Гори, гори, его звезда!..
Народному артисту России и Башкортостана, лауреату всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов, лауреату республиканской премии имени Саляма, выдающемуся певцу Радику Арслановичу Гарееву нынешней весной исполнилось бы 68 лет…
Как мешает это «бы»… Даже не верится, что уже почти три десятилетия пролетело без него. Радик Арсланович стоит перед глазами – живой, излучающий энергию, обаяние, неравнодушие к людям, ко всему миру… С неизменной, чуть застенчивой, несмотря на необыкновенную славу и популярность, улыбкой... Всегда в движении, всегда в действии… Вот он в своем директорском кабинете страстно, темпераментно говорит по телефону – убеждает, добивается, отстаивает… Вот идет по театру – здоровается, пожимает руки, задает вопросы, шутит, смеется… А вот Радик в партии Фигаро, словно специально для него написанной: яркий, артистичный, вездесущий, самозабвенный, счастливый… Или в концерте: так поет любимый романс «Гори, гори, моя звезда», что страшно пошевелиться, дабы смахнуть слезу со щеки… А вот с экрана телевизора льется его чарующий, бархатный баритон – ария Мистера Икс, исполнительский шедевр Радика… И еще множество мгновений, навсегда запечатленных в памяти. Как не вспомнить в год 450-летия нашего города эту легендарную личность, именно с которой для многих знаменитых в России людей ассоциировалась Уфа.
…Незабываема для меня встреча с ним в мае 1985 года. В доме культуры «Авангард» Уфимское агрегатное производственное объединение отмечало 40-летие Великой Победы. На сцену поднялись ветераны, пришедшие на завод во время войны подростками. Музыкальный подарок для них – выступление Радика Гареева, тогда только начинающего свой звездный путь, обладателя Гран-при Всесоюзного конкурса-фестиваля политической песни «Красная гвоздика». Не случайно был приглашен именно он. Луч софита высвечивает портрет обаятельной девушки. «Знакомо вам это лицо?» – спрашиваю я, ведущая вечер. «Да, – отвечает Радик, – это моя наставница, педагог Миляуша Галиевна Муртазина». Для него тогда стало откровением то, что в военные годы она работала на заводе контролером инструментального цеха. Мила Муртазина, так ее звали в те поры, участвовала в художественной самодеятельности, ее обожали за красивый голос и душевные песни. Рассказ об этом и встреча с поднявшейся на сцену Миляушой Галиевной потрясли Радика. На огромном эмоциональном подъеме он исполнил одну из лучших своих песен – народную башкирскую «Уралым». Он пел так, что взбудораженный зал притих. Смолкли все звуки… Несколько секунд тишины и… гром оваций.
Тогда никто не мог предположить, что молодому артисту, полному творческих и жизненных сил, счастливому мужу, отцу осталось на все про все десять лет. И как много он успел за эти годы сделать! Участвовал в конкурсах, выступал в программе «Товарищ кино», дружил с известными артистами, композиторами, космонавтами, деловыми людьми. И сам был всеобщим любимцем. Его песни услышали не только в разных уголках России, но и в Италии, Франции, Испании, Греции, Германии, Финляндии, Канаде, США, странах Африки и Ближнего Востока. Его приглашали на выгодную работу за рубежом, сулили большие деньги, машины, виллы… Радик лишь смеялся в ответ: как они не понимают, что без родины, без Башкирии, он не сможет прожить.
Радик Гареев вырос в большой семье (он был восьмым ребенком), где его научили любить башкирские и татарские песни. Любовь к музыке, пению привела его из далекого Янаульского района в Уфу – сначала в училище, а потом в институт искусств. Здесь и произошла его встреча с талантливым, мудрым педагогом Миляушой Галиевной Муртазиной, которая смогла природный дар певца так отшлифовать, что он засверкал удивительными, яркими гранями. Студентом-второкурсником Радик дебютировал на оперной сцене – спел заглавную партию в опере Чайковского «Евгений Онегин». Публика приняла молодого вокалиста очень тепло. Жаль только, что зал был не полон: театр переживал кризис, спектакли шли при сильно поредевших зрительских рядах… Если бы кто сказал ему, что через несколько лет это станет его проблемой и заботой, ни за что не поверил бы.
Но случилось именно так. В 1990 году Радика Арслановича Гареева назначили директором Башкирского государственного (ныне – академического) театра оперы и балета. Вот где пригодились его связи, знакомства! Появились спонсоры, можно было делать новые спектакли с хорошими декорациями, прекрасными костюмами. Радик Арсланович вернул в театр талантливых певцов, которые начинали в Уфе, а потом разъехались по другим городам и весям. Пригласил выпускников Московской консерватории. В процессе возрождения театра нашел верного соратника, единомышленника – дирижера Валерия Платонова. В театре стали появляться артисты, художники такого масштаба, как Ирина Архипова, Владислав Пьявко, Мария Биешу, Юрий Григорович…
Родился фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе». Мне это особенно хорошо помнится, потому что я была в числе первых энтузиастов шаляпинского движения в нашем городе. Ведомые нашим лидером Галиной Александровной Бельской, мы мечтали о том, чтобы и у нас был такой фестиваль, как в Казани. Ведь Уфа – город оперного дебюта великого певца, колыбель творчества, как сказала его дочь Ирина Федоровна. Новый директор театра оперы и балета и его соратник, единомышленник Валерий Игнатьевич Платонов поддержали идею. Как ликовали, когда Радик Арсланович сообщил, что решение на высоком уровне принято, фестиваль будет. «Придумайте хорошее название!» – сказал он нам. Сейчас кажется: название столь органично и естественно, что другого и быть не может. А родилось оно в муках. Правда, творческих и вдохновенных. Мы вдвоем с Галиной Александровной провели мозговую атаку на знаменитой кухне Бельских. Хотелось придумать что-то нешаблонное, оригинальное. Сейчас не смогу передать взволнованную атмосферу, всю цепочку наших вариантов. Вечер с Шаляпиным… Оперный вечер… Вечера с Шаляпиным… А про Уфу же надо! Оперные вечера с Шаляпиным в Уфе… Уфимские оперные вечера с Шаляпиным… Нет, длинно… Что-то Шаляпин никак не хотел стать прилагательным. Раз Шаляпин – значит, опера, можно без этого слова… Шаляпинские вечера…Уфимские Шаляпинские вечера… Шаляпинские вечера в Уфе! Ура!!!
Название Радику Арслановичу понравилось, и уже в апреле 1991 года состоялся Первый фестиваль оперного искусства «Шаляпинские вечера в Уфе».
А вскоре, с началом дружбы с Юрием Николаевичем Григоровичем, родился и балетный фестиваль – памяти Рудольфа Нуреева. Театр зажил красивой, яркой жизнью, и народ, что называется, валом повалил на спектакли, премьеры, фестивали.
И все это Радик Арсланович делал, оставаясь оперным солистом. Многие предостерегали его, отговаривали от директорства, убеждая, что административная работа помешает его певческой карьере. Наверное, какой-то здравый смысл в этом усматривался. Но Радик уже был одержим целью сделать башкирский театр лучшим. Он хотел, чтобы все было лучшее: и опера, и балет, и оркестр. Конечно, он мог петь больше, если бы не был директором. Но зато он способен был спросить как профессионал с тех, кто позволял себе схалтурить. Он мог после спектакля пригласить певца и по партитуре указать все его вокальные ошибки, слабые места.
К себе же он был требователен невероятно. Как бы восторженно ни принимала его публика, сам он редко был всецело доволен собой. Как вспоминал Валерий Платонов, Радик после каждого спектакля мучительно переживал: там нота «не встала», здесь штрих не пошел, или что-то еще не заладилось. И снова работа, работа, поиск совершенства. Перед каждым спектаклем, задолго до общей спевки он брал уроки и тщательно прорабатывал всю партию. На спевках пел в полную силу, не щадя себя, своего голоса, не думая о том, что на репетиции его можно поберечь.
Зато публика понимала и ценила его взыскательность к себе. Если Радик Гареев пел в спектакле, аншлаг был обеспечен. Люди шли на ЕГО Жермона в «Травиате», ЕГО Эдвина в «Королеве чардаша», на ЕГО вечера русского романса…
Коронной партией Радика, безусловно, была партия Фигаро в «Севильском цирюльнике». Спектакль с самого начала воспринимался как гареевский. Словно он специально для него поставлен. Наверное, Россини и Бомарше, создавая своего героя, представляли его именно таким, каким был Фигаро Радика Гареева: жизнерадостным, лукавым, искрящимся юмором, темпераментным и лиричным одновременно. Таким был и сам Радик.
…Последним спектаклем, в котором Радик Гареев вышел на сцену, стал тоже «Севильский цирюльник». 20 октября 1996 года. За девять дней до смерти. Коллеги вспоминают, что Радику нездоровилось, но стоило ему выйти на к залу, как он весь преобразился, «засверкал». Словно не Радик Гареев был на сцене, а сам Фигаро явился из Севильи. Он был как вулкан, извергающий энергию, искрометность, жизнелюбие. После спектакля глаза у него светились счастьем…
И вдруг его не стало. Прощаться с Радиком Гареевым шло огромное количество народа. Не всем удалось подойти к смертному одру, многие даже не смогли попасть внутрь театра, где стоял гроб. Но все они шли и шли, провожая Радика Арслановича в последний путь, людская река молча несла свои волны за тем, кого так любил народ, и этот поток достиг решетки старого мусульманского кладбища и только тогда остановил свой бег… Вот так проявилась народная любовь… И теперь, по истечении почти трех десятилетий со дня кончины, совершенно очевидно, что Радик Гареев был и остался выдающейся личностью, гордостью Башкортостана и его столицы, ярчайшей и неповторимой звездой российского искусства.
Нина ЖИЛЕНКО.
Фото из архива автора.
Фото из архива автора.
23-04-2024 (0) Просмотров: 67 Номер: 28(13772) Версия для печати