$ - 100.6798
€ - 106.0762

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

О музе пламенной сатиры



Некоторое время назад Башкирская государственная филармония имени Хусаина Ахметова в рамках весеннего женского праздника запустила небольшой цикл публикаций о героинях закулисья.
Предпочтение было отдано тем сотрудницам, которые посвятили служению главной концертной организации республики огромную часть своей жизни. Из тех, кто ныне считаются филармоническими старожилами. Ведь пришли они в организацию, когда им было намного меньше лет, чем они здесь работают...
Как было отмечено, выбор персонажей «по ту сторону» сцены велик – работницы художественно-постановочной части, костюмерного цеха, бухгалтерии, административного персонала, контрольной службы... И все достойны отдельного очерка!
Закруглим цикл о филармонических труженицах «невидимого фронта» недавней юбиляршей, которая в январе отпраздновала свое 65-летие. Знакомьтесь: Фарида Сагидулловна Илимбетова – костюмер Государственной академической хоровой капеллы Республики Башкортостан имени Тагира Сайфуллина, служению которой она посвятила – ни много ни мало – 42 года! Точнее, с 22 октября 1982-го.
Уважаемый читатель! Если фамилия нашей героини вам показалась знакомой, то... вам не показалось! Фарида Сагидулловна имеет прямое отношение к артисту юмористического жанра, писателю-сатирику, филологу, народному артисту Башкортостана Валиту Илимбетову, являясь его супругой и в какой-то степени «музой пламенной сатиры».
Но начнем по порядку. Как раз таки с молодого артиста из Салаватского драматического театра Валита Илимбетова и началась эта история. Ему было 24 года, ей – 22. И познакомились они не в театре, куда она бегала с охапками сорванных цветов, с горящими глазами взирая на кумира и вздыхая «в томленьи неподвижных дней»... Все оказалось намного ближе и понятней – встретились и познакомились в гостях у общих знакомых, заинтересовались друг другом и... через полгода поженились. «Хорошо готовила, – со свойственным ему юмором прокомментировал Валит Халитович сей факт в своей биографии, – тем и взяла!»
И тут началась новая веха в жизни молодой семьи: Валита, как яркого характерного артиста, пригласил в Башкирскую филармонию известный режиссер Фатих Ихсанов. Тогда мастер горел идеей создать театр эстрадных миниатюр с участием Ахата Уразметова (Кэтук). Валит сразу же вошел в репертуар, стал активно гастролировать по республике. Позже к нему в Уфу приехала молодая супруга. Тот же Фатих Ихсанов устроил Фариду в костюмерный цех, закрепив за хоровой капеллой. Как призналась героиня нашего очерка, шить она толком не умела, поэтому спешно пришлось окончить курсы швей-мотористок и с головой окунуться в работу. Башкирская капелла в те времена гремела уже не только по республике, наш коллектив знали по всей стране, благодаря гастрольным турам по линии Союзконцерта. Государственное концертно-гастрольное бюро СССР «Союзконцерт» функционировало с 1967-го по 1991 год как единый центр, осуществлявший планирование и координацию гастролей солистов и художественных коллективов на территории всех республик СССР. Башкирскую хоровую музыку слушали меломаны от Дальнего Востока до Москвы.
В обязанности Фариды входило (и по сей день входит) ответственность за состояние и пригодность костюмов, артистического реквизита и аксессуаров для выступлений, мелкий ремонт сценической одежды и ее хранение. Учитывая, что в составе коллектива выступали в разные годы от 50 до 70 артистов, то объем работы можно себе представить. Но возможность побывать в разных городах, увидеть нашу огромную страну стала для нашей героини отличным бонусом к трудоемкости рабочего процесса.
С удовольствием вспоминает Фарида Сагидулловна тур по Белоруссии (Минск, Гомель), Санкт-Петербургу и Прибалтике (Рига, Вильнюс), в котором ей посчастливилось побывать вместе с Государственным академическим ансамблем народного танца имени Файзи Гаскарова – в нем она недолго поработала, замещая костюмера. В ансамбле ей было посложнее – постоянная смена костюмов на каждый танец сразу нескольким танцовщикам, и так – всю программу. Уставала, конечно, но привыкла и к этому «беспокойному хозяйству».
Яркие воспоминания остались в памяти о гастролях по Дальнему Востоку в конце 80-х с капеллой: Магадан, Владивосток, Уссурийск, Хабаровск... Тогда администратором у них работал энергичный и пробивной Леонид Розенберг, который в каждом городе старался достойно обустроить коллектив на ночлег, как правило, в домах отдыха и гостиницах. Однажды в аэропорту Владивостока сидели трое суток из-за непогоды. И как назло, перед самым отлетом у нашей героини разболелся желудок! Немудрено: дала о себе знать еда всухомятку в ожидании самолета! Местные врачи забрали с собой и рекомендовали остаться в больнице, дабы подлечиться! И только неподдельный страх Фариды остаться одной в незнакомом городе на другом конце страны и страстные уверения администратора «взять больную под свою ответственность» смягчили медицинский «приговор». Владивостокские эскулапы назначили большую дозу уколов и таблеток в дорогу и взяли слово с больной непременно обратиться в медучреждение в родном городе.
Со смехом Фарида Сагидулловна рассказывает истории, как в длительные гастроли по городам страны брали с собой все необходимое в поездке. Концерты заканчивались, как правило, поздно. И вот каждый вечер в любой гостинице, где проживала башкирская капелла, в десять часов вечера отключался свет. Долго не могли понять причину! А это коллектив из Башкирии, вернувшись с очередного концерта, одновременно включал 50 кипятильников – по количеству артистов! А что делать? Голодные! Но ни разу они на этом не попадались!..
Конечно, больше всего поразила Фариду столица нашей родины, где капелла выступала не единожды – это были Дни Республики Башкортостан в Москве, 440-летие и 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства, духовные фестивали, где в храмах выступало одновременно несколько хоров со всей страны. В мае 2022 года Башкирская капелла произвела фурор на XXI Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, где представила четыре сольных программы в Москве и Тверской области. Финальным аккордом стало выступление капеллы в хоровом гала-концерте фестиваля в самом престижном зале страны – Концертном зале имени П.И.Чайковского.
С большой теплотой Фарида Илимбетова говорит о своем легендарном коллективе, с благодарностью вспоминает создателя и долгие годы художественного руководителя и главного дирижера капеллы – Тагира Сайфуллина. «Тагир Сергеевич был нашим любимым руководителем, мы смотрели на него как на Бога! Меня он называл «маленькой птичкой».
Хоровая капелла всегда отличалась особой сплоченностью и креативным подходом к празднованию различных событий – дней рождения, юбилеев, календарных дат. На своих «междусобойчиках» капелляне читают авторские стихи, исполняют ремейки, ремиксы и каверы на известные песни. А Тагир Сергеевич всегда произносил тост в стихах, делал это мастерски.
Фарида любила смотреть его выступления – на его руки, летавшие как птицы. Причем у каждого хормейстера – особая постановка рук, дирижеры ими не просто дирижируют – они руками… говорят. Сайфуллинскую манеру переняла Файруза Шайдуллина, которая работала хормейстером при Тагире Сергеевиче и была его ученицей.
Каждый последующий руководитель привнес свою трактовку – это Владимир Никитенков, Нафиря Иксанова, Ильдар Ишбердин. У нынешнего руководителя и главного дирижера капеллы Алсу Афгановны очень сильные, но в то же время поэтические руки – ее мастерство завораживает...
В капелле жизнь Фариды «приросла» подругами: Рашида Идрисова, Гульнара Миннигулова, Зиля Шарифуллина, – это те, с кем до сих пор дружат семьями.
В костюмерном цеху с теплотой общалась и дружно работала со всеми сотрудниками. Приняла ее в свой коллектив заведующая цехом Марьям Галимьяновна – рассказала, показала фронт работы. Фарида вспоминает закройщицу Наташу Миндавлетову, портную Евдокию Павловну, костюмеров гаскаровского ансамбля Алию и Лялю Каримовну. За эти годы коллектив менялся: Гульназ, Надя, Нурия, Гульнара... Вспоминая, моя собеседница немного повеселилась над забавными историями, как в жаркую погоду обливали друг друга водой, в шутку зашивали друг другу рукава, а то и тапочки на стену клеили... Что скажешь – молодость, беззаботность!
Сейчас Фарида Сагидулловна плодотворно работает под руководством Ольги Корнелюк, вместе с Карлыгаш Заурбековой, Гульнарой Башаровой, Арсеном Бакаевым, Жанной Обуховой.
Конечно же, о первом своем директоре – Раиле Ибатовиче Батыргарееве – говорит с пиететом: то ли потому, что первый, то ли потому, что лучший, хотя и строгий...
Юбилей самой Фариды Сагидулловны выпал на очередной концерт капеллы – в Органном зале проводили музыкальную «Коляду». Но даже в суматохе буден коллектив душевно поздравил свою коллегу. Так и пролетели 42 года в творческих хлопотах. Согласитесь, интересная судьба у всех тех, кто причастен к миру искусства!..
На наш вопрос «каково жить с артистом, да еще и юмористом», машет рукой, мол, привыкала долго к его шуткам и острому языку. Но потихоньку переняла его манеру, да и сыну этот дар перешел, правда, Вилнур им не воспользовался профессионально. В искусство не пошел, занимается индивидуальным предпринимательством, успешно совмещая два дела – грузоперевозки и цветочный бизнес. Как шутит Валит Халитович, «у сына все хорошие качества характера – от меня, а вот остальные – от Фариды».
На вопрос о «музе пламенной сатиры» Илимбетов ответил, что его дражайшая супруга подчас была прототипом сатирических монологов, в коих он просто описывал ее характер, конечно же, в утрированном варианте. По уверению юмориста, зритель положительно воспринимает ее «характеристику» и бурно аплодирует. «А как же реагирует сама Фарида Сагидулловна?» – со священным ужасом вопрошаем мы. «А она на мои концерты не ходит, поэтому ничего о себе не знает!» – в своем ключе отвечает Валит Халитович.
В качестве ремарки мы сочли уместным напомнить, что Валит Илимбетов с 1990 года – идейный вдохновитель и долгие годы руководитель театра эстрадных миниатюр «Кызык-­Мэзэк» («Интересный-Чудной»). За годы работы исполнители роли Мэзэка менялись, но Кызык был единицей постоянной. Волею судеб в 2017 году коллектив распался, его руководитель ушел из филармонии на заслуженный отдых. Но как оказалось, временно. Если вы верите в чудеса, то вот вам одно из них: фанат творчества коллектива бизнесмен Валерий Назаров на одном из концертов, где Валит Халитович работал конферансье, предложил возобновить творчество сатирической группы, предложив для воссоздания материальную базу – аппаратуру и автобус с логотипом для гастролей, а также свои услуги в качестве администратора. Так свершился камбэк «Кызыка-Мэзэка», и команда продолжает успешно выступать по республике и в регионах. Правда, в составе обновленного театра эстрадных миниатюр появился новый персонаж, который играет и поет на трех языках – русском, башкирском и татарском... Но это, как говорится, совсем другая история!
А мы хотим еще раз поздравить героиню нашего повествования Фариду Сагидулловну Илимбетову с красивой датой и пожелать ей крепкого здоровья, продолжительных лет жизни и долгосрочной работы в главной концертной организации нашей республики!
Алия САМАРБАЕВА.
Фото предоставлено литературной частью филармонии.

Дата создание новости 15-03-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 47     Номер: 18(13762)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.