, кто работал, общался с этим необыкновенным человеком.
Мы жалели, что не удержали Юрия Николаевича в республике, он отыскал сердцу уголок в более теплых краях – в Краснодаре, где создал свой балетный театр, который гастролирует с его постановками по всему миру.
Но, оказывается, один человек все это время лелеял надежду и верил в возвращение Мастера в театр. Это Леонора Сафыевна Куватова. Ее творчество, мне кажется, можно назвать эпохой романтизма в башкирском балете. Воздушность, поэтическая одухотворенность, хрупкость и трепетность ее танца, сила сценических образов волновали зрителей.
…Позволю себе небольшое лирическое отступление. Думая об искусстве балерины Куватовой, ее таланте, необыкновенном обаянии, невольно обращаешься к самим истокам: Ленинград, улица Зодчего Росси, педагоги, знаменитые, как само училище. Например, Александр Иванович Пушкин, который учил Нуреева и обратил внимание на способную девочку, землячку Рудольфа. А с какой благодарностью и сейчас Леонора Сафыевна вспоминает уроки своего профессора Ирины Александровны Трофимовой! Еще ученицей Леонора станцевала Машу в «Щелкунчике». Ее Принцем был Миша Барышников.
Два года очаровательный дуэт радовал публику на прославленной Кировской сцене. После окончания Ленинградского хореографического училища Леонора отвергла самые лестные предложения и приехала в родную Уфу. С 1967 года она стала солисткой Башкирского государственного театра оперы и балета. Народная артистка России и Башкортостана, лауреат Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, за четверть века Леонора Куватова станцевала ведущие партии в балетах русской, национальной и западной классики. Одетта-Одиллия, Аврора, Мария, Золушка, Сольвейг, Жизель, Сильфида, Китри, Зайтунгуль… После прощания со сценой началась активная педагогическая работа. После ухода из жизни супруга, единомышленника Шамиля Терегулова приняла как наследство и его пост – художественного руководителя балетной труппы театра.
Весной 2011 года Леонора Сафыевна несколько раз ездила в Москву, встречалась с Юрием Николаевичем, уговаривала его поставить в Уфе еще хотя бы один балет. И уговорила! В знак многолетней дружбы, доброй памяти о Шамиле Терегулове, уважения к самой Леоноре и башкирскому балету Мастер согласился. Всем в БГАТОиБ очень хотелось «Легенду о любви», но хореограф предложил «Корсара». И театр возрадовался.
Пираты от Григоровича
Законы театральной жизни парадоксальны: зачастую финал только что завершенного дела быстро превращается в старт нового. Не успел 73-й сезон закончиться блистательным фестивалем балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, как уже состоялось совещание художественного совета с обсуждением будущей масштабной работы. Это балет «Корсар» Адольфа Адана в постановке Юрия Григоровича. Художник-постановщик Николай Шаронов, ученик знаменитого Валерия Левенталя и сам уже опытный, талантливый сценограф, на худсовете подробно рассказал о концепции будущего спектакля, показал макеты, эскизы декораций и костюмов, одобренные хореографом. Юрий Николаевич и сам побывал в Уфе и обговорил с руководством театра детали предстоящего сотрудничества.
«Корсар» – один из старейших балетов классического наследия, он сохраняется в репертуаре многих театров мира более 150 лет. «Корсар» Юрия Григоровича имеет собственную историю. Балет любим хореографом со времен учебы в Ленинградском хореографическом училище, где его учителями были непосредственные сотрудники Мариуса Петипа, заставшие самого великого хореографа и помогавшие ему в постановках многих балетов, «Корсара» в частности. Впервые он поставил его в 1994 году в Большом театре России. В 2005 году представил новую версию в Краснодарском театре балета, два года спустя – на сцене Кремлевского театра в Москве, а вскоре «Корсаром» Григоровича насладились жители столицы Казахстана Астаны. Теперь роскошный подарок предназначался уфимским зрителям.
Балет «Корсар» создан по мотивам одноименной поэмы Джорджа Байрона, но со временем сохранил лишь формальную связь с первоисточником: это имена главных героев – Конрад, Медора, да романтический, вольнолюбивый дух байроновской поэмы. Но всегда зрителей привлекают приключения морских разбойников – корсаров, сильные страсти – любовь, коварство, предательство, похищение… Все это выражается танцем, сохранившим лучшее от Мариуса Петипа и озаренным неповторимой индивидуальностью Юрия Григоровича, под выразительную, эмоциональную музыку Адольфа Адана. Знамениты картина «Оживленный сад», танцы одалисок, любовный дуэт в гроте, другие восхитительные сцены… Если вспомнить, что Юрий Николаевич – талантливый драматург и режиссер, что он никогда не дает скучать на своих спектаклях, то уже заранее можно было представить, какое захватывающее зрелище ожидало уфимских поклонников балета.
К этому балету обращались Александр Горский, Константин Сергеев… Юрий Григорович создал еще одну версию «Корсара». Этот балет не предполагает драм, трагедий, психологии и философии, в нем торжествуют простые, но искренние, человеческие чувства. Вечные качества «Корсара» и высвечивает Юрий Николаевич, эффектно их преподнося и подчеркивая. «Корсар» Григоровича – это своего рода парад труппы, танцевальный фейерверк.
Работа предстояла огромная – и для артистов, и для постановочных цехов. Спектакль готовился в течение всего сезона, а его премьера открыла XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева – 30 мая 2012 года.
Над будущим спектаклем трудилась вся балетная труппа театра, педагоги-репетиторы, концертмейстеры, художники, декораторы, со-
трудники пошивочных цехов, постижеры, отдел продаж, дизайнеры-полиграфисты, литературная часть и многие-многие другие. Репетиции проводил ассистент хореографа Олег Рачковский. В прошлом солист Большого театра России, он долгие годы сотрудничает с Юрием Григоровичем.
В январе в БГАТОиБ приехал Юрий Николаевич, чтобы лично посмотреть, как идет репетиционный процесс, как изготавливаются декорации, шьются костюмы, а также ближе познакомиться с труппой.
После майских праздников он снова в театре. Служба охраны стойко отражает атаки журналистов, жаждущих взять интервью у знаменитого хореографа. Но Юрий Николаевич неумолим. Все силы он отдает репетициям. Спектакль «прогоняют» полностью два раза в день. Григорович, словно художник, добавляет последние, важнейшие, штрихи, расставляет финальные акценты на своем пятом (!) полотне в уфимском театре. От его пристального взора не уйдет ни наклон головы танцовщика на первом плане, ни то, как держит реквизит артист в глубине сцены. Вот мастер дает указания художнику-постановщику Николаю Шаронову, вот обсуждает что-то с музыкальным руководителем и дирижером Германом Кимом, разъясняет детали концертмейстерам, педагогам-репетиторам, а в следующий миг буквально взлетает по мостику, перекинутому через оркестровую яму, и растолковывает «свите Сеид-паши», как правильно кланяться.
Наконец этот день настал. В самом воздухе витало что-то особенное, какая-то неповторимая энергетика, вибрировал невидимый пронизывающий пространство нерв. Однозначно, во многом это было обусловлено присутствием Юрия Григоровича. Три действия с полной сменой ярких, живописных декораций. Грандиозный корабль, омываемый волнами... Обилие красочных костюмов из, казалось бы, обычных тканей, но преображенных волшебными руками художников, сотрудников пошивочного цеха... Результат многомесячного колоссального труда почти ста человек постановочной команды. Всего за полгода было сшито сто восемьдесят(!) костюмов. Обычные ткани благодаря усилиям мастериц превратились в эксклюзивные дизайнерские изделия. Художник Николай Шаронов признался:
– Я испытал настоящий культурный шок. Оказывается, здесь умеют работать с тканями. Таких мастериц нет даже в Большом театре!
Сколько ушло материала для костюмов – даже трудно подсчитать. Для примера, только для артисток кордебалета – участниц одной сцены – ушло сто восемьдесят пять метров шифона, а сетки для тюник (то есть пачек) – семьсот метров, атласной ленты – семьсот сорок метров. Количество искусственных драгоценных камней подсчитать вообще невозможно.
Балет «Корсар» в уфимском варианте – трехактный, с прологом и эпилогом. Юрий Григорович включил в него картину «Оживленный сад», специально разработанную Мариусом Петипа на музыку Лео Делиба.
– «Оживленный сад» – труднейший акт, апофеоз женского классического танца, – отметила балетный критик из Санкт-Петербурга Ольга Розанова, специально приехавшая на премьеру. – В целом «Корсар» – балет экзотический, и вы напрасно будете искать в нем Байрона, по поэме которого было написано либретто. Скорее, это авантюрно-приключенческий спектакль с изрядной долей юмора.
Кстати, к открытию фестиваля было приурочено еще одно событие. Музей театра получил в дар от Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова бюст Рудольфа Нуреева. Работу малоизвестного автора наш не менее выдающийся земляк – скрипач и дирижер Владимир Спиваков – увидел в одном из антикварных магазинов Парижа и пожелал приобрести специально для Уфы. Благодаря помощи одного из крупных банков это произведение сменило парижскую прописку на уфимскую.
Премьера была просто феерической. По окончании спектакля овации не смолкали в течение десяти минут. Зрители бесконечно вызывали артистов и постановщиков. Кричали «браво!».
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Романа ШУМНОВА, Александра ДАНИЛОВА, Олега МЕНЬКОВА.
Фото Романа ШУМНОВА, Александра ДАНИЛОВА, Олега МЕНЬКОВА.
(Окончание в номере «ВУ» от 23 января).
16-01-2024 (0) Просмотров: 80 Номер: 3(13747) Версия для печати