$ - 100.2192
€ - 105.8090

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ

Горячая биография огнеборцев столицы

Пронзая столетья, зажигая сердца…

«Ещё книги – будут!»

Девятьсот пятьдесят шагов по улице Уфимской

Душа кочующего театра, или Праздник на нашей улице

Да хранят нас три шурупа!




Нелинейный театр – это территория свободы.
Свободы обращения с текстом. Свободы обращения с музыкой.
Это путь.
Юрий БУТУСОВ


Это поразительное по своей пронзительности, исполненное душевного тепла высказывание Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан родилось в январе, когда город наш только вступил
в год, связанный со своим 450-летним юбилеем. Именно тогда флагман русского искусства нашей республики провел Творческую лабораторию под названием «Уфа, я люблю тебя!», призванную создать спектакль, который бы принял на себя особую миссию, став объяснением в любви городу над Белой.

«Вечерка» уже не раз писала о том, что в рамках своеобразного «родильного дома», коим стала на время лабораторных работ Камерная сцена ГАРДТ РБ, помогали появиться на свет возлюбленным чадам приглашенные режиссеры – Ленара Гадельшина (Москва), Ксения Пещик (Красноярск) и Ильсур Казакбаев (Уфа), а также артисты самого театра. В результате тщательно и бережно проведенного, скажем так, дородового патронажа на свет появилась… тройня. И все эти чудесные малыши, горячо приветствуемые собравшимися «на зубок» поклонниками таланта актеров труппы Русского академического «позолотили» счастливым родителям «зубок», сиречь одарили их бурными продолжительными аплодисментами и криками «Браво!». В итоге «родительский комитет», а в состав его помимо художественного руководства ГАРДТ входили и приглашенные театральные критики, не нашел изъянов и не увидел порчи ни в одном из младенцев, каждого из них признав здоровеньким и прелестным.
Но это, читатель, присказка, а сама сказка ждет вас впереди. И извините меня за вольный стиль изложения событий! Я уже не первый раз пишу про эту уникальную лабораторию, и повторяться мне не хочется, отсюда и такой пролог.
В общем, по результатам лабораторной работы театр принял решение дать возможность всем трем эскизам при определенной доводке войти в афишу Русского драматического. И расстановка сил ныне такова, что основанные на неком соединении истории и современной жизни нашего города эскизы Ленары Гадельшиной и Ксении Пещик, объединенные названием «Уфа, я люблю тебя!», идут как спектакль малой формы на Камерной сцене театра, а эскиз Ильсура Казакбаева, посвященный событиям из биографии столь дорогой для Уфы семьи Сергея Тимофеевича Аксакова (а для него была специально заказана пьеса у известного драматурга, нашего земляка Владимира Жеребцова), пока еще находится в работе, но со временем публика увидит и эту постановку.
…Повторюсь, я уже не раз писала об этом уникальном, на мой взгляд, эксперименте. Ведь Ленара и Ксения приехали в Уфу всего на несколько дней, и задача перед ними, равно как и перед Ильсуром, ранее с аксаковской темой не соприкасавшимся, стояла архисложная: создать связное повествование о городе на семи холмах, о его жителях, особенностях, нравственных ценностях и выработанных за 450 лет традициях и привычках, об уфимском характере, в конце концов!..
Палочкой-выручалочкой для молодых постановщиков стали артисты, с головой, аки младенцы при крещении, окунувшиеся в эту купель новых ощущений и возможностей. Я всегда говорю о том, что у Русского академического коллекционно подобранная труппа, и подтверждением тому стала необычная лаборатория, создавшая в результате подлинную оду Уфе.
Спектакль, который теперь с огромным успехом идет на Камерной сцене «русичей», строится по принципу, на первый взгляд, быть может, сопряжения далековатых идей, но обе его части с редкой органикой сплетаются, весьма логично ложась в канву повествования уфимского бытия. Начнем с того, что прологом к ним служит своеобразная экскурсия по театру, символизирующая проход туристической группы по улицам, проспектам и площадям города, который внезапно открывается пришлецам. Изначально это некие беглые впечатления новичка, коему пока недоступно окинуть просторы города с высоты птичьего полета. На это как бы намекает и оформление сцены, открывающейся взору зрителей, занимающих свои места в зале. Мы видим постамент памятника Салавату Юлаеву и копыта першерона, коего оседлал легендарный батыр – и понимаем: да, сейчас нам будет явлено то, что в первую очередь должен знать гость Уфы – факты, связанные с тем, как столица Башкирии в военное лихолетье стала домом для многих людей, историю Наполеоновской кампании и парижский след знаменитых Северных амуров и их крепеньких лошадок Башкирской породы, краткосрочное пребывание у нас писателя Андрея Платонова, 125-летие со дня рождения какового мы отмечали 21 августа (и за эту память о творце «Чевенгура» и «Котлована» – ГАРДТ РБ отдельная благодарность!), первый творческий импульс, который получил якобы от Андрея Платоновича родившийся в Уфе Сергей Донатович Довлатов; история профессионального дебюта великого русского баса Федора Шаляпина, к которому прямое отношение имеет наш город, и успех его творческих праправнуков братьев Абдразаковых; имена музыкантов, составивших славу Уфимского полуострова - и покинувших его, и ныне на нем обретающихся, творческий взлет великого Руди и не менее великого для нас Файзи Гаскарова, взмах журавлиных крыльев Зайтуны Насретдиновой и еще, и еще… И все это не засушено скупой на эпитеты речью экскурсовода, спешащего за академический час выдать все интересные подробности жизни Уфы, а напротив, с тонким юмором, изящно, трогательно и, благодаря актерам, чрезвычайно виртуозно. И через все это действо, нанизывая его эпизоды на тонкий шелковый гайтан, словно нить ярких бус, проходит фигура городской чудачки, а без таковых, безусловно, невозможно представить ни один крупный мегаполис. Нет, это не юродство, это, скорее, эксцентричная личность, у которой есть своя правда, она все время шепчет-проговаривает стихи уфимских поэтов, она некий оберег здешних мест, к которому подчас снисходительно, а подчас и с теплотой относятся окружающие и не боятся дети… Мне лично сей персонаж напомнил давно ушедшую от нас Зою Львовну Коган, которой не слишком везло в жизни, но иные помнят эту добрую, страстно любящую Уфу душу и по сию пору…
…А за всем этим зорко и с особенной, свойственной только ему ласковостью в глазах приглядывает из-за своего режиссерского столика незабвенный художественный руководитель театра Михаил Рабинович… Мы не видим Мастера, лампочка в привычной настольной лампе коего не горит. Но он здесь, его душа, его тепло сохранились в этих стенах навсегда, а сдобные, любимые Михаилом Исаковичем уфимские сушечки, возникшие вдруг на раскрытых ладонях актеров, – это своеобразные крохотные звенья цепочки, соединяющей сегодняшний спектакль с эпохой театра режиссера Рабиновича…
…А глава вторая сей необычной «книги» о нашем городе носит подчеркнуто персонифицированный характер. Это уже та заповедная часть объективной уфимской реальности, которая беглому взгляду туриста, увы, недоступна, поскольку речь идет о глубоком погружении в судьбы тех людей, что родились в городе над Белой, выросли в этих местах и живут здесь, не намереваясь сменить их на иные земли… Ксения Пещик, каким-то немыслимым образом за несколько дней сумевшая сконцентрировать массу фактов и имен из уфимской летописи в чрезвычайно насыщенный сгусток абсолютно счастливого детства, в основу своего высказывания взяла личные истории тех пяти актеров, с которыми ей предстояло работать. И восхищает то, что она подобрала особый ключик к этим исполнителям, с невероятной откровенностью, искренностью и чистосердечием раскрывшимися и ей, и всем нам, сидящим в зале. Каждый раз, слушая их были, поведанные зрителям с потрясающей прямотой, я ощущаю в горле ком и подчас смахиваю слезы. А еще думаю о том, что вот эти откровения, простенькие, казалось бы, но такие глубокие сюжеты из их личной жизни, быть может, и есть самый честный рассказ о любимом городе. Городе, подарившем каждому из нас место именно твоей силы; городе, где есть точки твоей боли и страха; городе, под сенью лип которого ты испытывал подлинный укол, ожог (как хотите) счастья; городе, в коем ты просто живешь, радуешься, порой печалишься, порой грустишь, встречаешь ребенка из школы, поднимаешься ввысь, нет, не на Колесе обозрения в уфимском парке, а на Чертовом колесе; следишь, закинув голову, за полетом стрижей над твоим двором; играешь в кондалы; мостишься на плечах у папы; рыдаешь, когда тебя коварно обманывает старший брат или сестра; плаваешь на самодельном плоту по огромной стихийно возникшей луже; мечтаешь о самых вкусных в мире пирожках с картошкой, что продаются только на Центральном рынке; бежишь на занятия в Уфимский институт искусств или в Башкирский педагогический, всем сердцем любишь родной Русский академический театр и от полноты чувств даже не можешь объяснить, что он значит в твоей судьбе!.. И все это Уфа, ее портрет, ее неуловимый абрис, который хранится в твоем сердце, согревая его лица необщим выраженьем… И кто сказал, что рассказ о городе – это лишь повествование о домах, заводах, парках и дворцах?! Это как раз те самые личные истории, что открыли залу пятеро тонких, фантастически красивых и талантливых людей, бережно освободив их из-под тонкой, словно муслин, прозрачной кисеи памяти… И ты, взглянув на все события минувших лет ясным взглядом из сегодняшнего дня и словно заново оценив графику башкирской лигатуры слова «Уфа», счастливо выдыхаешь: «Да хранят нас три шурупа»!
Илюзя КАПКАЕВА.
НА СНИМКЕ: «команда» второго эскиза с режиссером Ксенией Пещик.
Фото Булата ГАЙНЕТДИНОВА.


Объяснение в пристрастии


Удивительный город – наша Уфа. Стоит на возвышенности, но при этом не задается: дружелюбно протягивает свои руки-мосты всем гостям, укрывает в уютных парках и скверах своих жителей. Открыта для новшеств и инноваций, но любит и чтит старину.
Чистая, словно умытая тремя своими реками, она раскинулась с севера на юг на полсотни километров. И проспект Октября крепко-накрепко соединил исторический центр с промышленными районами. А в самой середине этой артерии, в географическом сердце города, расположился наш Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан.
Театр – это микромир, в котором, как солнце в капле росы, отражается место, где он существует. Как в городе дружно живут представители разных национальностей и конфессий, так и в нашем репертуаре соседствуют Александр Сергеевич Пушкин и Мустай Карим, Уильям Шекспир и Сергей Тимофеевич Аксаков.
Незримые, но прочные нити связывают театр и уфимских зрителей. Люди у нас невероятно искренние, и спектакли наши тоже пронизаны добром. Уфа не любит скоропалительных решений, но готова к экспериментам – с оглядкой на традиции. И наш коллектив тоже не стремится за сиюминутными ценностями – все «новые формы» проходят огранку, а неизменное доверие всегда вызывает русская, зарубежная и национальная классика.
Много лет возглавлявший наш театр художественный руководитель Михаил Исакович Рабинович, родившийся в Уфе, любивший ее и своим творчеством преданно ей служивший, по праву получил премию «Достояние столицы». Именно благодаря ему театр из Уфы знают во многих городах нашей необъятной страны.
Часто выезжая на гастроли, мы всякий раз с гордостью убеждаемся, что Уфа – один из самых красивых, теплых, зеленых мегаполисов. Порой мы недооцениваем свою малую родину, и нас манят дальние дали. Но нет ничего прекраснее, чем возвращаться в родной дом, в уютное, с голубой каемочкой крыши здание театра и каждый раз ждать момента, когда он распахнет двери любимым уфимцам и гостям нашей столицы, даря им радость и любовь!
Коллектив Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан.

Дата создание новости 30-08-2024   Комментарии (0)   Просмотров: 102     Номер: 61(13805)     Версия для печати

19 ноября 2024 г. №81(13825)


«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 





ВАКАНСИЯ

Редакция газеты «Вечерняя Уфа» примет на работу корреспондента с опытом работы. Зарплата по результатам собеседования (оклад плюс гонорары). Резюме присылайте на почту ufanight@rambler.ru с пометкой «корреспондент». Обращаться по телефону: 286-14-65.



 
© 2011-2023, Редакция газеты «Вечерняя Уфа»
Использование материалов без письменного согласия владельца сайта запрещено.