Оперный взял очередной рубеж
В год 450-летия Уфы сразу несколько театров из столицы Башкортостана откликнулись на знаменательнаю дату новыми постановками, посвященными нашему городу.
Первым стал Уфимский театр юного зрителя, представивший публике проект «Уфа», чей жанр обозначен как спектакль-обряд. Вторым стал Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан, который сначала провел творческую лабораторию «Уфа, я люблю тебя!», в процессе которой молодые российские режиссеры делились со зрительской аудиторией своим взглядом на наш любимый город. По итогам этой лаборатории, прошедшей просто блестяще, были отобраны все три эскиза, два из которых, объединенные названием «Уфа, я люблю тебя!», составляют теперь спектакль с таким же названием, премьера его на Камерной сцене ГАРДТ РБ прошла под финал апреля. А третий, каковой еще находится в работе, зритель увидит позднее.
И вот еще одна постановка – посвящение столице Башкортостана, премьеру которой Башкирский государственный академический театр оперы и балета приурочил и к дням, связанным с празднованием Великой Победы. Речь об оперном спектакле «Рубеж» на музыку замечательного российского композитора Александра Владимировича Чайковского, профессора Московской консерватории, народного артиста России, лауреата Премии Правительства Российской Федерации. В основе ее либретто, написанного Дмитрием Макаровым, лежат реальные события, в годы Великой Отечественной войны происходившие в Чувашии. Но поскольку речь идет о тяжелых буднях тех, кто ковал Победу в тылу, а Уфа в годы огненного лихолетья отдала фронту все, чем была богата, и жители нашего города на износ трудились, помогая бойцам, произведение Александра Чайковского, написанное в жанре оперы-поэмы, актуально для всех россиян, в том числе и жителей Башкортостана. Недаром же на звуках увертюры женский голос (что вполне логично, поскольку все трудности будней в тылу легли на плечи слабой, но такой сильной половины человечества; кстати, это голос режиссера-постановщика спектакля Айсылу Иксановой) перечисляет предприятия, учреждения, эвакуированные в Башкирию, цифры и факты, связанные с производством промышленной продукции, появлением новых для нашей республики отраслей и еще многое из того, что было важно для фронта.
Дирижер-постановщик спектакля, премьера которого состоялась в БГАТОиБ 8 и 9 мая, – народный артист Башкортостана, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая Маска» Артем Макаров; художник-постановщик и художник по костюмам – Рустам Баймухаметов, хормейстер-постановщик – лауреат Всероссийского конкурса Михаил Коськов, хореограф-постановщик – лауреат Международного конкурса Александр Любашин, художник по свету – заслуженный работник культуры РБ Сердар Чарыев.
...Есть большая общая история страны и какого-то одного региона, который в силу сложившейся ситуации готовится стать оборонительным рубежом для сдерживания наступления, а внутри этого «мейнстрима», жизненного потока существуют отдельно взятые судьбы и сюжеты из биографий разных соединенных обстоятельствами людей, которые тоже достигли своего предела, своего рубежа. Но несмотря ни на что главной для всех этих героев становится мысль о победе, ради которой необходимо не сломиться и выстоять. Какие-то истории рубежного периода страны, отраженные в спектакле, напоминают уже известные сюжеты, скажем, сцены из пьесы Виктора Розова «Вечно живые», но это тоже объяснимо, поскольку так в те годы жила вся страна и происходящее отзывалось в каждом доме...
Премьерный спектакль, на который театр пригласил ветеранов нашего города, горячо аплодировавших исполнителям, стал достойным подарком к 450-летию Уфы. Недаром же в финале на сцене проекцией особых заслуг жителей столицы Башкирии в дни войны появляется стела «Уфа – город трудовой доблести». Впрочем, мы еще вернемся к разговору о новой постановке.
Илюзя КАПКАЕВА.
Фото Татьяны ЛОМОВСКОЙ, БГАТОиБ.
Фото Татьяны ЛОМОВСКОЙ, БГАТОиБ.
10-05-2024 (0) Просмотров: 28 Номер: 32(13776) Версия для печати