Впечатления лета
Чарующая прелесть Наровчата
Сохранились в российской глубинке небольшие города и поселки, в которых старина гармонично уживается с современностью: на зеленых холмах, среди живописных пейзажей разбросаны уютные усадьбы с цветущими садами, крепкие особнячки-бодрячки XIX - начала XX столетий соседствуют с новыми школами, стадионами, парками. Разрослись липовые аллеи, на месте бывшей мельницы оборудован пляж и футбольное поле...
Впервые о Наровчате я услышала от своей бабушки - маминой матери - Параскевы Игнатьевны Окуневой. Старушка усаживала меня - трех-четырехлетнюю девочку к себе на колени, цокала языком и речитативом пропевала длинную песенку... Запомнились только первые строки:
Эх! Копыта застучат,
Мы поедем в Наровчат,
К милой бабушке
На оладушки.
Бывая в Пензе, я всегда посещаю ближайшие населенные пункты. В конце лета удалось съездить в Наровчат. В прошлом - маленький уездный город, ныне имеющий статус села (около 5000 жителей), Наровчат отметил свое 652-летие (первое летописное упоминание о нем встречается в Троицкой летописи 1361 года).
В 1237 году поселение было захвачено Батыем, позднее стало частью Золотой Орды. В 1395 году населенный пункт стер с лица земли Тамерлан, и только в начале XVII века поселок начал отстраиваться заново, получив название Наровчатское городище. К 1780 году Наровчат получил статус уездного города. В начале XIX века были возведены три типовых каменных здания: казарма, полицейское управление и тюрьма (ныне являются частью комплекса музея-заповедника), а к середине XIX века появились каменные дворянские и купеческие дома, лабазы; застройка шла по генеральному плану.
Наша экскурсия началась с единственного в России музея Куприна. Это небольшой деревянный дом, выходящий тремя окошками на улицу.
Хочется отметить и Пушкинский центр имени Н.Н.Пушкиной-Ланской, занимающий уютное помещение с постоянной экспозицией, раскрывающей связь Наровчата с именем великого русского поэта России. Эта связь прослеживается, благодаря старинному русскому дворянскому роду Араповых.
Владельцем Путевого дворца (красивейшее деревянное здание с изящной резьбой, в котором и располагается центр) был кавалергард, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов. Его жена Александра Петровна - дочь Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской. Она унаследовала от матери нежные выразительные черты лица, была женщиной начитанной, обладала литературными талантами: вела дневники, писала очерки, романы, переводила с французского.
С наступлением теплых весенних дней из Москвы в гости к Араповым приезжала Мария Александровна Гартунг, урожденная Пушкина, со своим братом - старшим сыном поэта Александром Александровичем - генералом, героем Балканской освободительной кампании. Дамы совершали прогулки по окрестностям, занимались рукоделием. Летняя жизнь в усадьбе шла неторопливым, размеренным ходом: чтение, долгие беседы, чаепития, обеды, литературно-музыкальные вечера...
В экспозиции представлены: мебель XIX века, пианино "G.Leppenberg", галерея фотопортретов, архивные документы, книги.
Настоящей жемчужиной Пензенского края является Троице-Сканов монастырь, который был основан предположительно в середине XVII века, однако первая каменная постройка относится к 1825 году. В монастыре сохранилась чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, написанная в 1756 году монахом Челнского мужского монастыря Евфимием.
В советское время монастырь был закрыт, а многочисленные здания использовались под хозяйственные нужды совхоза. В 1990 году монастырский комплекс был передан Русской православной церкви.
В полутора километрах от Троице-Сканова монастыря на горе Плодской находится Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Экскурсовод за полчаса путешествия по узким, извилистым лабиринтам пещеры рассказал об удивительном рукотворном происхождении этого загадочного объекта. Сюда удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира. Внутри горы в разных направлениях были ископаны пещеры шириною в 80 сантиметров, высотою 178 сантиметров, длиною 546 метров, наподобие малых комнат сделаны затворни без всяких украшений. Копали монахи вручную с помощью лопат и заступов. Располагаются пещерные ходы в три яруса, но местные старожилы указывали на наличие четвертого и пятого ярусов, сокрытых в самых недрах Плодской горы. Стены пещер частично обложены кирпичом и побелены, во многих местах имеются настенные рисунки, начертания крестов, священные надписи. Температура воздуха внутри пещер постоянная, но в каждом ярусе своя: в первом (верхнем) - 11-12 градусов, во втором - 8-9 и в третьем - 6-7. Этот режим поддерживается не только естественно, но и с помощью системы вентиляции, устроенной монахами.
Наровчат окружают монастыри, церкви, часовни, святые источники. На местных сельских дорогах можно встретить туристические автобусы со всей России. В сувенирных и церковных лавках продаются эксклюзивные вещи, сделанные руками монахов: картины, четки, вышивки, вязаные салфетки, скатерти, шали, выполненные из бисера иконы, писанки, посуда из керамики, игрушки, а также традиционные буклеты и открытки с живописными видами Наровчата и его окрестностей.
С чувством какого-то благоговейного восторга покидала я Наровчат. За окном проплывали крыши домов, утопающие в яблоневых садах и виноградниках, редкие прохожие - местные жители, деловито шагали по своим делам и не обращали на нас внимания. А я с любопытством вглядывалась в их лица и пыталась понять: была ли песенка моей бабушки про Наровчат обычным фольклором или же слова родились именно здесь, и в этих краях жили наши родственники?
Галина ФАДЕЕВА.
НА СНИМКАХ: Пушкинский центр; к милой бабушке на оладушки.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: Пушкинский центр; к милой бабушке на оладушки.
Фото автора.
20-09-2013 (0) Просмотров: 1 816 Номер: 180(12328) Версия для печати