ИСТОРИЧЕСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ
По Англии без гида и переводчика. Три слова о прошлом...
И в английском, и в русском много слов, восходящих к прародителю европейских языков - латинскому.Наш "Алфавит" мы начнем именно с таких слов, которые для историка говорят достаточно много - архив (archive),
аббатство (Abbey) и археология (archaeology). Но главное, эти слова тесно связаны между собой
с момента возникновения и вплоть до наших дней.
Архив
В понимании англичан - это прежде всего собрание исторических документов прошлого. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что вместе с появлением письменности человек еще в очень далеком прошлом пытался сохранить бесценные для него свидетельства собственной деятельности. Что касается Англии, то по меркам древнейших цивилизаций мира это молодая страна с "юным" архивным собранием. Даже название "Англия" письменные документы зафиксировали только в 829 году.
Первыми архивами в средневековой Англии были письменные собрания документов, в которых нуждались их владельцы. А нуждались в них далеко не все представители английского общества. Крестьяне пользовались сложившимися обычаями, которые передавались из уст в уста и регулировали частную и хозяйственную жизнь. По большому счету, правильно пахать землю без письменного руководства можно и в наши дни. Мир европейского, а значит, и английского крестьянина очень долго был сферой устной культуры и общинных традиций. Но даже образ жизни его господина, собственника земли, не принадлежал к письменной культуре. Короли, как и другие титулованные лица, доверяли делопроизводство представителям единственного грамотного сословия средневекового общества - духовенству.
Именно в монастырских комплексах или аббатствах сложились первые западноевропейские школы, именно здесь появились обширные хранилища документов и книг. Первые так называемые архивы монастыря умещались в одной большой книге, которая именовалась "Картулярий", то есть собрание грамот. В один фолиант как в современную папку делопроизводителя подшивались по годам все важные для монахов документы. Они-то и являются древнейшими памятниками средневековой Англии. А монастыри - это самые первые владельцы архивов и библиотек.
Однако в наши дни всем правит государственный закон и установленный им порядок. В Англии со времен Реформации XVI века нет монастырей, нет их архивных собраний. Те документы, которые не пропали в огне борьбы с католицизмом, находятся в местных хранилищах англиканской (или епископальной) церкви. Значительная их часть была переведена на английский язык и опубликована различными обществами любителей старины и истории края.
В процессе создания централизованной архивной службы Великобритании часть церковных архивов получила пристанище в великолепном центре "Национальные архивы Великобритании", расположенном в Кью - пригороде Лондона. Здесь сконцентрированы документы, касающиеся всех периодов истории страны и всех видов деятельности английского общества по XX век включительно.
Большой смелостью, а возможно, эксцентричностью англичан объясняется решение вынести архивный комплекс из центра Лондона в своеобразный природный заповедник.
Огромное здание архива, с какой стороны к нему ни подходи, буквально выплывает из окружающей его зелени деревьев и кажется большим кораблем, который качается на волнах проточного озера. Этот эффект усиливают водоплавающие птицы, встречающие и сопровождающие посетителей до стеклянного корабля-архива. Цапля, не обращая ни малейшего внимания на нас, тщательно чистит перья на поручнях мостика, по которому надо пройти к дверям, где мы встретим пергаментные и бумажные сокровища.
Главный документ для регистрации читателя только один - это паспорт. Ни возраст, ни профессия, ни страна проживания не имеют никакого значения. Получить заветный читательский билет можно очень быстро. Все зависит от того, насколько скоро вы справитесь с архивным тестом на умение работать в зале с особыми архивными источниками, как рукописными, так и печатными.
Получив заветный билет - электронную карточку, проходим в компьютерный зал, где с каждой машины можно войти в электронный каталог. Используя свой билет-карточку, заказываем необходимые документы самостоятельно, а через сорок минут получаем их в соответствующем читальном зале. Много удивительных для нас моментов связано с работой в архиве Великобритании: посещение и получение в зал документов - бесплатно. Можно фотографировать документы, для чего на специальных столах установлены штативы, и тоже бесплатно. Как и выставки манускриптов, и всего, что связано с историей делопроизводства. Их можно посмотреть в специальных залах первого этажа архивов.
Самое востребованное орудие работы в зале, помимо фотоаппарата, бумага и простой грифельный карандаш. Простым карандашом пишут все не только в архиве, но и в библиотеке, а по привычке и в университете.
Архив работает все дни, кроме воскресенья. Он очень старается быть востребованным, и, надо сказать, что это у него получается. Залы не пустуют, отдел регистрации работает в поте лица. Остается только удивляться, как при таком наплыве читателей, им удается держать марку - сорок минут на доставку любого материала в зал, в том числе и из фонда Древних рукописей.
Аббатство
Такое название в Западной Европе и, конечно, в католической Англии получали крупные монастыри, которые организовывали жизнь согласно уставу определенного ордена. Такие монастыри имели право не подчиняться епископу - территориальному главе в местной структуре церкви. Верховная власть над аббатством принадлежала орденскому совету и главе ордена. Монастыри были экономически независимыми организациями, которые владели не только сельскохозяйственными угодьями, деревнями и крестьянами, но также городами, с которыми устанавливались очень сложные хозяйственные и социальные связи. Самыми старыми и известными в Англии были обители бенедиктинского и цистерцианского орденов.
Любое аббатство имело одинаковую топографию построек, с некоторыми отличиями, которые были продиктованы рельефом местности. Главными в монастырском комплексе были собор и примыкающий к нему клуатр. Собор связывал монастырь как замкнутую общину с миром. Сюда могли приходить на богослужение и простые верующие. А вот клуатр, что в переводе с латинского языка означает "замкнутое пространство", был внутренним двором для всех монастырских построек. Одну его сторону заполняла громада монастырского собора или церкви, три другие включали трапезную и кухню, дормиторий (спальню монахов), библиотеку и скрипторий (мастерскую письма и оформления книг, рукописей), школу и госпиталь, а также хозяйственные постройки. Из-за полного уничтожения монастырей в ходе Реформации в Англии практически не сохранилось ни одного действующего монастыря.
Самый знаменитый английский монастырь находится в Лондоне - это Вестминстерское аббатство. Еще в раннее Средневековье эта обитель старейшего бенедиктинского ордена была тесно связана с королевской властью. Конечно, аббатство неоднократно перестраивалось, но современный вид оно приобрело уже в XIII веке. Здесь венчались королевские пары, короновались и отправлялись в последний путь - усыпальницу правящей династии. Связь аббатства и власти отражена и в том, что здание средневекового Парламента Англии находится на расстоянии пяти минут ходьбы от Вестминстерского собора. Начиная с XIV века долгое время палата Общин использовала трапезную монастыря как зал заседаний.
В настоящее время большая часть сохранившихся зданий монастыря находится в распоряжении англиканской церкви, но, конечно, не в качестве места проживания монахов. По-старинке комплекс называют Вестминстерским аббатством, хотя официально это коллегиальная церковь Святого Петра. От монастыря осталось небольшое число зданий вместе с действующей церковью. В дни, когда открыт бывший внутренний двор аббатства, сюда приходят не очень многочисленные посетители. В галереях вывешены памятные знаки героям английской истории, например, знаменитому капитану Джеймсу Куку, летчикам Королевской авиации, погибшим в ходе воздушных боев над водами Северного моря. А под плитами пола галерей клуатра находятся захоронения выдающихся деятелей культуры и истории Англии. Есть даже особый уголок поэтов Англии, начало которому положил прах первого английского поэта эпохи Возрождения Джефри Чосера. Эта католическая традиция захоронений в храме и ближайшей к нему территории несколько озадачивает и даже потрясает лиц, относящихся к другим конфессиям.
В целом, красивый комплекс королевского аббатства в Лондоне не очень берет за душу. Он раскручен как туристический объект, что даже мешает проводить следуемые службы в коллегиальной церкви, поэтому ее закрывают во время богослужебных часов для посещения всех, за исключением прихожан.
Большее впечатление на нас произвели значительно пострадавшие во время Реформации здания цистерцианского монастыря Киркстейл. В отличие от бенедиктинских аббатств, цистерцианские обители строились в северных и западных графствах Англии. Можно коротко объяснить эту особенность: если бенедиктинцы были пахари и нуждались в плодородных землях, то цистерцианцам нужны были угодья, пригодные для выпаса овец.
На осмотр руин аббатства Киркстейл мы потратили почти весь день. Оно располагалось недалеко от города Лидс. В Средние века это была самодостаточная и процветающая монастырская община. Реформация не только разом покончила с монашеством, но и уничтожила все его материальные памятники. В настоящее время сохранились величественные остовы и очертания монастырского комплекса. В них историку практически делать нечего. Но зато есть "пища" для археолога.
Нам очень повезло, что во время работы научного конгресса в Лидсе летом прошлого года мы смогли посетить Киркстейл с группой историков и археологов под руководством представителей Йоркширского археологического общества. Исследовательские работы и воссоздание первоначального облика монастыря проводятся здесь на протяжении всего XX века. Это очень кропотливая и дорогостоящая работа. Она не просто дает нам зрительные образы жизни английского монашества, но и меняет традиционные представления о его повседневности.
В нашем представлении о монашеской жизни на долгое время отпечатался монастырь из произведения Марка Твена "Янки при дворе короля Артура", с неопрятными и глупыми монахами, приходящими в ужас от вида воды. Монахи Киркстейла, напротив, были фанатами чистой, проточной воды, которая поступала по специальным водоводам во многие монастырские помещения. Для отвода подземных вод, грязных стоков также была построена дренажная система. В теплом помещении рядом с кухней были установлены большие ванны, вырубленные из камня.
Самым впечатляющим зданием в этом комплексе по размерам, безграничному пространству нефа был собор монастыря. Очевидно, что его строительство началось в эпоху романского стиля с его полуциркульными перекрытиями и арками. Достроен собор уже в готическом стиле, черты которого так гармонично в нем сочетаются.
Англичане любят свои аббатства, хотя те уже давно не являются культурными центрами. У людей есть желание реконструировать хотя бы тот облик, который имели обители до погромов Реформации. Аббатство Киркстейл сегодня - не только хорошо сохранившийся комплекс, который стоит немыми руинами. Внутри него сделана детская историческая площадка. Мамы охотно приводят своих детей поиграть и, как бы между прочим, запечатлеть в ребячьей памяти историю родных мест.
Археология
Пожалуй, сегодня нет ни одной страны, где бы ни работали археологи из Великобритании. Английский ученый в среднем за год участвует в семи-десяти зарубежных конференциях и экспедициях, то же касается и студентов, изучающих археологию. Это, пожалуй, одна из самых любимых и престижных наук в Англии как среди рядовых британцев, так и среди представителей знатных дворянских родов. Даже принц Чарльз изучал археологию в Тринити-Колледже в Кембриджском университете.
Каждое уважающее себя высшее учебное заведение имеет факультет археологии и антропологии. По популярности и значимости археология как наука сравнима с юриспруденцией, как увлечение - с конными скачками, греблей, стрельбой из лука. В этом нет ничего удивительного, ведь прошлое, в том числе и античное, окружает англичан повсюду. Многие города: Лондон, Кентербери, Бат, Честер - были основаны еще римлянами. Римские, как и средневековые, руины являются излюбленным местом ежедневных, долгих прогулок англичан.
В этой стране считают, что история национальной археологии связана с попытками найти свидетельства жизни легендарного короля Артура, а первые задокументированные "раскопки" были проведены еще в 1194 году монахами из аббатства Гластонбери. Конечно, не будем идеализировать британцев, их наследие - монастыри, замки, курганы и поселения, были сильно "потрепаны" в периоды Реформации и Промышленной революции. Истинный и повсеместный расцвет любви к древностям Англия переживала в конце Викторианской эпохи, когда каждое графство, даже самое маленькое, создавало свое научное общество. Местные жители с таким энтузиазмом стали исследовать свое прошлое, что через пятнадцать лет, к началу Первой мировой войны, у каждого из этих "краеведческих обществ" насчитывалось более чем по пятьсот опубликованных страниц исследований. Эти общества, как и более старые Общества Антикваров, продолжают работать и в настоящее время, сохраняя свои архивы и библиотеки. Их заседания привлекают интересующихся собственной историей волонтеров всех возрастов. Приходите к ним, и они с радостью и педантичностью погрузят вас в прошлое своего графства, а затем будет традиционный английский чай с печеньем и чтением книг в уютных креслах.
Наследием колониальной системы стала сильная школа британской египтологии. Вспомним хотя бы открытия в Долине царей, сделанные английскими египтологами Джорджем Карнарвоном и Говардом Картером. Современного путешественника музеи Великобритании поразят обилием египетских, ближневосточных, античных и центрально-американских древностей. Экспозиции почти каждого собрания представляют подобные артефакты. Но стоит выделить конечно же Британский музей, музеи Кембриджа (Музей археологии и антропологии, Музей классической археологии, Фицуильямский музей). Однако, если вы действительно решили погрузиться в мир археологии, стоит посетить фонды этих музеев. Можно заранее связаться с кураторами выставок, и если это не суббота и воскресенье, то куратор покажет археологические "сокровища" музейных запасников. Вас поразит доступность фондов музеев для обычных граждан: не нужно документов, множества писем, необходимо только одно - любовь к прошлому и желание узнать новое.
Авторы проекта:
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены лаборатории.
Фото из архива авторов.
Татьяна ЛЕОНОВА, заведующая Лабораторией методологии и методов гуманитарных исследований БГПУ имени Мифтахетдина Акмуллы; Ия ШУТЕЛЕВА, Николай ЩЕРБАКОВ, члены лаборатории.
Фото из архива авторов.
14-02-2014 (0) Просмотров: 2 032 Номер: 29(12427) Версия для печати