На одном дыхании
В выставочном зале «Ижад» Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова с огромным успехом прошла экспозиция работ акварелиста Лейсан Рахматуллиной, получившая название «На одном дыхании».
Прошло уже больше 20 лет, как ХХ век закончился, но горькое послевкусие от его тяжелого наследства до сих пор сохраняется. В последнее время вполне очевидно, что общество устало от разрушительной деконструкции, иронии, сарказма и нигилизма эпохи постмодерна. Человечество возвращается к растерянным за последние десятилетия духовным ценностям. Искренность, надежда, новый романтизм, поиск истины – это понятия, которые объединяются в ставшей популярной в наше время концепции метамодерна. Современные философы Тимотеус Вермюллен и Робин ван ден Аккер утверждают: «Метамодернизм, в отличие от постмодернизма, стремится не переосмыслить, а пережить мир заново и целостно».
Доказано, что человек всегда движим эмоциями, в любых жизненных ситуациях он не столько рассуждает, сколько чувствует. Эмоции стимулируют фантазию и придают нашим действиям убедительность, яркость и живость, обогащая содержание человеческой жизни. Искусство же есть деятельность, состоящая в том, что художник передает зрителям испытываемые им чувства, а они заражаются этими чувствами и переживают их. Французский скульптор Огюст Роден говорил: прежде, чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце. Эмоциональное – это язык, который объединяет художника и зрителя в гармонии чувств.
…Произведения Лейсан Рахматуллиной отличает ярко выраженный узнаваемый стиль со своей эстетикой, философией и поэтикой, со своей заразительной эмоциональной версией мира. Ее акварели отличает экспрессия, свобода и выразительность, умение преобразовывать реальность во имя той самой острой выразительности, придающей произведениям особую психологическую глубину. Творчество художника построено на особом, эмоциональном восприятии действительности, и неизменно всегда эта чувственная экспрессивность, проявление душевного «спазма», – это крик без звука, некий надрыв, связаны с глубоко личным переживанием автора. Каждая линия, каждый оттенок колорита несет в себе частицу души художника, обогащая зрителя, погружая в мир эмоций, транслируемых прямо в сердце зрителя.
В акварелях серии «Движение» (1994), диптихе «Оборотная сторона жизни» (1996), композициях «Претворение. Рождение новой сути» (1995), «Клеверный трон» (1998) из серии «Смятение чувств» замысловатым образом переплетаются между собой знаки и образы. Композиции полны иносказаний, аллегорий с глубоким философским или мистическим смыслом – древние сосуды, чаши, песочные часы подчеркивают значение всего эмоционального, интуитивного и символического в человеческой природе. В них автору удается достичь ощущения легкости и бесконечной глубины смыслов одновременно.
Пейзажные композиции Лейсан почти хаотичны и выглядят как пылающий лавинный поток цвета, линий, плоскостей и точек: «Таинство Хамар-Дабан» (1996) , «Осеннее очарование» (2007), «Солнца озарение» (2007), триптих «Берег моего детства» (2014), серия «Времена года» (2020). Образы природы служат метафорами для выражения чувств и состояний и становятся зеркалом внутреннего мира автора. Это и опавшая осенняя листва как символ ухода и прощания, и весенняя природа, пробуждающаяся к жизни, как символ возрождения и надежды. Природа может быть спокойной и умиротворенной, а иногда — бурной и неуправляемой, отражая самые разные стороны человеческой души. Художник стремится к постижению красоты природы, поэтическому обобщению ее разнообразных состояний, при этом видит в природе не столько внешнюю красоту, сколько внутреннюю энергию и значимость.
Красота обыденной жизни в произведениях «Солнца луч» (2019), «Калины день» (2020), «Тыквенный венок» (2021), «Осени звон» (2021), «Дичка наливная» (2021), «Лето в пионах» (2022), «Прикосновение к совершенству» (2022). Эти композиции из цветов, фруктов и трав в сочетании с предметами быта наглядно демонстрируют, что через каждый предмет, даже самый незаметный, можно проникнуть в Красоту невидимого мира, доступную духовному взору. Художник приглашает нас наслаждаться мимолетными впечатлениями и эмоциями, приоткрывая двери в мир сиюминутных состояний, поскольку они и есть самое ценное в жизни и способны мгновенно вырвать человека из повседневной рутины, озарить душу светом истинной красоты Вселенной. И будто бы перерождаешься и обретаешь новый мир, в чем-то привычный, но совершенно иной – с иными смыслами, иными вопросами и ответами.
Искусство Лейсан Рахматуллиной – бесконечный эмоциональный экспромт, словно путешествие внутрь себя в бескрайних просторах акварели. Как неведомая мелодия, оно дарует зрителю уникальное переживание и заостряет внимание на особом эмоциональном строе, духовной глубине, искренности автора, чего так не хватает в современном мире. Сегодня у всех нас возник острый запрос на искренность. Мы хотим понимать, что чувства, которые нам демонстрируют – это настоящие чувства. Мы хотим «новой искренности», нам всем нужны «обнаженные чувства», – новая искренность в моде.
Марат МАРИН, художник.
На верхнем снимке: Лейсан поздравляет с открытием художник Ольга Самосюк.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
На верхнем снимке: Лейсан поздравляет с открытием художник Ольга Самосюк.
Фото Лилии ЗАГИРОВОЙ.
30-01-2024 (0) Просмотров: 67 Номер: 7(13751) Версия для печати