$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Семь глав истории БГАТОиБ



(Окончание. Начало в №3 (13747) от 16 января)

Напоминаем читателям о том, что 2 января 2024 года великий хореограф современности Юрий Николаевич Григорович отметил свой очередной день рождения. В связи с этим «Вечерка» начала публиковать материал, посвященный творческим связям Мастера с Башкирским государственным академическим театром оперы и балета, репертуар которого включает в себя семь (!) балетных спектаклей авторства Юрия Николаевича. В первой части было рассказано о постановке в БГАТОиБ таких балетов Григоровича, как «Тщетная предосторожность», «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Корсар».
В заключительной части читателя ждет повествование о двух истинных шедеврах Юрия Николаевича – балетах «Спартак» и «Легенда о любви»...


Единомышленники римских гладиаторов


Как говорится, лиха беда начало. В 2013 году следующий сезон в театре был юбилейным – 75-м по счету, и завершился он грандиозной премьерой балета «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна в постановке Юрия Григоровича.
Удивительно, что об этом балете знают все, кто хоть немного интересуется искусством Терпсихоры. Разумеется, далеко не каждый видел спектакль «живьем», тем более в Большом театре, но многочисленные публикации, фрагменты кинофильмов, видеозаписи, устные рассказы и легенды дают представление о масштабности постановки, мощи музыки, гениальности хореографии, о потрясающе талантливых первых исполнителях – Владимире Васильеве, Екатерине Максимовой, Марисе Лиепа, Нине Тимофеевой, Наталье Бессмертновой, Михаиле Лавровском… Об Иване Васильеве, который в девятнадцать лет станцевал Спартака, тоже знают. Так что публика, ожидая премьеру, имела вполне четкие критерии.
Сомневающихся нашлось немало. Осилит ли труппа подобный размах, хватит ли массовости, мастерства, позволит ли сцена отразить масштабность полотна? Сам Юрий Николаевич тоже не сразу согласился. Но предыдущая работа над балетом «Корсар» убедила его в крепком потенциале и профессионализме уфимских артистов. Да и очень уж уговаривал театр… Художественный руководитель балета Леонора Куватова несколько раз наведывалась в Москву, приводя все новые доводы. И крепость пала.
Репетиции начались осенью, а с января балетные уже жили без выходных и праздников. Ассистент хореографа Олег Давыдович Рачковский, можно сказать, дневал и ночевал в балетном зале. В свои семьдесят с хвостиком лет он, легкий, подвижный, темпераментный, зная хореографию Грига, как таблицу умножения, учил, показывал танец и мужских, и женских, и кордебалетных партий, настойчиво добиваясь точности и чистоты исполнения.
Временами на подмогу ему приезжала педагог-репетитор Ольга Васюченко.
В апреле и мае репетиции проводил сам Григорович. Генеральные прогоны с двумя составами прошли при полных залах. На премьерные спектакли билеты были раскуплены задолго, невзирая на цены. Ни в партере, ни на галерке буквально негде было стульчик поставить. Еще до премьеры зрители спорили, анализируя исполнителей. Две Фригии, две Эгины, два Красса… Глубоко лиричная балерина Валерия Исаева, к тому времени взошедшая на небосклоне башкирского балета звезда, представила Фригию беззаветно любящей, верной, страдающей, покорной. Певучие линии, говорящие руки, изящные арабески и легкие пируэты подчеркивали хрупкость, воздушность героини. Более опытная, обладающая незаурядным драматическим даром Гузель Сулейманова, которая одновременно танцует в «Бахчисарайском фонтане» Асафьева и Марию, и Зарему, добавила в эту палитру нотки решительности, протеста.
Эгина в исполнении Гульсины Мавлюкасовой многогранна. Она может быть изысканно-элегантной и вульгарной, утонченной и разнузданной. Но всегда – умная, коварная, любыми путями желающая утвердиться в кругу римской знати, она становится единомышленницей и верной сподвижницей Красса. Талант балерины в этой партии раскрылся так ярко, выразительно! Монолог Эгины-Мавлюкасовой под сольное сопровождение саксофона – незабываемое мгновение, когда и техника, и артистизм слились в единое целое, и становится непонятным – то ли музыка вызывает столь совершенные движения, то ли танцовщица превращается во властную повелительницу, своей пластикой рождая прекрасную мелодию…
Ирину Сапожникову тогда мы называли серебряной балериной: на пяти подряд престижных международных конкурсах она завоевала серебряные медали. Партия Эгины для нее – очередная творческая вершина, свою героиню она представляет более откровенной соблазнительницей, яркой, вызывающе темпераментной.
Исполнители партии Красса также насытили образ красками своей индивидуальности. Если у Олега Шайбакова превалирует страсть, почти звериная ненависть и жажда победы, то Красс Ильнура Гайфуллина – скорее бездушная машина, выполняющая заданную программу. Оба техничны, их туры и прыжки восхищают силой, стремительностью, каждый великолепно делает знаменитое «кольцо».
Бесспорным героем в те дни, как на сцене, так и в жизни, в театральных и журналистских кулуарах, стал Рустам Исхаков. К сожалению, еще один исполнитель партии Спартака Ильдар Маняпов, премьер башкирского балета, любимец публики, на одной из последних репетиций получил травму и не смог выступить. Его заменил Алексей Шлыков из Краснодара. Но все лавры достались Рустаму. И вполне заслуженно. Двадцатилетний танцовщик, воспитанник Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева (педагог Елена Фомина) блестяще справился и с техническими сложностями, и с разнообразием эмоциональных переживаний, подчеркнув в герое мужество, свободолюбие, внутреннюю независимость и гордость духа, способность к самым тонким проявлениям нежности и любви. Знаменитое адажио Спартака и Фригии во втором действии в исполнении Рустама Исхакова и Валерии Исаевой потрясло публику сильнейшими чувствами, органикой, выразительными средствами классического танца, подвластными обоим. Здесь очень много зависит от партнера, его силы и мастерства в высоких и сложных поддержках.


«Легенда о любви».



«Легенда о любви».



«Спартак».



«Спартак».


[/center]
Репетиция балета «Спартак», в центре – Олег Рачковский.


Особо следует отметить кордебалет. К участию в спектакле были привлечены студенты хореографического колледжа. Не было среди них ни одного безразличного лица, каждый был искренне увлечен своей танцевальной и образно-художественной задачей, каждый исполнял свою роль. Даже в адаптированном к местной сцене варианте восхищают симфонизм хореографии Григоровича, захватывающая мощь массового мужского танца. Повторюсь: Юрий Николаевич талантлив не только как хореограф, он прославился и как уникальный балетный режиссер. Мастер так выстраивает действие, что держит зрителей в напряжении с первого до последнего эпизода. И порой даже не дает им возможности поаплодировать после эффектного номера. Никаких пауз, ничто не должно нарушать динамизма, стремительности, эмоциональности зрелища. Можно представить себе состояние артистов, ведь сам Мастер сказал, что в «Спартаке» надо танцевать «на разрыв аорты». Так и танцевали. Не случайно разошлась по театру и вышла из его стен фраза, якобы произнесенная Юрием Николаевичем после одной из последних репетиций: «Такой спектакль не стыдно и в Большом показать!»
Непременным условием постановщика было сохранение сценографии Симона Вирсаладзе. Декорации, костюмы, предметы бутафории и реквизита сделаны по авторским эскизам под руководством художников Михаила Сапожникова (Москва) и Людмилы Иус (Краснодар). Все это, оживленное искусным светом (художник Алексей Перевалов из Краснодара), делает балет ярким незабываемым зрелищем.
Титаническую работу проделал симфонический оркестр театра под руководством дирижера Германа Кима. Оркестранты прониклись высоким пафосом музыки, донесли до слушателя ее внутренний драматизм, напряжение чувств. Свою лепту в эмоциональную насыщенность спектакля внес хор (главным хормейстером в ту пору была Эльвира Гайфуллина), мастерски и пронзительно исполнив вокализ в финальной сцене «Реквием».
Арам Хачатурян, рассказывая о работе над музыкой балета «Спартак», подчеркивал, что его всегда привлекали героические образы, «истина страстей», большие социальные конфликты. Наверное, поэтому, в какую бы глубь истории ни отсылал сюжет, это всегда интересно людям. К месту напомнить, что спектакль в Большом театре создавался в эпоху расцвета «развитого социализма», готовили его к 50-летнему юбилею Великого Октября. Перенесенный в наши дни балет не устарел, все и доныне актуально… И человеческие чувства – стремление к свободе, любовь к женщине, верность, нежность, скорбь в минуту большого горя, и напоминание о милитаристских тенденциях… Идеология не давит, «истина страстей» одерживает верх.
Не устаревает и хореография Юрия Григоровича. Построенная на основе классического танца, она тоже стала классикой.
Уфимская труппа смогла! Показала и мастерство, и вдохновение, и понимание цели… Одним словом, то, что и определяется понятием «профессионализм».

«Легенда о любви»


В 2016 году, сразу после летних отпусков, труппа приступила к работе над балетом «Легенда о любви». Приезжал ассистент Юрия Николаевича, Олег Давыдович Рачковский, поставил все сцены для мужского состава. Нужно было оттачивать, шлифовать. Его сменила Ольга Николаевна Васюченко, начала работать с женским балетом. Уже в конце сентября начались прогоны всего спектакля в балетном зале. Затем ассистенты отправились в Краснодар, где праздновалось 20-летие театра Григоровича. С их возвращением в Уфу все, кто был причастен к постановке нового спектакля, вышли, так сказать, на финишную прямую. Репетиции на сцене, сначала рояльные, затем оркестровые, в костюмах и декорациях (сценограф, как и во всех балетах Григоровича, Симон Вирсаладзе, а его идеи и замыслы в нашем спектакле по просьбе Грига осуществил давний друг и сотрудник театра Дмитрий Чербаджи). И наконец – генеральные прогоны перед самой премьерой. А таковая прошла с грандиозным успехом 29 и 30 октября 2016 года.
«Легенда о любви» – один из первых шедевров Юрия Григоровича.
– Это восточная тема, она нам, жителям Башкортостана, очень близка – по музыке, по образам, – поделилась накануне премьеры художественный руководитель труппы Леонора Куватова. – Гениальная хореография! И гениальное либретто написал турецкий поэт Назым Хикмет по своей же драме «Ферхад и Ширин». Режиссерски все сделано просто потрясающе. «Легенда о любви» идет в Мариинском театре, Большом, в Новосибирске, Краснодаре… Может быть, еще в одном-двух. Наш театр в числе немногих будет иметь в своем репертуаре этот балет. Ни в одном театре России, кроме Краснодара, нет столько постановок великого хореографа, сколько у нас. С «Легендой» их будет семь. Это, естественно, укрепляет имидж башкирской труппы как высокопрофессиональной и плодотворной. Мы гордимся и дорожим сотрудничеством с Юрием Николаевичем. Поставили «Корсара», «Спартака»! Я рада, что у нас будет идти и «Легенда о любви», мы давно об этом мечтали. Когда артисты узнали, что Юрий Николаевич дал согласие на постановку, они полгода меня донимали вопросом: «Когда, когда начнем репетировать?» И теперь с таким горячим интересом и с азартом работают.
…Действие балета разворачивается под звуки великолепной музыки, которая была написана азербайджанским композитором Арифом Меликовым. Хореография сложная, с ориентальным колоритом. Как говорят балетные люди, «много восточных рук», а для классического танцовщика освоить и передать эти акценты не совсем легко, каждый жест имеет массу эмоциональных оттенков, смыслов. Нужно понимать и душой чувствовать Восток. Музыка тоже для танца непростая, как у Прокофьева… Поэтому артисты упорно, кропотливо работали, проявили (не для красного словца) истинную силу духа. Без этого в балете не выживешь, не осилишь физические и психологические нагрузки.
В основе сюжета – древняя восточная легенда о том, как Царица отдала свою красоту ради исцеления сестры, как обе полюбили прекрасного юношу и как он ради счастья народа пожертвовал своей любовью.
– Юрий Николаевич часто повторяет: «Не бывает балета без любви и страсти!», – увлеченно продолжала рассказ Леонора Сафыевна. – Тут и жгучая страсть, и нежная любовь, и самопожертвование, и отчаяние, образы яркие, насыщенные. Хочется и то станцевать, и это. Почти каждый солист готовит по несколько ролей. Партии Ширин репетируют Софья Гаврюшина, Лилия Зайнигабдинова, Алиса Алексеева; Мехменэ Бану – Гульсина Мавлюкасова, Бэла Оздоева, Адель Овчинникова; Ферхада и Визиря – Ильдар Маняпов, Рустам Исхаков, Олег Шайбаков, Сергей Бикбулатов; Незнакомца – Ильдар Маняпов, Олег Шайбаков, Данила Алексеев. Три состава исполнителей – это замечательно, это характеризует творческий потенциал труппы. Все мы стремимся сделать красивый подарок поклонникам балетного искусства республики и ее столицы.
После премьеры прошло семь лет, но интерес к спектаклю не ослабевает. Подскажу поклонникам искусства балета: ближайшее представление 29 февраля. Но я не уверена в том, есть ли билеты…

Незабываемые встречи


Юрий Николаевич, не устану повторять, потрясающий собеседник. Восхищают широта и образность его мышления, молодость духа, великолепное чувство юмора, которое, к сожалению, трудно передать на бумаге, ибо особый шарм – в богатстве и тонкости интонаций.
В 1995 году Юрий Николаевич приехал в Уфу работать после известной ситуации в Большом театре, он не хотел встречаться с журналистами, давать интервью. Мне удалось растопить этот лед словами о том, что была на премьере его балета «Каменный цветок» в Ленинграде, в Кировском театре, в 1957 году. Это было новое слово в хореографии.
– Я очень люблю, – признался тогда Юрий Николаевич, – когда в разных городах мне говорят о том, что были на моих премьерах, постановках.
Разговор получился содержательным и душевным, его запись на аудиокассете храню как реликвию. Чувствовался горький осадок от событий в Большом, но Юрий Николаевич подчеркнул, что ушел из театра по своей инициативе.
С тех пор пролетело почти три десятилетия. По-прежнему в нашей фестивальной афише значится имя Григоровича как Почетного президента этого праздника во славу танца.
…Юрий Николаевич редко соглашается на встречу для интервью. Но мне чрезвычайно повезло. В 1998 году, когда отмечался юбилей Зайтуны Агзамовны Насретдиновой, он как-то легко (ну, просто не мог иначе!) рассказал о дружбе с корифеями башкирского балета, о совместной учебе в Ленинградском хореографическом училище, о таланте нашей неповторимой Зайтуны, которая для него так и осталась Зоей, Зоенькой…
И еще одна беседа состоялась в январе 2012 года, когда Мастер снова прибыл в Уфу, для работы над балетом «Корсар». В те дни широко праздновалось его 85-летие, и я не удержалась от реплики:
«Юрий Николаевич, Ваш юбилей широко отмечался в Москве, Краснодаре... Наша труппа в вашу честь дала балет «Щелкунчик»... В Большом театре идут Ваши спектакли. Художественный руководитель Сергей Филин после Гала-концерта, посвященного Вашему юбилею, сказал: «Какое счастье и честь работать с таким Мастером и танцевать для него!» Вспомним 1995 год... Как история расставила все по своим местам! Вам это приносит удовлетворение?»
И в ответ услышала потрясающее, страстное, глубокое, сказанное с истинно григовской интонацией:
– Ничего пока не расставляла. Пока мы живы, все разговоры – ерунда! Вот когда мы умираем, тут начинаются разговоры о том, кто это... На расстоянии начинает проявляться настоящее лицо! Будь то художник, политик, артист... Нужно, чтобы время отдалилось. Современники не понимают ничего!..
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото Романа ШУМНОВА, Антона ГУТНИКА и Лилии ЗАГИРОВОЙ.

Дата создание новости 23-01-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 27     Номер: 5(13749)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.